Но уже в ходе форума стало очевидно, что среди самих членов правительства нет единого мнения о том, что конкретно поможет России преодолеть рецессию. Также никто не высказал пока соображений о том, что же в этом случае делать регионам на фоне растущих дефицитов бюджетов и спада промышленного производства.
Пока правительство страны еще определяется с очередным набором основных антикризисных мероприятий, региональным властям предстоит самостоятельно выбрать набор инструментов, чтобы своевременно и с наибольшим эффектом скорректировать свою экономическую политику согласно общефедеральным трендам.
С гайдаровской откровенностью, с китайским оптимизмом
Пятый по счету форум, посвященный памяти легендарного российского экономиста Егора Гайдара, по традиции является дискуссионной площадкой для откровенного разговора власти, бизнеса и зарубежных экспертов. Здесь принято говорить по существу, без лишнего пафоса. На этот раз члены правительства тоже не стеснялись выносить на публичное обсуждение те противоречия, которые обнаружились именно сейчас, когда России стоит у критической черты. За ней — либо дальнейший спад экономики и банкротство регионов, либо то самое устойчивое развитие — ключевые слова, вошедшие в название самого Гайдаровского форума — 2014. Впрочем, как сказал на форуме наш земляк Герман Греф, главный антикризисный рецепт один: на все смотреть с оптимизмом:
«Китайцы в любых трудных ситуациях видят новые возможности», — отметил глава Сбербанка.
Поэтому попробуем понять, какие новые возможности теоретически или даже практически можно увидеть для регионов вообще и Омской области в частности, исходя и того, что прозвучало на форуме.
Минфин «развяжет руки» регионам
Пожалуй, больше всех представителей регионов озадачил министр финансов Антон Силуанов, заявивший, что в ближайшие два месяца будет сокращено федеральное финансирование почти всех госпрограмм.
«Мы, по сути, превратили госпрограммы в источник финансирования, хотя изначально идея была в том, что госпрограммы — это инструмент для структурных реформ и повышения конкурентоспособности отраслей экономики. Но этого не получилось. Так что в ближайшее время мы будем перестраивать этот институт, попросту сокращая финансирование в рамках госпрограмм. Мы подсчитали все средства, заложенные в программах, и видим, что бюджет уже не справляется с ними. За два месяца мы пересмотрим все программы в сторону сокращения. Принцип такой: если траты из бюджета не дают возвратности и роста производительности труда, то их надо сокращать», — отметил Антон Силуанов.
Главным образом это коснется федеральных министерств, но и регионы тоже могут недополучить часть средств на различные инвестпроекты, реализуемые по госпрограммам. Эта идея прозвучала от него впервые и выглядела странно на фоне заявления премьер-министра Дмитрия Медведева, который выразил озабоченность состоянием региональных и местных бюджетов, заверив, что «…над этим мы все будет активно работать».
Глава минфина, впрочем, тоже высказал обеспокоенность тем, что в большинстве регионов дефициты бюджетов увеличились почти в два раза, из-за чего вся бюджетная система страны может оказаться разбалансированной. Но вместо новых льготных кредитов он предложил регионам пока только свободу действий.
«Мы сейчас диктуем, сколько они должны потратить на зарплаты бюджетникам, на инвестпроекты. Теперь будем развязывать руки, давать право самим определять приоритеты в расходовании бюджета», — пообещал министр финансов.
Впрочем, эксперты считают это делом далекой перспективы, поскольку новая идея министра финансов потребует как минимум изменений если не в сам Бюджетном кодексе, то во множестве нормативных актов. Другое дело — секвестирование госпрограмм, которое может произойти в ближайшие месяцы.
«Если это случится, то очевидно, что начнется и перераспределение выделяемых по госпрограммам средств среди регионов, — пояснила «Твоему Омску» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. — В этом случае региональным властям остается только одно: опережая события, доказывать в профильных федеральных министерствах и ведомствах эффективность использования ранее выделенных средств, их возвратность в будущем. Сохранить финансирование смогут только те, кто продемонстрирует наглядный результат».
В пользу такого рецепта говорят и настроения главы Счетной палаты РФ Ольги Голодец, которая заявила на форуме, что большинство составленных правительством в последнее время программ не сбалансированы: «… в них нет ревизии эффективности расходов». Следовательно, при перекраивании госпрограмм доказательствам результативности прежних вложений, скорее всего, будет уделено особе внимание.
Успеть сэкономить
Главной новостью от министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева стало то, что правительство не будет замораживать тарифы естественных монополий в 2015 году, что не исключалось ранее.
