Русские со знаком качества

Пройдя через все испытания и войны, белорусский народ сохранил свою самобытность.
Пройдя через все испытания и войны, белорусский народ сохранил свою самобытность.

С 90-х годов в регионе работают национально-культурные объединения: сначала был создан центр «Верасы», а в 2010 году зарегистрирована национально-культурная автономия «Омские белорусы». Ее цель – сохранение традиций славянского народа. Как это удается, рассказывает заместитель председателя автономии «Омские белорусы» Валентина Шевченко.

Долгий путь в Сибирь

– Валентина Николаевна, принято считать, что белорусские фамилии оканчиваются на «ич». Что-то не так много таких в Сибири…

– Но много фамилий, оканчивающихся по-украински на «о», а на самом деле у них белорусские корни, и вместо «о» раньше был звук «а». Когда я слышу фамилии Литвиненко, Абушенко, Кулешовы, Ковали, могу предположить, что люди с этими фамилиями имеют белорусские корни. И моя фамилия по мужу Шевченко в Беларуси звучала бы Шавченка. 

– Ваши предки – из сибирских переселенцев?

– Да. Но в моей семье в отличие от многих было несколько путешествий в Сибирь и обратно на белорусскую землю. История – как киносериал. Мои дедушка и бабушка во время Столыпинской реформы приехали в Исилькуль. Мама в 1908 году родилась уже здесь. Врезалось в память ее детское воспоминание: однажды в дом постучался беглый каторжник, и сердобольная бабушка согласилась его накормить и укрыть. Когда пришли жандармы, она села прясть куделю, а гостя спрятала под юбкой. Дети сидели ни живы ни мертвы, а жандармы, обшарив избу, ничего не нашли.

Муж бабушки Кати Андрей ушел на германскую войну и попал в плен. А сама бабушка умерла при родах, и ребенок не выжил. Мама и ее старшая сестра остались сиротами. Приехала из Гомельской губернии бабушка, забрала мою маму. А старшую Матрену оставила – очень уж просила ее себе в дочери бездетная пара. Так на всю жизнь у нас в Омской области осталась родная душа.

– Значит, вы родились и выросли в Белоруссии?

– Да. Когда дедушка вернулся с войны, он сказал моей, еще маленькой маме: «Учись делать все сама по хозяйству, чтобы нам работников не нанимать. И мама все умела: пахать, косить, забор городить. Замуж вышла за Николая Ковалева. Она неграмотная, а у отца было четыре класса церковно-приходской школы. Он работал председателем сельсовета, потом в райсобесе.

– Что вновь вернуло семью на сибирскую землю?

– Чернобыль. Авария была в 90 километрах по прямой от нашего дома. Я работала заву-чем в школе, жена директора, педиатр, сказала: «Если можете, увозите детей». И я отправила детей в Омск, куда раньше переехали тетя и две мои сестры. Папа хотел вернуться в Сибирь, но не довелось. А маму, которой под 80, спрашиваю: «Ну что, поедем?» – «Поедем, дочка». Через полгода вслед за детьми и выехали. Помню, разгружаем контейнер, а мама говорит: «Вот ты с двумя ящиками приехала». А я девочкой из Сибири везла вагон добра – и зерно, и валенки, и кожухи (тулупы).

О довольстве в Сибири у нас в Белоруссии легенды ходили. Помню, старшая сестра Лида рассказывала, как побывала у тети Веры в исилькульском селе Пробуждение: «У нас на чердаках солома лежит, а у нее зерно. Мы ходим кур кормить с баночкой зерна, а она насыпала в подол – и как сыпанет, без меры».

Чтить традиции предков

– Раз в вашей белорусско-сибирской семье вы дольше всех жили на родине, значит, и национальные обычаи хорошо знаете?

