Поиски прадедушки-героя 12 лет назад определили участие тогда еще студентки Анастасии Ерахтиной в движении «Бессмертного полка». Сейчас омичка является членом Центрального штаба общественной организации, а движение отмечает юбилей.
Общероссийское движение «Бессмертный полк России» в этом году празднует десятилетие. Омская область была в числе первых регионов, где проходило шествие. Впервые его при помощи волонтеров провели в Омске 9 мая 2013 года. Тогда еще 20-летняя студентка медуниверситета Анастасия Ерахтина, обнаружив в архивах сведения о своем прадедушке, Михаиле Александровиче Ерахтине, погибшем в ходе Великой Отечественной войны, не только восстановила семейную память, но и нашла призвание в общественной работе. Сегодня она — член Центрального штаба общероссийского движения «Бессмертный полк России» и куратор по Сибирскому округу.
— Анастасия, как вы стали участником движения «Бессмертный полк России»?
— В 2013 году вместе с другими студентами пришла в качестве волонтера в общественную приемную, где помогали со сбором данных безвестно пропавших воинов-героев. Тогда я нашла архивные данные и о своем прадедушке по отцовской линии Михаиле Александровиче Ерахтине, который был участником Великой Отечественной войны и погиб. До этого знала только фамилию и имя, а сейчас в подробностях владею сведениями о боевом пути, наградах. Личная история с поиском прадедушки-героя, можно сказать, определила мое дальнейшее участие в движении «Бессмертного полка». Теперь наша семья – родители, брат и сестра с его портретом встают в ряды «Бессмертного полка» ежегодно. Конечно, я тоже, по возможности, принимаю участие в шествиях с его портретом.

— Как вы перешли в разряд организаторов движения?
— Не сразу, ведь изначально «Бессмертный полк» был стихийным шествием и проводился в отдельных регионах при небольшом количестве людей. И называлось мероприятие в разных городах по-разному. Где-то, например, это была «Река памяти». 30 сентября 2015 года Министерство юстиции Российской Федерации официально зарегистрировало новую общественную организацию — Общероссийское общественное гражданско-патриотическое движение «Бессмертный полк России». Вскоре в Омске организовали штаб и региональное отделение движения, координатором которого стала Галина Кудря. А я была одним из первых волонтеров, кто помогал в организации шествия. Затем стала членом регионального штаба, отвечала за набор волонтеров, организовывала непосредственно колонны людей с портретами героев. Получается, что с Галиной Григорьевной мы проводили работу по организации движения «Бессмертный полк» в Омске с момента его зарождения.
В январе 2023 года меня избрали руководителем исполкома региона, а в прошлом году я была избрана членом Центрального штаба ООД «Бессмертный полк России».
— Скажите, что для вас лично это движение означает?
— В первую очередь, это возможность отдать дань памяти тем героям, кто встал на защиту нашей Родины и отдал свою жизнь за мир на земле. Наш президент Владимир Путин справедливо отметил, что «Бессмертный полк» — победная колонна, где те, кто погиб на полях сражения, находятся в строю. И важно, что портреты несут их потомки. Это позволяет сохранить память о героических поступках наших предков. 9 Мая теперь мы вспоминаем героев поименно.

— Предполагали ли вы когда-то, что из небольшого шествия в отдельных городах России движение может стать международным событием?
— Безусловно, нет! Я родилась в современной России, когда уже было очевидное противостояние Запада. Поэтому даже представить сложно было, что наш «Бессмертный полк» выйдет за пределы нашей страны. Стоит отметить, что шествие зародилось именно в народе и народы других стран, видя искренность события, его поддерживают с каждым годом все больше. Причем для этого ничего не делается через административный ресурс. Не требуется и поддержка каких-либо коммерческих структур. Например, мы даже отказались от предложения операторов сотовой связи через массовую рассылку оповещать абонентов о грядущем шествии. Этого вовсе не требуется. Люди сами ежегодно в День Победы берут портреты и выходят на улицы своих городов, чтобы почтить память родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Даже в ковидный период, когда официально любые массовые мероприятия были отменены, наши граждане, выходя на прогулку, в День Победы брали портреты своих дедов и прадедов. Мы видели планшеты с именами героев, прикрепленные на мотоциклы и автомобили. И теперь это движение никакой силе уже не остановить, наверное, «Бессмертный полк» вошел уже и в генотип русского народа.
— Насколько сложно сегодня, когда десятки тысяч людей выходят с портретами своих героев, организовать шествие?
— На самом деле, это очень сложно. За этим красивым действием стоит большая работа огромного числа людей. Одна из важнейших задач — обеспечение безопасности. Мы благодарны всем представителям правоохранительной системы, которые в праздничный день выходят на улицу, чтобы обеспечить правопорядок и охрану.
Что касается организации самого мероприятия, то здесь огромную роль играют волонтеры. Важно, чтобы ребята четко понимали свои задачи, которые заключаются не только в том, чтобы потом подобрать мусор. Волонтеры — ключевые фигуры, сопровождающие малогабаритные категории людей, готовые оказать любое содействие участникам шествия, в том числе неординарные, выполняют просьбы участников и оказывают помощь при возникновении каких-то сложных ситуаций в процессе.

