В кабине вертолета – как в театре

Опасная работа не мешает пилоту Анатолию Филатову увлекаться фотографией.
Опасная работа не мешает пилоту Анатолию Филатову увлекаться фотографией.

Сам Анатолий Филатов в полиции никогда не служил. Однако судьба распорядилась так, что именно ему пришлось в середине девяностых создавать Авиационный отряд специального назначения полиции УМВД России по Омской области.

Надежная, как весь гражданский флот

Его карьера пилота началась с гражданской авиации. После окончания летного училища начал работать командиром экипажа вертолета Ми-8 сначала в Улан-Удэ, потом на Крайнем Севере. Довелось занимать должности и начальника аэропорта, и командира эскадрильи. Работать было интересно, вертолеты Ми-8 помогали геологоразведочным партиям – доставляли оборудование и продовольствие, забирали найденные образцы полезных ископаемых. Курьезных случаев Анатолий Андреевич вспоминает массу. График вылетов был очень плотным. Однажды вместе с партией груза потребовалось доставить в одну из партий охотничью собаку. На аэродроме ее привязали в салоне вертолета, и собачка с непривычки забилась под сиденье. Груз доставили на место, быстро очистили салон, и вертолет начал взлетать.

– Поднялся метра на два, вижу, все геологи, как сумасшедшие, внизу бегают и руками мне машут, – вспоминает Анатолий Филатов. – Сел, кричу им, что тороплюсь, солнце заходит. Раньше запрещалось летать ночью. Вновь отрываюсь от земли, они опять в крик. Плюнул, снова приземлился, выскакиваю из вертолета и понимаю причину паники. Когда геологи разгружали салон вертолета, собачка из него выскочила. А отвязать поводок никто не догадался: торопились очень. Только когда машина начала отрываться от земли, увидели, что собака бежит следом, причем уже на задних лапах. Вот была бы картина, если бы мы с ней на аэродром вернулись.

Вольнонаемный командир

Перестроечные годы отечественная авиация переживала очень тяжело. Аэропорт под Иркутском закрыли, а в эскадрилье Анатолия Филатова остался единственный вертолет, который раз в пятнадцать дней развозил сторожей на буровые вышки. Позже и его не стало. Надо было искать работу. Вспомнил, что когда-то приглашали на должность инструктора в Омское летное училище, и приехал в наш город. Однако в Омске дела обстояли не лучше – топлива не было, поэтому шло массовое сокращение летного состава. 

– Иду как-то, настроение отвратительное. Ладно бы, списали по здоровью – не так обидно бы было, – продолжает Анатолий Андреевич. – Вдруг вижу – стоит Ми-8.

Летчик навел справки в компании «Омскавиа». Там сообщили, что вертолет им уже не принадлежит – отдан за долги областной администрации, которая передала его в УВД. А в милиции подтвердили – вертолет наш, но экипажа нет.

– А вот он – я, – смеется, вспоминая ту ситуацию 96-го года, Анатолий.

На самом же деле было не до смеха. Проверяли его месяца четыре. Кадровиков смущало то, что летчику на тот период исполнилось уже 46 лет. Сам же кандидат время зря не терял – подбирал экипаж. В итоге его все-таки утвердили в должности командира авиационного отряда специального назначения вольнонаемным работником. 

Разместили личный состав авиаотряда в старом одноэтажном здании, больше напоминающем коровник. На ремонт руководивший в то время омской милицией Виктор Камерцель выделил сначала всего 500 тыс. рублей. Строители посчитали и заявили, что только ремонт крыши обойдется больше чем в 600 тыс. рублей. «Делайте», – не задумываясь, согласился Анатолий. Позже «на ковре» у начальства переживал, ждал, что накажут за самоуправство. Но Камерцель ничего не сказал, лишь распорядился увеличить сумму, выделенную на ремонт.

Там, где пехота не пройдет

К сожалению, авиаотряды специального назначения полиции существуют далеко не во всех российских регионах, поэтому наши авиаторы кроме Омской обслуживают еще часть Тюменской и Курганской областей. Время от времени возникают ситуации, когда без их участия просто не обойтись. В конце девяностых в одном из леспромхозов Тевризского района произошло двойное убийство. Дело происходило в мае, поэтому ни на лодке, ни на машине переправиться через Иртыш было нельзя. Группу следователей и криминалистов доставили к месту вертолетом. В результате преступление было раскрыто всего за несколько часов.

С помощью вертолета довольно быстро раскрываются преступления, связанные с угоном скота, браконьерством. А участию авиатехники в поиске пропавших людей придается такое большое значение, что омский авиаотряд даже усилили несколькими беспилотниками.

– В районе Колосовки дело было. Уже ранняя осень стояла, по ночам холодало. Родители пошли по ягоды и пятилетнюю дочку с собой взяли. Как это часто бывает, девочка бегала от мамы к папе, пока не потерялась. Хватились, только когда стемнело. Деревенька всего домов двенадцать, особо и искать-то ребенка некому. Утром к поискам подключилась вся полиция, в том числе и мы. Ребенка обнаружили с помощью тепловизора – под кустом сидела километрах в четырех от деревни. Сесть нам было негде, поэтому передали координаты наземной группе. Те быстро подъехали, и вовремя. Девочка так замерзла, что уже плакать не могла. Мы ее сразу же в город доставили, – рассказывает Анатолий Андреевич.

К концу нашего разговора он признается, что пора и на отдых, ведь ему уже шестьдесят шесть.

– Пытаюсь замену себе подготовить, а ничего не получается. Готовишь пилота, обучаешь, а он потом в Москву уезжает или еще куда-нибудь, – вздыхает Анатолий Филатов.

Посидел за штурвалом – как в театре побывал

Впрочем, держит его не отсутствие сменщика, а само небо, в котором он чувствует себя лучше, чем на земле.

– Раньше мы больше летали. Бывало, по восемь часов за смену в воздухе находишься, а в конце рабочего дня усталости не чувствуешь. Потому что обстановка за бортом постоянно меняется и небо всегда красивое. Посидел за штурвалом – как будто в театре побывал. Серьезно, – убежден Анатолий Андреевич. 

Впрочем, и на земле он успевает замечать много необычного, ведь экипаж часто бывает в таких местах, где редко ступает нога человека.

Несколько лет назад друзья подарили Анатолию Филатову хороший фотоаппарат. Он всегда берет подарок в полет, делает снимки как в воздухе, так и на земле. В кадр чаще всего попадают картины живописной сибирской природы и люди, населяющие разные уголки Прииртышья.

– Ничего не стал бы менять, если бы мне выпала возможность начать жизнь заново. Так бы и прожил с интересом, – подводит вполне логичный итог нашей встречи пилот Анатолий Филатов.

Можно не сомневаться, что Анатолию Филатову суждено пережить еще не мало интересных и ярких моментов.
©
URL: http://omskregion.info/news/15860-v_kabine_vertoleta__kak_v_teatre/
Дата публикации:07/11/2013 11:48
Автор:Алексей Николаев
Фото:Евгений Кармаев