Погост в 3D-формате?

Президиум Омского отделения ВООПИиК и Общество коренных омичей выступили с протестом против планов расширения кинотеатра «Маяковский» за счет ерритории, где находилось кладбище первостроителей Омска.
Президиум Омского отделения ВООПИиК и Общество коренных омичей выступили с протестом против планов расширения кинотеатра «Маяковский» за счет ерритории, где находилось кладбище первостроителей Омска.

Дежавю, или 10 лет спустя о том же

На городском градостроительном совете 17 января рассматривался проект пристройки к кинотеатру архитектора Артура Оботурова. Он предполагает, что здание станет больше почти в три раза: площадь его увеличится с 730 до 2000 квадратных метров. Это позволит открыть еще четыре зала, увеличить количество мест для просмотра с 540 до 1100. Предусматриваются площади для детской зоны и трех кафе. Кинотеатр расширится в сторону улиц Орджоникидзе и Красный Путь, а позади его будет оборудована подземная парковка.

С резкой критикой проекта выступили омские историки и краеведы, считающие недопустимым любое строительство на месте, отмеченном в старинных планах Омска как кладбище. Реставратор Игорь Коновалов подчеркнул: «Любое строительство на кладбищах безнравственно и незаконно. Предлагаю закрыть эту тему и больше к ней не возвращаться. О том же говорили искусствовед Жанна Хахаева и краевед Владимир Селюк.

Что касается архитектурных достоинств и недостатков проекта, то расширенного обсуждения не было. Разве что архитектор Михаил Парфенов сказал, что здание напоминает мавзолей Ленина. Искусствовед Алла Гуменюк заметила, что ей есть что сказать о проекте, но она это сделает после того, как будет принято решение о его уместности.

То есть вопрос, что строить, – второй. Главный: можно ли вообще здесь строить?

А было ли кладбище?

Директор кинотеатра Владимир Ямпольский обосновывает свое право на пристройки следующим обстоятельством. Дескать, археологическое обследование показало, что могил на этой территории нет. А если все-таки будут обнаружены останки, директор готов за счет компании провести их перезахоронение.

О несостоятельности археологической экспертизы, проведенной в 2003 году, убедительно говорил тогдашний председатель Омского отделения ВООПИиК заслуженный архитектор России Михаил Хахаев. Он обратил внимание: эксперты подписали, что могил нет в пределах шурфа. А шурф вырыли за зданием кинотеатра точно по оси центральной аллеи размером 2х2 метра. Понятно, на аллеях никто не хоронил. Между тем, когда план города Омска 1786 года совместили на компьютере с современной картой, здание кинотеатра наложилось на городовое кладбище один к одному.

Проблемы с исторической памятью были и сто с лишним лет назад. Так, в 1893 году в Омске нужно было строить контрольную палату. Один из вариантов, предложенных городской думой, – как раз участок, на котором стоит кинотеатр «Маяковский». Но акмолинский губернатор генерал-майор Николай Санников отказал, сославшись на то, что это старое кладбище. И контрольную палату построили через дорогу (ныне здание факультета иностранных языков педуниверситета). А на месте старого кладбища губернатор с женой разбили сад, который сначала называли детским, а потом Санниковским. Грех было и о губернаторе, почетном гражданине Омска, забывать, когда массово сносили деревья. После революции сад сохранился, получив новое название – имени Куйбышева.

Новая атака на участок произошла в 1953-м. Это начало строительства кинотеатра. В историческом архиве Омской области есть документ, неопровержимо свидетельствующий о том, что стройка велась на костях. В мае 1953 года технический инженер П. Борисов, начальник участка М. Боронтов, мастер участка В. Конышев составили акт «о том, что при копке траншеи по оси 5-5 на отметке 370 обнаружены могилы по всей траншее от оси Б-Б до оси Н-Н».

Какие еще нужны доказательства? Причем Михаил Хахаев полагал, что при том строительстве была снесена только малая часть могил. Остальные – в шесть раз больше – потревожат и разрушат именно при возведении пристройки.

Все эти факты были обнародованы в 2004 году, когда была предпринята первая попытка сделать пристройку к кинотеатру. Как и сейчас, тогда руководил «Маяковским» Владимир Ямпольский.

Крестный ход под пионерские песни

В 2004-м рассматривался и вызвал бурю протестов другой проект реконструкции кинотеатра «Маяковский». Его выполнил Владимир Мальцев, возглавлявший в то время омское отделение Союза архитекторов России. Эта его общественная должность увеличила накал атак: архитектору с репутацией профессионала не прощали равнодушия к истории города. В том проекте, кстати, третьем по счету, с 1999 года предполагалось еще больше залов и кафе.

Несмотря на то что Градостроительный совет города одобрил проект Владимира Мальцева, многие омичи сделали все, чтобы не допустить стройки на могилах. Выступили против казачьи организации, ветераны, речники, верующие. В октябре 2004 года от здания Омско-Тарской епархии на территории сквера за кинотеатром был организован крестный ход. Здесь установили Поклонный крест в память о строителях Омской крепости. Благочинный городских церквей о. Михаил Вивчар возглавил поминальную службу по усопшим.

