Мастер деревянного кружева: Виталий Давыдков сохраняет традиции омской домовой резьбы

Мастер деревянного кружева: Виталий Давыдков сохраняет традиции омской домовой резьбы

Дата публикации 24 октября 2025 11:00 Автор Фото Сергей Мельников

«ОМСКРЕГИОН» посетил мастерскую омского художника и мастера художественной обработки дерева, чтобы поговорить о его работе, вдохновении и сохранении традиций уникальной омской домовой резьбы.

Окончив художественно-графический факультет Омского педагогического института им. М. Горького, Давыдков продолжил семейную традицию, углубившись в изучение русского народного искусства, в частности, уникальной орнаментики омской домовой резьбы. Еще будучи студентом, он помогал отцу в сборе исследовательского материала, что стало крепким фундаментом его мастерства.

– Виталий Анатольевич, с чего все началось? Как вы пришли к резьбе?

– Работа в разных областях дала мне ценный опыт, но именно к резьбе по дереву я всегда чувствовал особую теплоту и тяготение. Отец руководил изостудией, а я, как его ученик, активно участвовал в процессе. Конечно, для занятий резьбой необходима серьезная художественная подготовка.

Судьбоносным стал 1984 год. Отец преподавал в пионерском лагере им. Стрельникова, где вел кружок «Умелые руки». Там как раз построили новую баню – огромный деревянный сруб в форме креста, привезенный из Усть-Ишима. Глядя на него, отец обронил ученикам: «Вот бы мне оформить эту баню!» На следующее утро директор предприятия, владевшего лагерем, Геннадий Быстрицкий, услышав об этом, сразу предложил: «Приступайте! Давайте делать!» Он был большим ценителем домовой резьбы и деревянной архитектуры. Объект был прекрасный, так начался наш первый совместный проект, настоящий «стартап». Отец взялся за наличники, карнизы, и это положило начало нашему творческому пути.

После окончания института я попробовал работать в строительном техникуме, но уже через три недели понял, что это мне неинтересно, и мое призвание – только наше дело. Я окончательно определился и полностью посвятил себя резьбе. Вместе с отцом активно начали развивать свое дело. Постепенно появилась мастерская, для которой удалось найти подходящее помещение.

– А как вы получили этот домик на Ипподромной, который стал вашей мастерской?

– Его нам передали в качестве оплаты за помощь одной строительной организации. Это был своего рода бартер: они рассчитались с нами, предоставив домик в безвозмездное пользование.

– Кто ваши основные клиенты?

– Изначально это был «Омскэнерго». Мы долго и плодотворно сотрудничали, оформляя их столовую, спортивный комплекс и даже баню, которая, к сожалению, сгорела. Остались лишь воспоминания и фотографии, на которых запечатлен огромный резной петух и высокие сосны. Сейчас там новое кирпичное здание, увы, без нашей резьбы. Зато в пионерском лагере им. Стрельникова (сегодня, кажется, это база отдыха) до сих пор можно увидеть наши лавочки.

Сейчас мы ориентируемся в основном на частных заказчиков, хотя раньше преобладали бюджетные организации: медицинские, образовательные учреждения. К счастью, все больше появляется ценителей наших работ. Заказчики видят, как преображается их дом, приобретает уникальный колорит и неповторимый облик. Резьба позволяет сгладить архитектурные недочеты и превратить обычное здание в настоящий шедевр. У нас есть преданные поклонники, которым это действительно важно.

Также сотрудничали с базой отдыха «Тридевятое царство» по Муромцевскому тракту: оформили интерьеры и экстерьеры гостевых домов, баню, крыльцо, ограждения с резными балясинами.

Мы делаем все – от светильников в виде колеса до масштабных крылец, используя уникальный стиль омской домовой резьбы.

Фото: Виталий Давыдков 

– В чем особенность омской домовой резьбы?

– Наш опыт – это настоящий багаж наследия. Отец всегда был увлечен сбором образцов омской домовой резьбы. Ее особенность в орнаментах и способах изготовления.

Когда-то на улице Омской стояли живописные деревянные дома. Сейчас там типовые пятиэтажки, предлагающие лишь бытовые удобства, лишенные души и красоты. А раньше каждый купец стремился сделать свой дом неповторимым.

На улице Мичурина еще стоит домик с драконами, который, к сожалению, разрушается. Никто не может принять решение о его восстановлении и сохранении, а ведь там уникальные элементы! Это знаменитый дом, как у Кондратия Белова, но даже интереснее – с башенкой и наличниками в виде драконов. Я делал копии этих драконов и возил на выставку «Ладья» в Москве. Публика была в восторге от этого необычного дизайна.

– У вас в Омске много красивых работ. Какой заказ был самым запоминающимся, необычным?

– Знаете, каждый заказ по-своему уникален и интересен. Но особенно запомнилась работа над оформлением храма Всех Святых на улице Куйбышева. Интересно было создавать что-то для всех, а не только для одного человека, живущего за высоким забором, о котором никто не знает. Многие ведь даже не разрешают фотографировать наши работы, просят меньше рассказывать, не указывать адреса. А здесь, наоборот, работа была на виду. Это интересный деревянный храм, украшенный резьбой.

Фото: Виталий Давыдков 

– Какой материал вы чаще всего используете в своих работах? И какой считаете оптимальным?

