У истоков создания Омской епархии

У истоков создания Омской епархии

Дата публикации 29 мая 2025 10:49

В этом году Омская епархия празднует своё 130-летие. О том, как она появилась, и что этому способствовало, расскажем в нашем историческом очерке.

На протяжении всего XIX века нарастала актуальность учреждения самостоятельной епархии с центром в городе Омске. Это было вызвано тем, что происходило постепенное смещение административного центра Западной Сибири с севера на юг. Начиная с 1838 года, Омск становится местом пребывания генерал-губернатора Западной Сибири. Через 44 года Омск становится столицей обширного Степного края. В своих отчётах за 1887 и 1888 годы степной генерал-губернатор Г.А. Колпаковский докладывает о благовременности учреждения в Омске Епископской кафедры.

Перемещение в Омск административного центра поставило на повестку дня вопрос об образовании новой епархии. Еще более насущным он стал после проведения через Омск Великой Сибирской железнодорожной магистрали, что не только способствовало резкому увеличению числа жителей нашего города (с 39 542 человек в 1890 году до 60 601 человек в 1903 году), но и активизировало переселение в Сибирь из центральных районов России.

Карта Омской епархии. 1900 г. Из частной коллекции 

Постановление о необходимости открытия самостоятельной Омской епархии было вынесено на соборе сибирских архипастырей, проходившем в Иркутске в 1885 году.  

Согласно отношения обер-прокурора Св. Синода К.П. Победоносцева от 30 октября 1887 г. на имя преосвященного Авраамия, епископа Тобольского и Сибирского, в конце января 1888 года в Омске была создана специальная комиссия, состоящая из духовных, светских и военных лиц, выяснявшая необходимость открытия новой епархии. В комиссию вошли, кроме духовных лиц протоиерея К. Недосекова и отца Илии Зеленцова, предложенных владыкой Авраамием, генерал Юнеев, управляющий государственными имуществами Западной Сибири. Продумать мероприятия по этому делу поручили благочинному Омска протоиерею К. Недосекову, как жителю Омска, а также благочинному степных церквей, следовательно, хорошо знакомому с условиями жизни на периферии.

Омская комиссия решала на месте самые главные вопросы в деле приготовления к открытию Омской епархии. Работа комиссии продолжалась почти год (до 18 ноября 1888 года). С окончанием работ комиссии дело перешло к Тобольской духовной консистории.

Тобольская консистория почти во всем согласилась с работами омской комиссии. Штаты для архиерейского дома, будущего кафедрального собора и Омской духовной консистории, равно как и оклады содержания архиерея со свитой, по мнению консистории и согласно резолюции преосвященного Авраамия, намечены были такие же, как и в Тобольской епархии.

Однако в Тобольске нашли достаточным для ближайшего наблюдения за духовенством и православным населением, а также руководства в деле проповеди среди инородцев, ограничиться назначением не самостоятельного архиерея, а викарного епископа, с тем, чтобы он жил в Омске.

Расходы, вызванные учреждением Омского викарианства в составе Тобольской епархии, по мнению духовного начальства, «были менее значительны, нежели при учреждении самостоятельной епархии». Также, новому викарному епископу представлялась возможность «наиболее вернее выяснить вопрос о необходимости самостоятельности Омской епархии, и о том, как без значительных затрат приобрести достаточные епархиальные помещения». Мнение Тобольской духовной консистории о том, что новая самостоятельная епархия пока не нужна, было одобрено новым тобольским владыкой Иустином и отослано в январе 1891 года в Св. Синод.

В Санкт-Петербурге с этим мнением не согласились. К тому же, в «Отчёте военного губернатора Акмолинской области о состоянии этой области за 1894 год» говорилось, что «местное русское население окружено инородцами и нуждается более, чем население Европейской части России, в духовном окормлении и увеличении числа церквей и школ». На отчёт была наложена резолюция Государя: «Правильно». В 1895 г. Св. Синод представил через Государственный Совет на рассмотрение императора Николая II доклад об учреждении самостоятельной Омской епархии.

В состав новой епархии были причислены все церкви Акмолинской и Семипалатинской области, 92 церкви Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов Тобольской губернии с Ишимским училищем и 11 церквей Канского, Бийского и Барнаульского округов Томской губернии с назначением первым Омско-Семипалатинским архипастырем преосвященного Григория (в миру Льва Петровича Полетаева), епископа Туркестанского и Ташкентского.

В апреле газета «Степной край» официально сообщила населению об учреждении самостоятельной Омской епархии. Всего в пределах Омской епархии к 1895 году состояло 194 самостоятельных прихода и 320 народных школ. Приходы состояли из пяти, шести и даже порой более десяти деревень, из которых большинство находились в 15, 25, а некоторые в 60 и даже 100 верстах от приходских храмов, численность приходов доходила до 4000 душ обоего пола.

