От «Петербургской политики» до омского села

От «Петербургской политики» до омского села

Дата публикации 16 января 2014 13:04 Автор

После продолжительного затишья — с обязательными для новогодних каникул сообщениями о рекордах в поедании мандаринов, хороводах вокруг елок и других хвойных, массовых заездах на катках — омский интернет взорвался «сенсацией»: фонд «Петербургская политика» разродился рейтингом устойчивости российских регионов. А Омскую область эксперты фонда недрогнувшей рукой определили почти в хвост рейтинга, на 66-е место.
«Опять двойка!» — в сердцах воскликнули впечатлительные интернет-авторы, и новость, почти без правок, словно под копирку, пошла гулять по местным сайтам. С разницей лишь в интенсивности сгущения красок: от «регион стремительно теряет позиции» до «хуже некуда».

В том, что выход на работу после долгих каникул многих поверг в депрессию (тянет на кисленькое и мир предстает исключительно в черно-белом цвете), ничего удивительного нет. Но даже в таком, монохромном варианте не замечать очевидного — перебор. Между тем и сам рейтинг, и методика его составления вызывают немало вопросов. Кто выступил экспертами- экзаменаторами, обладают ли они достаточной квалификацией, имеют ли необходимую информацию о реальной жизни регионов? Об этом в декабрьском рейтинге, который подписан президентом фонда «Петербургская политика» Михаилом Виноградовым, — ни полслова.

Политтехнолог Михаил Виноградов, конечно, голова. Подобные рейтинги его фонд публикует с осени 2012 года. А также совместно с  коммуникационным холдингом «Минченко Консалтинг» раз в полгода ранжирует российских губернаторов «по степени выживаемости»: определяет, чье положение устойчиво, а кто стал кандидатом на вылет. Конечно, саму мысль о том, что место в рейтинге, учет плюсов и минусов зависит от наличия у регионов договоров с «Петербургской политикой» (общественная некоммерческая организация) или дружественным ему «Минченко Консалтинг» (частная компания) мы решительно отвергнем. Решительно и бесповоротно.

Но даже самой светлой голове не под силу объять необъятное. Наверное, поэтому в рейтинге «Петербургской политики» за декабрь учтены лишь масштабные события в Омской области: открытие новых производств, визиты делегаций предпринимателей, строительство участка железной дороги. А для самих омичей не менее важными в декабре стали события, из далекого Петербурга почти незаметные: завершение строительства 11 двухквартирных домов для сельских медработников, новоселья дольщиков в «Ясной поляне» и улучшение жилищных условий 153 ветеранов Великой Отечественной войны, снижение тарифа по передаче электроэнергии (РЭК Омской области вычеркнула из тарифа «Омскэлектро» на 2014 год более 610 млн руб.), открытие после ремонта блока неврологического отделения МСЧ № 4 Омска и фельдшерско-акушерского пункта в селе Новоселье Кормиловского района. Что такое один ФАП в масштабах страны? А для жителей Новоселья?

Более двух третей всех расходов Омской области приходятся на такие вот малые дела, на социальную сферу. И увеличение госдолга региона, которое с плохо скрываемым удовольствием в интернете и за его пределами смакуют бойкие перья и липкие языки — это не стройки-гиганты, вроде аэропорта, гидроузла или метро. Это зарплата учителей и врачей, помощь многодетным семьям и пожилым людям, строительство детсадов и ремонт больниц. Рейтингов в современной России много, высчитывают их разные люди и по-разному. Но жизнь шире любого рейтинга. Большая Жизнь складывается из малых дел.

Комментарии по теме:

Михаил Машкарин,  декан факультета гуманитарного образования ОмГТУ

«С моей точки зрения, на фоне некоторого замедления развития по всей России Омская область, наоборот, удержалась, избежав существенных срывов. Почему-то многие забыли, как регион поддерживал своим бюджетом предприятия ВПК, расположенные у нас. А ведь они нам не принадлежат.

Что касается конкретно данного рейтинга, то можно не сомневаться в том, что его результаты в большой степени ангажированы. Параметров оценки деятельности регионов масса, однако специалисты фонда выбирают именно те, которые им выгодны. Нет сомнения, что есть люди, которые всегда не прочь заработать на подобного рода “исследованиях”».


Михаил Виноградов, президент фонда «Петербургская политика»

«Говоря об Омской области, мы действительно фиксируем последнее время некоторое ухудшение среднего показателя, однако не до такой степени, чтобы это могло вызвать серьезный стресс в регионе. Динамика ее развития неплохая, особенно на фоне многих других регионов, которые попали в гораздо более сложное положение».

Валерий Хомяков, политолог, генеральный директор Совета по национальной стратегии

«Я сам вхожу в ряд экспертных групп, которые проводят анализ внутренней политики страны. Работают в них люди, а не машины, поэтому момент субъективной оценки в их деятельности, безусловно, присутствует. В то же время, если для выполнения поставленной задачи привлекается достаточное количество экспертов, семь-десять, субъективный момент нивелируется. Чем больше экспертов, тем лучше. Выводы экспертных групп всегда воспринимаются как дополнительный фактор, не связанный с администрацией президента и чиновниками. Не припомню, чтобы Омская область звучала здесь, в Москве, в негативных оценках».
©
Распечатать страницу