— Какие происходят инциденты во время шествия?
— Когда мероприятие настолько массовое, когда тысячи людей в едином потоке следуют, то, конечно, могут случаться разные инциденты. К счастью, происшествий у нас не было. Но были случаи, когда терялись дети и именно волонтеры с правоохранителями оказывали оперативную помощь. Случается, что человеку, особенно возрастному участнику, может стать плохо. Тогда медики приходят на помощь. Мы всегда всем советуем, прежде чем принять решение об участии в шествии, следует реально оценить свои физические возможности, состояние здоровья. Если человек намерен участвовать, то ему необходимо понимать, какая будет погода, взять с собой бутылочку воды, объяснить правила поведения в общественных местах детям, если идут с ними.
— Сегодня есть необходимость искать волонтеров для организации «Бессмертного полка»? Насколько охотно люди идут в волонтеры?
— Зачастую люди сами предлагают помощь. У нас очень много студентов, есть представители серебряного возраста, которые являются волонтерами. Знаю многих, кто когда-то был студентом и пришел в движение, а теперь у них семьи, высокие должности, но они все равно ежегодно идут волонтерами, уже с женами и коллегами, чтобы помочь организовать шествие. Это очень ценно и говорит о том, что волонтер — это не человек «принеси-подай», он чувствует свою сопричастность событию!
— Что касается работы общественного штаба, она продолжается?
— Конечно. Эта работа будет вестись и дальше, так как она востребована и дает результаты. Часто случается так, что человек приходит и информацию о его родственнике, который числится пропавшим без вести, мы найти не можем. Однако через время, она появляется, ведь поисковики ведут свою деятельность постоянно, поднимая из земли останки героев, вещей. Испытываешь особые чувства, когда удается восстановить боевой путь героя и передать данные его близким.

— Организовывая такое глобальное мероприятие, как «Бессмертный полк», наверняка часто сталкиваетесь с трогательными историями. Какие моменты за последнее время вас особо впечатлили?
— Действительно, мы постоянно узнаем много историй, от которых мурашки по коже. Это касается и подвигов героев Великой Отечественной войны, и какие-то моменты из сегодняшней жизни, связанные с «Бессмертным полком». Трудно выделить одну-две истории героических подвигов, поэтому расскажу о настоящем. Особо впечатлила, например, ситуация, связанная с шествием людей с ограниченными возможностями. Учитывая, что им предстояло преодолеть путь в 5 км, все время поднятыми держать таблички, мы понимали, что следует продумать коридоры выхода из колонны. Дополнительно были привлечены медики, хотя скорые несут дежурство каждый раз. Организационно все было выполнено, но какое же было удивление, когда мы узнали, что такими коридорами инвалиды практически не воспользовались. Они пояснили, что их деды и прадеды для того, чтобы сохранить мир на земле, делали порой невозможное, преодолевая боль и страх. Поэтому они не могли позволить себе сойти с дистанции. Потомки – достойные своих прародителей!
Еще одна история связана с участниками специальной военной операции, которые, либо находясь в отпуске, либо уже вернувшиеся в гражданскую жизнь, участвуют в «Бессмертном полке». В форме, с боевыми наградами, теперь понимая, что на самом деле пришлось пережить родственникам-героям, они несут таблички с их именами и фотографиями. Это дорого стоит и вызывает особые чувства, ведь эти ребята являются продолжателями той истории, когда фашизм поднял голову и его необходимо побороть.

— Расскажите об атмосфере, которая царит в колонне во время шествия?
— Это совершенно удивительная атмосфера, так как люди в этот момент переживают весь спектр чувств. Я уже заметила, что изначально, учитывая музыкальное сопровождение, у многих возникает чувство утраты, скорби, сожаления о том, что пришлось пройти нашим дедам и прадедам в борьбе с фашистами и их союзниками, что ветеранов с каждым годом остается все меньше. Однако постепенно сильнее ощущается гордость, патриотизм, что народ смог выдержать и отразить такой натиск врага, ощущаешь величие нашей страны, трепет и гордость за то, что являешься гражданином такого могучего государства. Слезы скорби превращаются в слезы радости! И это не подделать, это то, что идет из глубины души каждого человека. «Бессмертный полк» с каждым годом все больше показывает, что наш народ един, а значит, непобедим!







































