Праздник накануне победы

Как омичи отмечали Новый, 1945 год.
Как омичи отмечали Новый, 1945 год.

Сначала - юбилей вождя

21 декабря 1944 года Сталину исполнилось 65 лет. Это было главное событие декабря, отодвинувшее подготовку новогодних праздников на последние дни года.

Как могли в далеком от Иосифа Виссарионовича Омске готовиться к его юбилею?

Конечно, посвящать любимому вождю трудовые подвиги.

«Омская правда» сообщает, например, о стахановских вахтах в честь юбилея Сталина на заводе, где директором был тов. Котляревский. (Так шифровали оборонные предприятия.) Парторг инструментального цеха токарь Затворницкий выполнил норму на 660 процентов, комсомолец токарь Кадыш дал 570 процентов.

Хорошо рабочим - кроме ударного труда, от них ничего не требовали. А интеллигенция должна была выразить верноподданнические чувства. В Большом зале горпарткабинета по ул. Республики третий лектор ГК ВКП(б) тов. Кольга читал лекцию «Товарищ Сталин - великий корифей науки». В извещении, опубликованном в газете, подчеркивалось: «Приглашаются научные работники города».

В продажу поступили игрушки

Впервые за годы войны атмосферу грядущего праздника можно было почувствовать даже в магазине. В торговую сеть города поступили новогодние игрушки, украшения, елки.

Как скромны были объемы праздничных товаров! Промкомбинат Главунивермага изготовил 600 картонажных, 1400 ватных и 3 тысячи мягких матерчатых игрушек. В этот же главный магазин Омска поступило 1500 новогодних елок и к ним 6 тысяч разноцветных стеклянных украшений. Еще 2 тысячи ватных и 1800 картонажных игрушек, 1200 елочных украшений и 100 тысяч флажков поступило в другие магазины города. Для огромного Омска приведенные цифры мизерны. Большинству горожан елки были недоступны, их даже негде было поставить - вой­на и эвакуация так «уплотнили» омичей, что хороводы вокруг лесной красавицы были невозможны из-за тесноты. И все же игрушки на прилавках - это был праздник, дыхание довоенной жизни. Не хватит игрушек - сделаем из этикеток, лигнина (медицинская гофрированная бумага), ваты, нанизанной на нитку. Не достанется елки - украсим... веник. Были и такие фантазии в домах омичей.

По морозу – в туфельках

В чем встречать Новый год? Вот проблема! Омичка-старожил К. Н. Соломина вспоминает, что ей очень повезло: в подарок от американцев она получила светло-коричневую юбку-четырехклинку с жилетом и футболку. Наряд был неновым, но казался шикарным.

Молодежь на выдумки горазда.

- У меня была только одна юбка, - рассказывает М. Б. Вешнева. - Так я вот что придумала: для торжественных случаев выворачивала юбку наизнанку и так надевала. По счастью, была она двухцветная.

- А я хранила довоенное шелковое темно-синее платье в горошек с белым воротником, - вспоминает Н. И. Петрова. - Было оно к 1945 году кое-где штопано, но я считала, что выгляжу в нем прекрасно. Что интересно, на спектакли в театр в любую погоду я бегала в туфельках. Не хотелось надевать валенки, переобуваться. Как это было возможно - в мороз, по снегу прийти в туфельках в центр города со 2-й Линии, я сейчас не понимаю, но ведь так было!

Самым большим потрясением для омских девушек был наряд Клавдии Шульженко, выступавшей в гортеатре. Зал ахнул, когда она вышла на сцену в длинном платье и палантине из двух чернобурок. Таких туалетов в Сибири давно не видели, омички долго обсуждали это событие. Между прочим, на рубеже 1944-1945 годов в Омской области было создано 30 новых ферм по выращиванию серебристо-черных лисиц. Колхозных звероводов начали переобучать на специальных курсах. Так была создана индустрия на радость будущим модницам.

Застолье – без спиртного

Коронное блюдо на праздничном столе - винегрет.

Лакомство - запеченная тыква. Изысканное лакомство - замороженные творожные шарики. Так вспоминают старожилы Омска о том, что стояло на столе. Удивительно, что многие утверждают: никакого спиртного на столе не было.

Но, несмотря на лишения, праздник остался в памяти, а омичка Л. А. Плешакова говорит, что за свои 85 лет не встречала Новый год так радостно, как в последний год войны. Она училась в ветеринарном институте. Студенты встречали Новый год вместе с преподавателями. Незабываем дуэт главбуха С. П. Петунина и заведующего кафедрой гистологии А. Е. Ефимова, они пели романсы. Профессор Н. П. Говоров исполнял частушки. Аккомпанировала на фортепиано преподаватель немецкого языка Л. Я. Исакова. Парней-студентов не было, они воевали. Девушки привычно танцевали друг с дружкой, а тон веселью задавали интеллигенты старшего поколения. И никакой проблемы отцов и детей.