– Знаю и вижу, где и как в Сибири их сохраняют. Вот, например, вышивка. Наши полотенца к иконам вышивали буквой П и называли фиранками. Яркие, разноцветные, с использованием не только креста, но и глади. Праздничные платки-хустки тоже должны быть яркими, такими, как у нас говорили, чтобы вся улица цвела. Платки эти были гарусными: не выгорали, не садились. Храню мамин, ему лет 40, а по-прежнему хорош. Еще в белорусских домах женщины ткали.

– Сегодня можно научиться белорусским ремеслам?

– У нас в автономии «Омские белорусы» кружок ремесел ведет Людмила Шумик. Она уникальный мастер рогозоплетения. Рогоза – это болотный тростник. Из него получаются замечательные куклы, фигурки птиц, зверей. На выставках эти работы всегда привлекают внимание. Людмила Павловна – профессиональный художник, окончила худграф, вся ее жизнь связана с творчеством.   

– А кто собрал народные песни?

– Первый руководитель автономии «Омские белорусы» Любовь Тимошенко тоже подошла к этому профессионально. Она подала заявку на грант, чтобы создать при областном колледже культуры и искусства лабораторию по изучению истории появления белорусов-самоходов на территории Омской области. Руководит лабораторией Наталья Добрынина. Здесь же, в колледже, родился ансамбль «Славянский венок». Среди его студентов есть и белорусы. Ансамбль постоянно в поиске песен. Их помогает нам найти, например, фольклорист ОмГУ Ефим Аркин. Например, собрана коллекция волочебных песен. Это пасхальные песнопения, которые исполняют мужчины, посещая дома односельчан. Таков старинный белорусский обычай.

– А какие еще обычаи нам мало знакомы?

– На Троицу девушки плетут венки, делают крестики из соломки, ходят хороводом вокруг берез, и обмениваются крестиками. Это называется куменьем. Отныне они близкие люди. Обязательно готовят троицкую яичницу – огромную, на всех. На Масленицу делали большую куклу в национальном костюме – Масленку. Ее в костре не сжигали. На Ивана Купалу – это была Купалка.

На Рождественские колядки ходят, переодеваясь в журавля, козу, медведя, петушка. Образ журавля – по-белорусски жерова – есть на колодцах белорусов. А символ семейного очага – аист (бусел). Есть такая легенда: «Бог дал человеку узел с животной нечистью – лягушками, ужами – и сказал: «Отнеси на болото и выброси». А человек полюбопытствовал, развязал мешок. «Вот теперь ходи и всю жизнь собирай», – сказал Бог. И тогда аисты пришли людям на помощь. Они ловят лягушек и ужей на болотах. В Беларуси на столбы кладут колесо, чтобы аисты гнездились. И годами с юга прилетают на свое место одни и те же птицы.



Побратимы Гомеля

– Земля Беларусь полита кровью солдат и партизан и в 1812-м, и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. Я знаю, что вы чтите ветеранов-омичей.

– В омском Доме дружбы по инициативе автономии были вручены юбилейные медали «70 лет освобождения Республики Беларусь» от немецко-фашистских захватчиков». Провели встречу с участником Парада Победы на Красной площади 9 мая 2010 года Афанасием Кухтиным.

«Омские белорусы» – организаторы и участники митингов, посвященных Дню партизан и подпольщиков, 120-летию со дня рождения Героя Советского Союза генерала Дмитрия Карбышева. Наши ветераны – частные гости в школах № 90 и 96. Работаем с советом общественной организации узников фашистской неволи. Не раз проводили встречи памяти жертв Хатыни. В нынешнем году готовим художественно-литературную композицию к 22 марта. Вечер пройдет в техническом университете.

– Есть ли в Республике Беларусь город-побратим Омска?

– Это Гомель. Около Свято-Никольского казачьего собора делегацией Гомеля посажены деревья – об этом можно прочесть на памятных табличках.

– Русские и белорусы очень близки. А какие черты отличают белорусов?