Этот акт запомнился его участникам жутковатой подробностью. На балкон кинотеатра были вынесены колонки звукоусиления, и, когда хор пел «Вечную память», из динамиков издевательски неслось «Взвейтесь кострами, синие ночи». Это было похоже на борьбу с религией в 30-е годы. От неожиданности провокации сникла молодежь, которую администрация кинотеатра позвала (или наняла?) стоять с плакатами «Мы за кинотеатр. Мы за прогресс». Ведь у креста тоже стояло немало молодежи. И на ночь пареньки в казачьей форме остались здесь дежурить.

Эта акция, а также многочисленные обращения к мэру и губернатору возымели действие. Проект Владимира Мальцева воплощен не был.

Прошло 10 лет – готов новый, созданный автором другого печально известного объекта. Артур Оботуров – архитектор здания на улице Бударина, которое давно определено судом к сносу.

Позицию не меняли

На заседании Градостроительного совета Владимир Ямпольский пообещал рядом с улицей Красный Путь поставить часовню и сказал, что проект реконструкции кинотеатра был согласован с епархией в 2010 году.

В 2010-м году Омско-Тарскую епархию возглавлял митрополит Феодосий, не раз заявлявший о своей позиции по поводу стройки на старом кладбище. В 2004 году он даже обращался по этому поводу к мэру Омска Евгению Белову с открытым письмом.

– Сегодня позиция епархии не изменилась, соглашения не подписывались. Мы по-прежнему против строительства на кладбище, – говорит председатель отдела по взаимоотношениям церкви и общества Омской митрополии о. Илья Багаев.

Тем не менее проект с такой историей споров прошел Градостроительный совет. Правда, главный архитектор Омска Анатолий Тиль предложил еще «обсудить этот вопрос с министерством культуры, с епархией», а также рассмотреть проект на заседании совета Союза архитекторов. То есть все сначала?


Мнения
Владимир Селюк
Председатель Общества коренных омичей:

Площадь Парижа в три раза меньше Омска, а там сохраняют 19 старинных кладбищ.В архиве сохранились 12 из 31 метрической книги Воскресенского собора с 1768-го по 1798 год. Там сведения о 1077 усопших, похороненных на Кадышевском кладбище. Можно найти фамилии Пахотиных, Шкулевых, Поспеловых, Накладовых, Тубиных, Коробейниковых, Оконешниковых, Потаниных, Зайцевых и многих других, потомки которых ныне живут и здравствуют в нашем городе. За историю кладбища здесь упокоилось не менее 1500 омичей. Этим людям мы обязаны существованием Омска. А архитектор Оботуров, защищая свой проект, ни словом не обмолвился о захоронениях. Он хочет оборудовать подземную автостоянку на месте, где установлен поклонный крест в память о первостроителях Омска. Наше законодательство не позволяет вести строительство на кладбищах. Здесь должен быть сквер. У нас есть проект озеленения территории, который бесплатно сделали студенты института сервиса.

о. Михаил Вивчар
Благочинный церквей Ленинского округа , в 2010-м – благочинный городских храмов:

Здесь захоронены пращуры омичей, мы поставили и святили в память о них крест. Шла речь о возведении часовни для прихожан-детей, которые бы с этого места изучали и хранили историю Омска. Никакого соглашения о строительстве кинотеатра не было. И быть не могло. И сегодня не может. Если имеется чья-то подпись, я сомневаюсь в ее подлинности.

Ирина Голенко
Заслуженный архитектор России:

У нас в семье хранится папка документов моего мужа Михаила Макаровича Хакаева о недопустимости расширения кинотеатра «Маяковский». Он выступил против председателя омского Союза архитекторов Мальцева. Тот сказал: «То, что говорит Хахаев, – это политика». А Михаил Макарович ответил: «Не политика, а этика, профессиональная этика архитектора, который должен уважать свой город». Закон «О похоронном деле» 1996 года запрещает строить на кладбищах, а то, что именно здесь было Шепелевское кладбище, Хахаев убедительно доказал.

История
В 1768 году главный командир Сибирского корпуса Иван Шпрингер начал строительство новой крепости на правом берегу Оми. Умерших служивших людей, мастеровых, колодников и членов их семей стали хоронить за эспланадой на отведенном участке в 200 саженях от крепости между двух дорог. Отпевали покойников сначала в деревянной Ильинской церкви, а с 1773 года – в новом Воскресенском соборе. Кладбище было православным. Кадышевским оно стало по имени соседнего форштадта, который был так назван, потому что неподалеку находились провиантские склады, заведовал которыми майор Герасим Кадашев.
Хоронили на Кадышевском кладбище до 1820 года, пока оно не было заполнено.
©
URL: http://omskregion.info/news/17760-pogost_v_3d_formate/
Дата публикации:29/01/2014 09:53
Автор:Светлана Васильева
Фото:Евгений Кармаев