Муфтий Бота Бакулин: «Бомбы изготавливают не в мечетях»

Бота Бакулин стал муфтием Казыятского управления мусульман Омской области при Духовном управлении мусульман азиатской части России.
Бота Бакулин стал муфтием Казыятского управления мусульман Омской области при Духовном управлении мусульман азиатской части России.

С новым муфтием встретился обозреватель «ОП».

– Бота Веймил Хабуденович, расскажите, пожалуйста, о себе. Откуда родом, из какой семьи?

– Я родился в Казахстане, в селе Талшик Кокчетавской области. Отец работал шофером, мать техничкой в школе. У меня пять братьев и сестра.

– Семья была верующей?

– Как и в большинстве семей советского времени, о нашей нельзя было сказать, что она верующая. Но мой прадед со стороны отца был муллой, и дедушка по материнской линии тоже. Я их никогда не видел, знал по рассказам, но это произвело впечатление. Сейчас все мои родные придерживаются традиций и веры отцов.

– Каким был ваш духовный путь?

– Я окончил Ташкентский исламский институт, вернулся домой и открыл мечеть в недостроенном с советских времен здании. Был сначала помощником имама, а потом имамом этой мечети.

– Как случилось, что приехали в Омск?

– Мои родители были знакомы с Анарбеком Бейскеновичем Жунусовым, омским муфтием. В 1998 году он совершил хадж в Мекку и после этого собрал в Омске той, чтобы рассказать о хадже. В числе приглашенных были и мои родные, с которыми в Омск приехал и я. Мы познакомились, и Анарбек Бейскенович сказал: «Мы строим мечети, не хватает имамов». И позвал меня в Омск. Я вернулся домой за советом, оставил за себя в мечети помощника и принял предложение. Сначала был в Омске помощником имама мечети «Хаир Ихсан», она считается областной. В 2001 году построили городскую мечеть «Сейт хазы» в Ленинском округе, я там был городским имамом. А с 2008 года стал главным имамом Омской области.

– Как вы стали муфтием? На эту должность выбирают или назначают?

– Назначают. Было так. 11 октября мы открывали мечеть в Крутинском районе. В этом событии принимал участие верховный муфтий Духовного управления мусульман азиатской части России шейх Нафигулла Аширов. После открытия мечети он беседовал с омским муфтием, и Анарбек Бейскенович, предчувствуя свой скорый уход из жизни (он был тяжко болен), попросил Верховного муфтия приехать, чтобы проводить его в последний путь, и назвал меня своим преемником. На похороны Анарбека Жунусова собралось более двух тысяч человек, в том числе приехавших из разных городов. Прибыл и шейх Нафигулла Аширов. Так состоялось мое назначение. 

– Анарбек Жунусов был уважаемым в области человеком, он создал и возглавлял казахскую национально-культурную автономию. Вы готовы наследовать и эту общественную должность?

– Эта должность выборная. Но и в национально-культурной автономии я 15 лет работал бок о бок с Жунусовым. Мы вместе проехали все казахские аулы области. Если народ окажет доверие, буду работать. Конечно, это тяжелый и очень ответственный пост. Даже в семье у хозяина бывают затруднения и приходится обращаться к кому-то за помощью. А тут большая общественная организация. 

– Каковы ваши первые шаги на посту муфтия?

– У нас в области 32 мечети. Нужно побывать в каждой, что я сейчас и делаю. Есть проблема кад­ров. В России мало образовательных учреждений, в которых готовят исламское духовенство. Молодежь едет учиться за границу и, случается, возвращается с другими взглядами, не соответствующими нашим традициям.

– А до революции в Омске было медресе…

– Я знаю об этом. Нужда в грамотных людях есть и сейчас. Есть проблемы с помещением, учителями. Их надо постепенно решать.

– В нашем регионе до сих пор не было проявлений религиозного экстремизма. А есть ли опасность?

– Опасность есть. Если приедут люди с экстремистскими взглядами, они пойдут к молодежи, а не в мечети. Будут работать втихаря. Бомбы изготавливают не в мечетях. Но все равно мы стараемся это предотвратить, поднимаем эту тему на каждой пятничной проповеди, говорим об ответственности родителей за воспитание детей, их образ мыслей.

– Каким был для вас главный завет вашего учителя муфтия Анарбека Жунусова?

– Он больше всего заботился о том, чтобы люди жили в мире. Анарбек Бейскенович был мне как отец и как пример служения религии, народу, Омской области и России. Для меня очень важны все его уроки, слова и заветы. Постараюсь сделать все, чтобы сохранить то доброе, чему он положил начало.
©
URL: http://omskregion.info/news/16599-muftiy_bota_bakulin_bomb_izgotavlivayut_ne_v_meche/
Дата публикации:11/12/2013 12:44
Автор:Светлана Васильева
Фото:Сергей Мельников