Первый Омский Епископ Григорий (Полетаев). Портрет из коллекции автора

Преосвященный Григорий, епископ Омский и Семипалатинский, прибыл в Омск в субботу, 27 мая 1895 года в 11 часов дня, на пароходе «Сарапулец» из Павлодара. На пристани его встречали Акмолинский военный губернатор Н.И. Санников, исполняющий обязанности командующего войсками Омского военного округа, председатель Военно-окружного совета и Войскового наказного атамана Сибирского казачьего войска, генерал от инфантерии П.С. Юнеев и другие начальствующие лица, а также благочинный Омских церквей протоиерей С. Баженов и многочисленные жители Омска.

Один из указов Омской духовной консистории от 26 января 1896 г. «О причислении жителей поселка Самаринского Сыропятской волости Тюкалинского округа к приходу Куликовской церкви и об отводе им кладбища». Из фондов ГИАОО

Сразу же после прибытия владыка Григорий активно занялся обустройством новой епархии. Формирование управленческой структуры было одной из важнейших задач, поэтому одним из первых дел было создание Духовной консистории, в первый состав которой вошли протоиерей Константин Недосеков, протоиерей Стефан Самойлов, протоиерей Николай Никольский. Располагалась консистория в съёмном помещении.

С целью повышения духовно-нравственного уровня обучаемых в школах и училищах детей усилиями владыки Григория был создан Омский епархиальный училищный совет, имеющий свои отделения в различных уголках епархии. Он контролировал работу школ грамоты, одноклассных и двуклассных церковно-приходских школ, а также Ишимского духовного училища. Деятельность и значение Омского епархиального училищного совета в деле духовного образования в епархии было чрезвычайно велико. Он разрабатывал программы преподавания в церковно-приходских школах и школах грамоты, способствовал открытию новых школ, финансированию существующих, их должному обеспечению книгами и учебными пособиями, назначению учителей в тех случаях, когда их не было, способствовал ремонту школьных зданий, награждал наидостойнейших и наиболее сочувствующих делам школ, а также поощрял ревностные уездные отделения и наказывал нерадивых.

По инициативе владыки Григория и при активной поддержке епархиального училищного совета во многих школах стали проводиться религиозно-нравственные чтения. Особых определенных программ для них не существовало. Предметом чтений были: толкование евангельских текстов, сообщение о тех или иных событиях из священной истории Ветхого и Нового Завета, рассказы из русско-церковной и гражданской истории и, вообще, назидательные статьи религиозно-нравственного характера. Чтецами, в большинстве случаев, являлись сами священники. Им помогали учителя и учительницы школ, а иногда диаконы и псаломщики. В промежутках между чтениями хором певчих исполнялись некоторые духовные песнопения. Чтения пользовались большой популярностью. На них собирались от 200 до 400 человек.

Особым явлением в ряду общественных организаций в период правления епископа Григория было «Омское епархиальное братство ревнителей православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения». Это детище владыки Григория внесло огромную лепту в устроение новой епархии. Мысль об основании епархиального православного братства возникла у владыки Григория и его сподвижников чуть ли не со дня открытия Омско-Семипалатинской епархии, но осуществилась только в 1898 году. По поручению епископа Григория священником Омского кафедрального собора Климентом Скальским был составлен устав Омского епархиального братства.

Деятельность Братства выражалась в следующем: оказание посильной помощи при построении и ремонте церквей, часовен и молитвенных домов; содействие открытию и поддержка церковных школ в городах и селах епархии; материальная и духовная помощь священникам-миссионерам; привлечение на службу в Омскую епархию священников из окончивших курс наук в духовных семинариях и академиях; приобретение богослужебных книг, утвари и церковных облачений, учебных книг и пособий для снабжения ими бесплатно или недорого бедных церквей епархии; закупка литературы религиозно-нравственного и патриотического содержания для распространения её в тех приходах, где проходили народные чтения и беседы; религиозно-нравственное просвещение крестьян и распространение среди них различных знаний через открытие бесплатных народных читален, уличных библиотек; бесплатная раздача Священного писания, книг религиозно-нравственного и патриотического содержания; раздача крестьянам икон, колец от святых мощей и других предметов почитания; сбор и хранение предметов местной старины и народного почитания; устроение и содержание приютов, богаделен, убежищ, яслей, ночлежных домов и т.д.

Вид Успенского Кафедрального  собора в г. Омске. Фото с дореволюционной  видовой почтовой открытки из коллекции автора

Нельзя обойти вниманием создание под покровительством владыки Григория и «Общества хоругвеносцев при Омском Успенском Кафедральном Соборе». Идея об учреждении Общества хоругвеносцев принадлежала старосте Успенского собора – омскому 1-й гильдии купцу Степану Семеновичу Волкову.

Снимок из частной коллекции

Часто бывая в Москве и других городах европейской части России и посещая при этом храмы, Степан Семенович восхищался тем порядком и благочинием, которые существовали при общественных богослужениях и шествиях, и находил, что немаловажную пользу в этом благолепии приносят хоругвеносцы. У него возникло желание организовать Общество хоругвеносцев при строящемся кафедральном соборе, об этом староста доложил владыке Григорию. 7 января 1897 года он получил архипастырское благословение на создание этого общества. Этот день и считается днем основания общества.