– Еще в 1992 году мы приобрели домик в Муромцевском районе, в селе Петропавловка, у нас там дача. И лес для работы мы закупаем в Муромцево. Постепенно пришли к тому, что стали сотрудничать напрямую с лесхозом. Сначала выписывали деляну, но это оказалось довольно сложно. Теперь покупаем лес непосредственно в лесхозе. К счастью, у нас много знакомых, которые знают о нашем деле и всегда стараются помочь. Они понимают, что далеко не каждая доска подойдет для создания красивых вещей. Благодаря этому у нас есть возможность тщательно выбирать лес. Ведь обычно лес продается «кучей», а нам нужно отбирать. Не всем это позволяют, но к нам относятся с пониманием.

Летом мы закупаем лес и сами его сушим. Это довольно длительный процесс. Чтобы что-то изготовить сегодня, материал нужно заготовить минимум за полгода, чтобы он успел хорошо просохнуть и прийти в нормальное состояние.

– Вы работаете только с сосной? Или используете другие породы дерева?

– К сожалению, особого выбора у нас нет. Осина для наших целей не годится, это слишком «капризное» дерево. Березу тоже не используем – ее гнет и крутит. Сосна – самый доступный и распространённый материал в нашем регионе. Дуб и граб пришлось бы заказывать издалека, что сильно увеличивает стоимость. А для наружных работ, для оформления домов, сосна вполне подходит. Это хороший, практичный материал. Мы, конечно, стараемся выбирать лес с минимальным количеством сучков, без брака, трещин и других пороков. От этого напрямую зависит конечный результат и срок службы изделия. Главное – правильно высушить древесину. Это долгий, но очень важный этап, который необходимо соблюдать, чтобы все получилось наилучшим образом. Тогда наши изделия не только украшают, но и долго служат, радуя людей. Ведь если сделать что-то некачественно, к тебе больше не обратятся.

– Сколько у вас помощников?

– У нас семейное предприятие. Работаем вместе с отцом. Пока нам никто не нужен, мы вполне справляемся вдвоем. Знаете, иногда я смотрю на объем выполненной работы и поражаюсь нашей продуктивности.

Сейчас у нас есть интересные проекты в Зеленой долине и красивый дом в Бородинке. Работа над ним еще не завершена. Также работаем в Чукреевке, Ростовке, Усть-Заостровке, Чернолучье, селе Октябрьском, Муромцево и др.

Фото: Виталий Давыдков 

– Какой ваш самый длительный проект?

– У нас есть заказчик, с которым мы сотрудничаем уже десять лет! Мы не просто выполняем заказы, а творим вместе. Этому человеку хочется сотворчества. У нас сложился настоящий тандем. У него рождаются интересные идеи, он находит что-то вдохновляющее в интернете, а мы думаем, как это воплотить в жизнь, как реализовать его задумки. Он всегда ставит сложные, но интересные задачи. И нам это очень нравится! Так и работаем с 2014 года. Были и другие длительные проекты.

Фото: Виталий Давыдков 

– Рассказываете ли вы о себе на каких-то платформах? Участвуете в ярмарках, ведете социальные сети?

– Честно говоря, времени на это почти не остается. Когда-то о нас писали в прессе, и я старался участвовать в выставках. Сейчас планирую возобновить эту практику. Раньше я несколько раз ездил в Москву на «Ладью», где представлял интересные экспонаты. О нас много говорили, рассказывали, и мы привезли оттуда несколько дипломов.

– Вы упомянули о желании обратиться к губернатору Омской области. В чем состоит проблема и ваша просьба?

– Я мечтаю создать музей омской домовой резьбы, чтобы сохранить это уникальное наследие. У нас собрана коллекция традиционных орнаментов, элементов, отражающих дух Омской земли, нашей малой родины. Может быть, в масштабах страны это кажется небольшой крупицей, но именно из таких «песчинок» и складывается неповторимый образ Омской области. Этим нужно заниматься, формировать, уметь преподнести, пропагандировать.

Музей – это отличный способ показать, чем мы занимаемся. Любой желающий сможет прийти и увидеть наши работы. Мы уже проводили экскурсии, хотя и не часто. Иногда люди просто подходят к воротам нашей мастерской, просят показать работы. У нас здесь есть всё: электричество, ограждение, закрытая территория. Идея не просто приводить людей в музей, а сделать музей-мастерскую, где можно организовать обучение, мастер-классы.

Фото: Виталий Давыдков 

– Что для этого необходимо?

– Прежде всего – организационная поддержка. И еще – продление срока аренды земли. Он истекает через семь лет. Земля была предоставлена в аренду на двадцать лет, но время летит быстро, и мне очень хотелось бы сохранить эту базу. Куда мы отсюда уйдем? В никуда... Эти шесть соток земли нам жизненно необходимы. У нас есть проект создания павильонов, беседок. Кое-что уже сделано: установлены скульптуры, оформлена мастерская. Но предстоит еще много работы. У нас есть что показать, есть целый склад старинных наличников и резных элементов. Это наш «золотой запас», который нужно сохранить.

– Какие у вас еще планы? Чем вам не нравится, может быть, современный облик Омска?

– В старом Омске стояли изящные беседки, резные ворота. Вспомните, как встречали Николая Второго – специально построили арку. Возле дома художника располагались беседки – были такие украшения города. Сейчас, конечно, не обязательно копировать прошлое. Можно создать что-то новое, более современное, но обязательно красивое.

Мечтаю создать что-то красивое и значимое для города, доступное каждому. У меня, наверное, душа архитектора. Я неравнодушный человек, хожу по Омску, смотрю на все и испытываю сильные эмоции. Как художник, немного архитектор и мастер резьбы по дереву, я хочу создать что-то для общего пользования. Многое из того, что сделал, находится в частных руках, и этого никто не видит.

Фото: Виталий Давыдков 

Распечатать страницу