«Мы грубовато начали работу с издержками и заморозили тарифы для госмонополий. Но нам важно, чтобы это решение было не политическим, а экономическим. То есть важно, чтобы система работы с издержками распространилась на всю экономику», — пояснил Алексей Улюкаев.
Это значит, что у предприятий и бюджетных учреждений осталось менее года на то, чтобы сократить издержки: отказаться от излишних энергозатратных площадей, по возможности установить энергосберегающее оборудование и прочее.
Один из рецептов регионам предложил сам Дмитрий Медведев.
«Вы знаете, мы тарифы заморозили, в самых ближайших планах — внедрение системы общественного контроля за издержками инфраструктурных монополий, процедур ценового и технологического аудита, раскрытие информации о закупках и обсуждение их инвестиционных программ», — заявил премьер-министр РФ.
Генеральный директор Института управления ЖКХ (Москва) Ирина Маликова пояснила «Твоему Омску», что в этом случае речь может идти о практике некоторых стран мира с развитыми естественными монополиями. Там при местных органах власти были созданы специальные общественные советы из числа как чиновников и предпринимателей, так и потребительских организаций.
«Монополисты обязаны перед общественными советами обосновывать все свои действия по изменению тарифов и вообще отчитываться обо всех действиях, касающихся потребителей — физических лиц и предприятий. Регионам уже сейчас ничто не мешает создавать такие советы в экспериментальном режиме, но только если не будет понимания со стороны монополий, то эффекта будет мало. Чтобы заставить монополистов отчитываться, нужно будет на федеральном уровне закреплять законодательно полномочия таких общественных советов. Но это не значит, что не стоит начать пытаться уже сейчас, чтобы потом активно участвовать в законотворчестве», — считает Ирина Маликова.
Испытание социальной ответственностью
Пожалуй, одной из шоковых антикризисных мер, предложенной ранее правительством, является снижение издержек предприятий, в том числе за счет сокращения штатов. Дмитрий Медведев напомнил на форуме, что государство при этом будет оплачивать переобучение кадров и переезд их к новому месту работы. Если раньше обеспечение занятости населения было одним из приоритетных направлений работы местных органов власти, то теперь тренд сменился в противоположную сторону. Но связано это не желанием сэкономить на рабочих руках (тем более что бюджеты при увеличении безработицы только потеряют на налогах физических лиц и ЕСН), сколько с принципиальным и долгосрочным изменением кадровой государственной политики.
«Это необходимое условие решения задачи по созданию до 2020 года 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест. Впервые об этом сказано было, напомню, президентом России, — отметил на форуме Дмитрий Медведев. — Мы должны из страны дорогого, но зачастую некачественного и неэффективного труда стать страной высокого коэффициента полезного действия. Государство должно стимулировать переход работников на те предприятия, которые нуждаются в рабочих руках и могут найти им наилучшее применение, помогать в открытии собственного дела, способствовать переобучению работников, получению ими новых и востребованных знаний».
У этой на первый взгляд непопулярной меры есть одна простая экономическая причина: особенность демографической ситуации на фоне повсеместной автоматизации производств. Особенность в том, что на рынок труда уже выходит малочисленное поколение девяностых годов, а на пенсию — многочисленное поколение пятидесятых. Чтобы гармонизировать рынок труда, государство будет планомерно вводить систему непрерывного образования: начиная от создания бесплатных курсов профессиональной переподготовки, завершая стимулированием предприятий, открывающих свои образовательные центры. Кстати, первые шаги в этом направлении сделаны уже в прошлом году: внесен законопроект, снижающий налоги для учебных центров профессиональной подготовки при предприятиях, включая непроизводственный сектор.
«Это очень серьезный тренд, и регионам очень важно как можно быстрее в него вписаться, — сообщила «Твоему Омску» ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Наталья Зубаревич. — И здесь важно проявить самостоятельность, а не просто ждать федеральных денег на открытие центров переобучения. Иначе есть риск получить и снижение налоговой базы, и социальную напряженность».
Для того чтобы вписаться в этот тренд наиболее эффективно, не надо ждать каких-то изменений в законы или особых поручений, считает профессор кафедры государственной и муниципальной службы НИУ ВШЭ Александр Оболонский.
«Конечно, нелепо было бы организовывать комиссии при местных органах власти по контролю за графиками сокращений на предприятиях, как это делалось ранее для контроля за обеспечением занятости. Но можно создать межведомственные комиссии для контроля за перераспределением кадров: собирать информацию с предприятий о том, кто в каких кадрах нуждается, а какие есть в избытке. Надо анализировать недостающие компетенции и уже тогда — своими ли силами, совместно с предприятиями или с помощью федерального бюджета — создавать учебные центры, — говорит Александр Оболонский. — При распределении средств на переобучение кадров правительство охотнее пойдет навстречу тем, кто уже провел такой анализ и знает, сколько каких кадров ему надо в регионе или в муниципальном образовании».
