Михаил Акимов: «Если обидеть велосипед, он может отомстить»

Перспективный велогонщик о профессиональном спорте, тренерской поддержке и семейной жизни.
Омский велогонщик Михаил Акимов – спортсмен еще молодой, ему всего 21 год, и про таких принято говорить – «у него еще все впереди». Но уже и сейчас этому «шоссейнику» есть чем похвастаться. В 2008 году Акимов завоевал полный комплект наград чемпионата России по велоспорту на шоссе. Он – бронзовый призер чемпионата России-2012 в групповой гонке среди гонщиков до 23 лет, победитель этапа престижной гонки «Джиро ди Базиликата», других представительных международных стартов. Многие специалисты именно с ним связывают возрождение некогда громкой славы омской школы «шоссейников», подарившей миру двух Олимпийских чемпионов: Геннадия Комнатова и Сергея Шелпакова. С продолжателем славных традиций побеседовал корреспондент «ОП».

Омская гонка стала самой главной

– Михаил, общеизвестно, как много у спортсменов примет и суеверий. Тяжелоатлет никогда не перешагнет через штангу, во многих игровых видах спорта считается крайне дурным тоном сесть на мяч, многие автогонщики считают свои болиды одушевленными, дают им ласковые имена и разговаривают с ними. А как у тебя взаимоотношения с велосипедом?

– Видели, как теннисист, у которого не идет игра, в приступе ярости со всей силы бросает ракетку о корт? Вот такие же картины часто можно видеть и в велоспорте. Гонщик, у которого не заладилась гонка, я сам это видел, бросил свой велосипед в канаву. Ну а уж пнуть его, будучи в раздражении, это и вовсе обычная практика. Только не для меня. Ведь это не просто спортивный снаряд, это – боевая машина! Хоть я и не разговариваю со своим велосипедом и не считаю его одушевленным существом, но уж точно никогда не пну. Верю, что он может обидеться и отомстить мне. 

Может быть, это и сказки, но порой просто невозможно логически объяснить, почему сегодня «покатило», а завтра нет. Да и вообще, я велосипед с детства очень люблю. Могу собрать и разобрать его с закрытыми глазами. Хотя отношение с годами и меняется. Когда я был маленьким, хороший велосипед был огромной редкостью. Если и удавалось такой заполучить, то лишь один раз за многие годы. Конечно, за это время он становился прямо-таки родным! А сейчас, гоняя за профессиональные команды, меняю велосипеды каждый год, а порой и не по одному разу. Тут прежнему чувству родства с машиной взяться неоткуда.

– Каждую весну в мае, начиная с 1982 года, в нашем городе проходит омская велогонка – многодневка. Насколько важной она стала в твоем спортивном становлении?

– Она стала самой главной, ни больше ни меньше. Этот турнир проводится для юношей, и является своего рода пропуском в дальнейшую карьеру. Все, кто выигрывал эти старты до меня, сумели проявить себя и во взрослом спорте. А, значит, оттого, насколько успешно выступишь в этой юношеской гонке, зависит очень многое. Ах, как я к ней готовился! Поверьте, с тех пор я так не тренировался ни перед одним стартом! (Смеется.) Я был серьезно нацелен на успешное выступление в омской веломногодневке. Она стала для меня тем же, чем, может быть, станет когда-нибудь «Тур де Франс», если, конечно, доведется поучаствовать. 

Все сложилось очень волнительно: до самого последнего этапа я шел вторым, проигрывая какие-то секунды. И именно на последнем этапе сумел вырвать победу! Этот момент стал одним из самых счастливых в моей жизни! Даже выигранный мной в том же году чемпионат России показался чем-то второстепенным. До этой победы омичам много лет подряд не удавалось стать первыми на этом домашнем турнире.

– Кто стал главным тренером в твоей спортивной карьере?

– Моим первым тренером был Андрей Александрович Голиков. Он дал мне азы знаний о велоспорте и, самое главное – научил меня этот спорт любить. Я тогда был еще совсем мальчишкой и относился к наставнику, как ко второму отцу. Сейчас мой тренер – Михаил Ефимович Редько, мы работаем в связке уже много лет. И он дал мне очень многое не только как спорт-смену, но и как человеку. Не просто научил тому, как вести гонку на шоссе, но и правильно поступать в различных жизненных ситуациях.

Без сомнений, именно Михаил Ефимович – главный тренер в моей жизни. Потому что в национальной сборной никто не станет тратить время на индивидуальные занятия с тем или иным велосипедистом. А в профессиональных клубных командах люди на тренерском посту меняются порой так часто, что не всех и запоминаешь. Последние четыре года я обычно «гоняюсь» за границей, Михаил Ефимович не может всегда быть рядом, но тем не менее он постоянно на связи, дает мне столь необходимые советы по телефону. Причем повторю: не только спортивные, но и житейские.