По приглашению С.С. Волкова в члены нового общества пожелало вступить около 40 жителей Омска различного звания и состояния. В первый же год на собранные между собой пожертвования члены общества соорудили изящную металлическую хоругвь с изображением на одной стороне св. Чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского, а на другой стороне – св. царицы Александры. Эта хоругвь была изготовлена в память священного коронования Их Императорских Высочеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Фёдоровны. Изготовление хоругви обошлось обществу в 130 рублей.

Ко времени освящения нового кафедрального Успенского собора обществом была изготовлена вторая хоругвь, подобная первой, с изображением на одной стороне Нерукотворного Спаса, а на другой – Воскресения Господня. 24 мая 1899 года общество из своих средств пожертвовало на постройку церковно-приходской школы при кафедральном соборе 25 рублей, за что получило благодарность правящего архиерея. Всего же Омское общество хоругвеносцев с 1897 по 1899 гг. включительно, несмотря на небольшое количество своих членов, отсутствие слаженной организации и скудность средств, сделало пожертвования для Омского кафедрального собора на сумму около 300 рублей.

27 октября 1899 года определением Святейшего Синода был утвержден «Устав Общества хоругвеносцев при Омском Успенском Кафедральном Соборе». За время своего официального существования члены общества лично участвовали в процессиях и торжественных богослужениях в кафедральном соборе и занимались по мере сил благоукрашениями Успенского собора.

Ко времени образования новой епархии в Омске выходило два периодических издания: «Степной край» и «Акмолинские областные ведомости». Они достаточно полно информировали читателей о светской жизни Омска и области, но вопросы, касающиеся духовной жизни Омского региона, ими затрагивались крайне редко. С образованием епархии возникла необходимость иметь свой печатный орган. В 1897 году в Святейший Синод владыкой Григорием было направлено прошение с просьбой о разрешении выпускать своё печатное издание – «Омские Епархиальные Ведомости», к прошению прилагалась специально разработанная структура нового журнала. Она состоял из двух частей: официальной и неофициальной.

Первый номер «Омских епархиальных ведомостей», увидевший свет 1 января 1898 г. Из фондов ГИАОО

Первый номер «Омских Епархиальных Ведомостей» увидел свет 1 января 1898 года. «Ведомости» выходили до 1917 года с периодичностью два раза в месяц (в 1916–1917 гг. – еженедельно). В 1918 году их сменили «Известия по Омской епархии», а в 1919 году – «Вестник Омской церкви». Возобновление издания «Омских Епархиальных ведомостей», но теперь как газеты, стало возможным только с 1990 года.

Сразу же по приезду в епархию епископ Григорий проявил себя и как энергичный храмостроитель. За пятилетний период управления епархией с 1895 по 1900 годы включительно на территории Омской епархии было возведено 118 церквей. 

Суровый сибирский климат, переезд с юга на север  (из Ташкента в Омск), обширность Омской епархии и трудность управления ею (при отсутствии, особенно в то время, удобных путей сообщения), а также преклонный возраст вынудили владыку Григория в 1900 году просить об увольнении его от управления Омской епархией. Данное ходатайство было уважено. 17 декабря того же 1900 года владыка был назначен членом Московской Синодальной Конторы и вместе с управляющим Донским ставропигиальным монастырём вскоре выехал из Омска в Москву. В 1906 году вследствие старости (75 лет) и слабости здоровья, епископ Григорий, согласно его желанию, был освобожден от обязанности по конторе и по управлению монастырем. Находясь на покое и получая пенсию в 2 000 рублей в год, владыка Григорий переместился на жительство в Новоспасский монастырь, где имелось свободное архиерейское помещение. Здесь он 15 июня 1914 года на 84 году жизни отошёл к Господу, здесь же, согласно его желанию, и был погребён.

Наступивший юбилейный год омское духовенство планирует провести масштабно, запланированы как богослужебные, так и просветительские мероприятия. В течение года будут работать выставки. Одна из них откроется уже в конце лета. Успенский кафедральный собор совместно с Музеем просвещения представит выставку «История Возрождения» (6+), а осенью здесь же развернётся ещё одна – «Тайны обретения мощей святителя Сильвестра» (6+). Просветительская экспозиция (6+) по истории православия в Омском Прииртышье будет действовать с сентября по декабрь и в Омском государственном историко-краеведческом музее. В августе планируется организовать паломничество к месту рождения первого омского архипастыря Григория в Нижегородскую область. Кульминацией же празднования 130-летия Омской епархии станет прибытие в Омск ковчега с мощами святителя-исповедника Патриарха Тихона и соборное праздничное богослужение с участием архипастырей и духовенства Омской митрополии 24-25 сентября.

Святитель Тихон был патриархом Московским и всея Руси с 1917 по 1925 гг. Русской Православной церковью он был канонизирован в лике исповедника. В этом году исполняется 160 лет со дня его рождения и 100 лет со дня смерти. Этому святителю молятся об избавлении от душевных болезней и зависимостей, злобы и уныния.

К концу текущего года планируется издать книгу по истории Омской епархии и выпустить фильм, приуроченные к юбилейной дате.

Александр Лосунов, историк-краевед, председатель ОРОО «Достояние Сибири»

Распечатать страницу