– У «Песняров» есть рок-опера про Ваньку-Встаньку. Народ столько вынес испытаний, войн, но не согнулся. Его бьют, а он встает. Потому и трудности в Сибири выдержал. Президент Лукашенко сказал: «Белорус – это русский со знаком качества».

Кстати
Общая численность белорусов – около 9,4 миллиона человек. Проживают преимущественно на территории Республики Беларусь, где являются доминирующей национальностью. (В 2009 году – 83,7%.) Значительное число белорусов населяют смежные с Беларусью территории России, Польши, Украины, Латвии и Литвы. Также широко расселены по территории бывшего СССР. Считается, что этноним «белорусы» произошел от названия части древнерусских земель – Белая Русь. Белорусов называли также литвины, поляки, русины, пинчуки, полещуки, полесяне, а в Сибири – бульбашами (по-белорусски «картошка» – «бульба»).
В конце ХVIII века после вхождения белорусских земель в состав Российской империи началось переселение белорусов в Сибирь. А после разгрома восстания в Польше 1830–1831 годов в Зауралье было сослано немало участвовавших в нем представителей белорусской шляхты. В 1840–1850 годах произошло массовое добровольное переселение белорусских крестьян. Эти переселенцы называли себя панцирными боярами. Еще волна: ссыльных белорусов – поле польского восстания 1863–1864 годов и добровольных переселенцев – в ходе Столыпинской аграрной реформы. С 1885-го по 1915 год в Сибирь переселилось более 600 тысяч белорусов. Движение белорусов в Омское Прииртышье шло и в 1930 годы, ехали в надежде спастись от коллективизации. Белорусы были и в числе целинников.
Большинство выходцев из Белоруссии оседали в Тарском уезде. К 1926 году здесь существовало 165 хуторов, населенных белорусами. По переписи 1959 года, в Омской области насчитывалось 9634 белоруса, в 1970-м – 9977, в 1989-м – 10 964, 2002-м – 9075. Сегодня в области около 4 тысяч белорусов. Снижение объясняется ассимиляцией с русскими. Как и в случае с украинцами, браки русских с белорусами никогда не считались межнациональными, а дети от таких браков в России считают себя русскими. Сегодня половина белорусов региона – горожане.


Визиты дружеские и деловые


Фото с сайта bdg.by

В 1998 году наш регион посетил президент Республики Беларусь Александр Лукашенко. В Историческом архиве Омской области хранятся 144 видеофильма об этом событии!
Встречали батьку в аэропорту хлебом-солью под здравицы Омского хора. Первый визит – в парк Победы, где президент Беларуси возложил венки к памятникам павших в Великой Отечественной войне.

Гость побывал на объединении «Полет», встретился с руководителями предприятий, где заявил о своей позиции: «Я категорически против ухода государства из экономики». Овацией завершилась часовая встреча Александра Лукашенко с представителями белорусской диаспоры области, тогда насчитывающей одиннадцать тысяч человек. Всеобщее внимание привлек и хоккейный матч с участием президента Беларуси, в котором он забил две шайбы.

В восстановленной Серафимо-Алексиевской часовне были зажжены три свечи, символизирующие славянское единство, одна – от белоруса Александра Лукашенко, другая – от русского Леонида Полежаева, третья – от украинца владыки Феодосия.

Белорусские делегации побывали в Омске в 2004-м, 2010-м.

А в прошлом году состоялся визит омской делегации во главе с губернатором Омской области Виктором Назаровым в Беларусь. Президент Лукашенко на встрече с омичами назвал нашу область одним из ведущих регионов России и среди перспективных направлений работы отметил совместные проекты по производству техуглерода и медицинских изделий из льна.

Общение продолжилось и летом 2013 года в Омске. Речь шла о больших новых совместных проектах, например по производству сельхозтехники. А что касается повседневных товаров, произведенных в Беларуси, то они не уходили с прилавков и постоянно присутствуют в нашей жизни. Спросите омичей, многие скажут об одежде, трикотаже, белье: «Белорусское – значит, отличное».