Эксперты уверены, что такие межведомственные комиссии должны напрямую сотрудничать с вузами, которые часто не увязывают свои коммерческие интересы при приеме на платные факультеты с реальными потребностями местного рынка труда.
Взять бюрократов под контроль
Наконец, один из самых важных антикризисных трендов — это улучшение инвестиционного климата и поддержка малого и среднего бизнеса.
«Мы много говорили об этом, но мало делали, а если делали, то со знаком минус», — с долей самоиронии сказал Алексей Улюкаев.
На самом деле Центр стратегических инициатив при правительстве РФ провел колоссальную работу для того, чтобы слова о поддержке бизнеса стали реальностью. Разработано несколько «дорожных карт» (планов действий правительства) по упрощению множества административных процедур для бизнеса: таможенных режимов, налоговых и прочих.
Существенные ограничения наложены на контролирующие органы всех уровней власти. Законодательно упрощены процедуры получения земельных участков, сокращены сроки регистрации прав собственности и постановки на кадастровый учет. В этом году будут снижены издержки для бизнеса, связанные с предоставлением отчетности, а срок регистрации новых предприятий должен составить один день. Срок подключения к электросетям (больная тема для всех промышленников, строителей и бизнеса вообще) сокращен до 180 дней, а сама процедура стала дешевле в три раза. Наконец, до 40% увеличена доля госзакупок в электронной форме, что снизит коррупционные риски и повысит конкуренцию.
«Особая ответственность в плане совершенствования делового климата у региональных и местных властей: они и должны играть основную роль в борьбе за инвесторов, — отметил на форуме Дмитрий Медведев. — Если не говорить о самых крупных наших компаниях, для большинства бизнес-климат начинается и, к сожалению, очень часто заканчивается в муниципалитете или других местных структурах: здесь выдаются необходимые разрешения, лицензии, принимаются необходимые управленческие решения, обеспечиваются или, наоборот, нарушаются права собственности. Поэтому хотел бы отдельно обратиться и к нашим губернаторам, и к нашим мэрам: наверное, не будет преувеличением сказать, что в ваших руках находится ключ от экономического роста, от вашей готовности помочь тем, кто вкладывает деньги и энергию в собственное дело, в конечном счете зависит экономическое развитие территорий, а значит, и развитие нашей страны».
Почему, собственно, премьер-министр напрямую обращается к руководителям регионов и муниципалитетов? Дело в том, что на законодательном уровне создан механизм для улучшения инвестклимата в виде снижения административных барьеров. А вот качество его применения зависит напрямую от местных властей.
«Допустим, закон позволяет подписать разрешение на выделение земли от одного дня до двух месяцев, так вот чиновник скорее всего подпишет через два месяца, хотя все документы будут в порядке, — пояснил «Твоему Омску» Иван Андриевский, первый вице-президент Российского союза инженеров. — И даже не потому, что он вымогает взятку, а, скорее, напротив, потому что прокуратура заподозрит его в коррупции, если он подпишет за один день. Поэтому мы часто рекомендуем местным властям: создайте специальные регулярные комитеты или комиссии во главе с мэрами или даже губернаторами, вызывайте туда руководство всех разрешительных инстанций и спрашивайте: какие заявления, сколько рассматриваются и почему. И пусть сами заявители там участвуют и тот же прокурор, чтобы не было потом вопросов».
Сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян уверен, что у регионов есть и другой эффективный инструмент для привлечения инвесторов: создание готовых площадок под открытие производств и строительство.
«Местным властям куда проще самим у себя и в федеральных инстанциях получить все необходимые документы для создания новой площадки под строительство завода или жилья, чем предпринимателям. Мы даже не просим готовое подключение к коммуникациям этих площадок, порой достаточно госгрантий по кредитам на эти подключения. Но порой мало кто понимает, о чем идет речь», — сожалеет предприниматель.
Впрочем, в Омской области накоплен немалый опыт государственно-частного партнерства, в том числе и в подготовке площадок под строительство. Но очевидно, есть и резервы для развития такого сотрудничества с бизнесом, а также все возможности для того, чтобы начать внедрять заявленные в виде планов новые антикризисные меры.
Автор Александр Лабыкин
Фото с сайта gaidarforum.ru