Хор разучивает песни со зрителями

В декабре 1944-го по всей стране идет декада советской музыки. 27 декабря прошел такой вечер в Омской филармонии. Имена авторов: Шостакович, Мясковский, Хренников, Хачатурян, Соловьев-Седой. Интересно, что произведения этих композиторов исполнял хор под руководством Е. В. Калугиной. Он тогда назывался «Русский народный хор» и был предтечей будущего большого Омского русского народного хора, основательницей которого стала Елена Владимировна Калугина. Интересно, что хор Калугиной после выступлений в рабочих общежитиях оставался для коллективного разучивания песен со слушателями. Это была шефская помощь, и рабочие оказывали своим шефам горячий прием.

В облдрамтеатре (ныне - академический театр драмы) готовилась к постановке пьеса А. Крона «Офицер флота». Пьеса, говорилось в анонсе спектакля, рассказывает о доблести, чести, мужестве и геройстве, о любви к Родине, о славных традициях офицеров Балтийского флота, о стойкости и мужестве жителей города-героя Ленинграда. Не отставал и ТЮЗ, поставивший к Новому году пьесу Шварца «Далекий край» - о детях- ленинградцах, эвакуированных в Сибирь.

На экраны кинотеатров 1 января 1945 года вышел фильм Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны». Война еще шла, приходили похоронки, а на экране была воплощена мечта о том, как все будет, когда придет Победа. О светлой любви, пронесенной через испытания. Успех картины был ошеломляющим, на нее молодежь ходила по восемь-десять раз. Наш «Мосфильм» в данном случае вслед за Голливудом играл роль «фабрики грез». Впрочем, сибиряки в конце войны очень хорошо познакомились с продукцией Голливуда. В канун 1945-го в Омске зрители восхищенно смотрели «Серенаду Солнечной долины», из нее впервые узнали о фигурном катании, которое начало развиваться в Омске после войны, в 50-е годы.

Чтобы кинозрители совсем не забывались, параллельно с романтическим американским и отечественным кино им настойчиво предлагался фильм, посвященный докладу тов. Сталина о 27-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. В «Омской правде» в одной рецензии на новинки экрана сначала дается высокая оценка фильму-докладу, а потом уже пырьевской истории любви. Но на фильм-доклад по десять раз билеты не покупались.

За брань – реальный срок

Предновогодняя заметка в «Омской правде» вызывает оторопь. Сообщается, что в Ленинском районе Омска вскрыты факты хулиганства и оскорбления граждан, особенно частые на трамвайных остановках. Суд первого участка Ленинского района за это приговорил Тарасова А. М. и Иванова Г. П. к восьми годам лишения свободы, Кузина Г. А. и Цибульского - к пяти. Так карали за публичную брань.

Очень строго регламентировалось поведение детей и подростков. В декабре облсовет принял постановление, запретившее допуск детей до 16 лет на вечерние сеансы, спектакли, концерты, продажу билетов детям в рабочие дни (за исключением каникул и коллективных походов на зрелища). Запрещено пребывание детей на улице после 23 часов, продажа детьми на рынках или в общественных местах чего бы то ни было. За озорство или нарушение правил - строгий спрос с родителей или опекунов. Проехал на подножке или буфере трамвая, прокатился на коньках или санках по тротуару, задержан в кино после восьми часов - взрослых могут наказать штрафом в сто рублей или даже исправительными работами до 30 дней.

Горячий привет с фронта

К любому празднику было принято готовить подарки фронту. Личные - бойцам - и общие, трудовые.

Если рыболовецкий колхоз им. Калинина Крутинского района план рыбодобычи IV квартала выполнил на 237 процентов, а годовой на 142,3 процента, то считалось, что этот коллектив приготовил весомый подарок фронту к Новому, 1945 году. Коллектив рыбаков за это наградили премией в 14 300 рублей.

С фронта в Омск шли поздравления от воинских соединений, их публиковали в праздничном номере «Омской правды». И среди солидных и высокопарных телеграмм можно было увидеть и такую: «Девушкам Омской области шлют горячий новогодний привет бойцы и офицеры Н-ской части капитан Ф. А. Зубалей, гвардии младший лейтенант Г. И. Демянчу, гвардии лейтенант А. Захаров, гвардии старшина Д. Н. Никифоров. Они просят девушек писать им на полевую почту 93618-А». Фактически объявление о знакомстве образца 40-х годов.

И во всем этом допуске некоторого легкомыслия, мелодиях из «Серенады Солнечной долины», которые сами собой напевались в веселой предпраздничной суете, было разлито предвкушение великого события, которого ждали от наступающего года. Потому что в сводке Информбюро за 31 декабря 1944 года говорилось, что наши войска овладели на территории Чехословакии пятью населенными пунктами. А в Будапеште заняли 300 кварталов в западной части города...
©
URL: http://omskregion.info/news/17134-prazdnik_nakanune_pobed/
Дата публикации:31/12/2013 08:38
Автор:Светлана Васильева