Храмостроители


Фото с сайта rmx.ru

На омском севере есть два храма, которые называют жемчужинами деревянного зодчества: церковь Александра Невского в Екатериновке Тевризского района и церковь Василия Блаженного в Вятке Усть-Ишимского района. Оба храма построили белорусы, объединившиеся в артели мастеров по возведению храмов.

В Екатериновке, образованной в 1897 году выходцами из Гродненской и Могилевской губерний, храм открыл двери в 1904 году. Все, кто был там тогда и в течение ста с лишним лет спустя, единодушно говорят об этом произведении зодчества как о шедевре. Яркое, с резьбой и узорными решетками здание не снесли даже в годы богоборчества – руки не поднялись. Правда, нашлись люди, что в 1939 году сбросили колокола со звонницы и разбили стеклянный свод с выложенным на нем крестом. А в 1982-м, еще в пору государственного атеизма, благодаря напору председателя местного колхоза «Путь большевика» Владимира Чернова началась реставрация. Он сумел доказать на заседании Тевризского райкома КПСС, что церковь Александра Невского – это бесценный памятник архитектуры. Работы провела бригада из шести киевских реставраторов. С 90-х годов ХХ века здесь вновь идут службы.

А построенный также из дерева, без единого гвоздя, храм Василия Блаженного в деревне Вятка был освящен в 1911 году. Возводился он по проекту, разработанному в Санкт-Петербургском университете, на постройку деньги были выделены из переселенческого фонда. В 1937-м храм был закрыт и разорен. Возродили храм в 1996 году и ныне стал центром скита Большекулачинского Свято-Никольского монастыря.

Два северных храма хранят память о своих созидателях-белорусах, которые, как принято в православии, молитвенно поминаются на каждой службе.

Иван Черский – первый омский геолог

Ивана (Яна) Черского на родине считают «выдающимся сыном земли белорусской». Так написано на табличке, установленной на месте родового имения Черских на Витебщине.

Будущий ученый – геолог, географ, палеонтолог, исследователь Сибири в юности, будучи студентом в Вильно, принял участие в Польском восстании 1863 года и был осужден на службу в Сибири. В Омске он служил солдатом в Западно-Сибирском линейном батальоне, а потом денщиком в офицерском собрании. Здесь познакомился с естествоиспытателем А. Чекановским, географами Григорием Потаниным и Александром Миддендорфом. Собрал богатую коллекцию ископаемых раковин.

В Омске на берегах Иртыша и Оми прошли его первые геологические и палеонтологические исследования на площади более 1000 кв. километров. Здесь же появился его первый научный труд «Очерк геологического строения окрестностей города Омска». Берег Иртыша с геологическим обнажением в районе Новой Станицы ныне носит имя Берега Черского. В Историко-краеведческом музее хранятся и были выставлены к юбилею Ивана Дементьевича фотографии его жены и сына, а также найденные Черским в окрестностях Омска останки млекопитающих четвертичного периода.

Уволившись со службы в 1869 году, Иван Черский еще два года давал уроки и занимался исследованиями в Омске, а потом переехал в Иркутск. В числе его дальнейших сибирских работ – составление геологической карты Байкала, исследование Сибирского почтового тракта. Он был в экспедициях на Восточном Саяне, сплавлялся по реке Иркут и изучал долину реки Селенги, Нижнеудинскую пещеру, области рек Индигирки и Яны, сплавлялся по Колыме.Имя Черского сегодня носят поселок в Якутии, два горных хребта в Сибири, две горные вершины, берег Байкала в Баргузинском заповеднике, проезд в Москве, улицы в Иркутске, Вильнюсе, Верхнедвинске и поселке Зырянка, Иркутское товарищество белорусской культуры.
©
URL: http://omskregion.info/news/17557-russkie_so_znakom_kachestva/
Дата публикации:22/01/2014 08:38
Автор:Светлана Васильева