Команду выбирает тренер

– Еще в прошлом, 2012 году, ты «гонял» за команду «Итера-Катюша». В феврале 2013 перешел в Russian Helicopters, а в августе этого же года – в «Русвело». Третья команда за полтора года! Не многовато ли?

– Особенность российского велоспорта состоит в том, что у нас в стране гонщик не может сам выбирать себе команду. Это в Европе ты идешь в тот клуб, который нравится именно тебе, а не тренеру, скажем, или менеджеру. В России не так, тут мнение спортсмена не решает ничего. Не было моей инициативы в том, чтобы переходить в Russian Hеlicopters, тем более, что мне предлагали остаться в «Катюше». 

Но тренер сборной Николай Григорьевич Морозов сказал, что мне надо «обкататься» на взрослом уровне, и он меня туда переведет. Я вплоть до самого старта сезона не знал, за какую команду буду «гоняться». И вот как-то декабрьским вечером мне принесли на подпись контракт с Russian Helicopters. Полсезона я провел там, ну а потом меня перевели в «Русвело», за которую я стал «гоняться» уже на профессиональных турнирах. Так что, я не сам выбираю клуб, за меня это делает Морозов, которому я полностью доверяю. Именно он «ведет» мою карьеру в последнее время.

– Расскажи о своих последних стартах в Италии. Насколько ты ими доволен?

– 21 августа в Италии прошла однодневная классическая гонка Coppa Agostoni, где, защищая цвета «Русвело», я преодолел дистанцию в сто девяносто семь километров с пятью вершинами высотой до восьмисот метров. А уже 24 августа во Франции стартовала многодневная гонка Tour de l’Avenir, в которой принимали участие спортсмены в возрасте до 23 лет. Там я уже выступал не за клуб, а за сборную России. Из шести стартовавших в гонке россиян к финишу добрались лишь двое – я и еще один парень. Остальные сошли с дистанции. 

Основная подготовка сразу после окончания чемпионата Европы в Чехии была направлена на главный старт года – чемпионат мира, который прошел с 22 по 29 сентября в пяти городах Тосканы. Право выступить на столь престижном турнире я завоевал по результатам чемпионата и первенства России в Самаре в июне этого года. В этих соревнованиях приняли участие более трехсот гонщиков из двадцати семи регионов России. 

Там я в групповой гонке занял шестое место, и оно стало пропуском в национальную сборную. Я был очень серьезно нацелен на то, чтобы показать на Апеннинах хороший результат, ведь я «гоняю» в Италии очень часто, начиная с шестнадцати лет. Там находится база нашей команды, итальянские трассы мне хорошо знакомы, и я их очень люблю. Сборная готовилась к чемпионату мира в высокогорных районах, и скажу прямо – подготовка у нас не задалась. Не знаю, недотренировались мы или, наоборот, перетренировались. Это уж пусть выясняют наставники команды. 

Женитьба меня изменила

– Домой на заслуженный отдых, стало быть, приехал в подавленном настроении? 

– Из-за столь смазанной концовки осталось чувство неудовлетворенности сезоном в целом. Но как только приехал домой, от депрессии и следа не осталось. Ведь здесь меня ждала Кристина, та девушка, которую я так сильно люблю! Уже в начале октября мы поженились. Она тоже омичка, но, к счастью, не велосипедистка, и вообще не спортсменка.

– После этих твоих слов мне вспомнилось, как в рассказе Чехова «Человек в футляре» главный герой был настолько поражен видом женщины на велосипеде, что отказался на ней жениться.

– Как я его понимаю! (Смеется.) Я абсолютно уверен, что велогонки – не женственный вид спорта. Если же говорить о моей женитьбе, то я просто поражен, как после нее я быстро и сильно изменился внутренне. Казалось бы, с Кристиной мы вместе уже давно, просто вот свадьбу сыграли совсем недавно. Но лишь теперь я почувствовал себя ответственным за моих родных, за то, чтобы они ни в чем не нуждались. Детей у нас пока нет, но я мечтаю о том прекрасном дне, когда стану отцом!

– А ты в повседневной жизни пользуешься велосипедом? Скажем, ездишь на прогулки или по городу?

– Вот уж ни за что! Я за сезон проезжаю на своем «железном друге» около тридцати пяти тысяч километров, только и делаю, что кручу педали. Делать это еще и в редкие минуты отдыха? Как говорится, увольте! Правда, и пешком я ходить не люблю. А уж бегать – тем более. Именно из-за беговых упражнений я терпеть не могу зимний этап физической подготовки к сезону. Ну не мое это! Выход из этой ситуации очень простой – в повседневной жизни я обожаю автомобили: вроде и педали есть, а крутить их не надо! (Смеется.)
©
URL: http://omskregion.info/news/15717-mixail_akimov_esli_obidet_velosiped_on_mojet_otoms/
Дата публикации:30/10/2013 14:08
Автор:Алексей Одариев
Фото:Максим Кармаев