В Омской области готовятся к 60-летию покорения целины

В Омской области готовятся к 60-летию покорения целины

Дата публикации 4 февраля 2014 11:42 Автор Фото Евгений Кармаев

В Омском краеведческом музее готовится экспозиция к 60-летию покорения целины. На фотографиях и экспонатах — история, как в 1954 году около 12 тыс. молодых добровольцев прибыли в южные районы Омской области для освоения целины. Живя в палатках на голой земле, они мечтали, что их труд поможет стране стать богаче.
«Целина была в значительной мере делом молодых. Возраст добровольцев, отправившихся распахивать целинные и залежные земли, не превышал 30 лет. Некоторые приехали сразу после армии, то есть им было чуть за 20», — говорит старший научный сотрудник отдела фондов Омского государственного историко-краеведческого музея Галина Буслаева.

Датой начала освоения целины принято считать 2 марта 1954 года, когда вышло постановление Пленума ЦК КПСС «О дальнейшем увеличении производства зерна и освоении целинных и залежных земель». В послевоенной стране остро не хватало продовольствия. Решить эту проблему можно было двумя путями: интенсивным (то есть за счет мелиорации, использования удобрений, внедрения новых сортов, создания новой техники) и экстенсивным (за счет распашки большого массива залежных земель в Сибири и Казахстане). Доводы сторонников первого пути звучали убедительнее. Но руководство страны Советов в лице секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева выбрало второй — более быстрый.

Первый эшелон с молодежью, приехавшей покорять целину, на омском железнодорожном вокзале встречали уже через 10 дней после выхода постановления. Всего по комсомольским путевкам в южные районы Омской области прибыли около 6 тыс. энтузиастов из Москвы и других регионов центральной России. Еще 6 тыс. молодых людей, участвовавших в целинной эпопее на территории нашей области, были посланцами промышленных предприятий Омска.

Галина Буслаева отмечает: освоение целины началось без предварительной подготовки, никакой инфраструктуры для этого создано не было. Первоцелинники, оставившие дома налаженный быт, жили в палатках, юртах, вагончиках. Первые щитовые домики появились уже позднее.

В фондах музея хранятся архивы первого целинного совхоза «Сибиряк»: фотографии того времени, личные документы целинников. На одном из снимков запечатлен знаменательный  момент: прямо в чистом поле приехавшие добровольцы вбивают колышек с табличкой «Совхоз “Сибиряк”». С этого колышка и началась история нового степного хозяйства Русско-Полянского (тогда — Дробышевского) района Омской области.

Работали молодые люди в тяжелых условиях. Зимой умывались снегом, ели мерзлый хлеб. Летом страдали от жары и суховеев. На снимке из музейных фондов можно видеть зерноуборочный комбайн того времени. Он не имеет кабины. Можно представить, каково приходилось на нем механизатору. Чтобы быстрее дать хлеб государству, работа велась круглосуточно, без выходных. Несмотря на это, рассказывает Галина Буслаева, мало кто из приехавших на целину уехал обратно. Целинники были людьми дружными и совместно решали бытовые проблемы.

«Думаю, справляться с трудностями им помогали молодость, энтузиазм и вера в то, что их труд поможет стране зажить лучше, богаче», — говорит Буслаева.

Еще один архивный снимок рассказывает о первом целинном хлебе. Пшеница в первый год освоения целины выросла в совхозе «Сибиряк» по пояс, с хорошим тугим колосом. И урожай, по словам сотрудника музея, был собран небывалый: 22 центнера с гектара. Для приемки целинного зерна не хватало действующих элеваторов и его свозили на временно приспособленные под приемку площадки. Часть урожая из-за этого сберечь не удалось. Тем не менее в первый год целинной эпопеи Дробышевский район сдал государству 116,5 тыс. т зерна, тогда как раньше сдавал в среднем 14,7 тыс. т в год.

Всего на территории Омской области были построены 11 новых целинных совхозов.  Многие первоцелинники обрели здесь вторую родину. Обзавелись семьями, детьми. Стали известными людьми. По выражению Буслаевой, «они поднимали целину, а целинаподнимала их».

Вот лишь несколько историй такого взлета.

Первый директор совхоза «Сибиряк» Петр Крутиков, поработав на целине около года, был направлен в Китай советником по сельскому хозяйству. Владимир Дзюба, которого называли сибирским Мересьевым (он вернулся с фронта без ноги, на протезе), начав с простого тракториста, вырос сначала до управляющего отделением, секретаря парткома. Потом стал заместителем директора совхоза «Сибиряк» и, наконец, директором совхоза «Хлебодаровский».

Петр Зародыш, передовой механизатор, удостоен звания Герой Социалистического Труда, награжден двумя орденами Ленина, орденом Дружбы народов. Медалями, орденами, различными почетными грамотами отмечены и многие другие первоцелинники.

За высокие показатели в производстве зерна государственную награду, орден Ленина, получила и Омская область, давшая стране в 1956 году 110 млн пудов хлеба, треть из которых была выращена на целинных землях.

Уже позднее о целине стали говорить как об авантюре, поскольку в погоне за объемами в стране был существенно превышен тот предел распашки новых земель, который был рекомендован учеными (вместо 13 млн га распахано 43 млн). Эта неразумная распашка привела к серьезным экологическим последствиям: ветровой эрозии, снижению плодородия почв и, как результат, к снижению урожаев. Но тогда, в середине 1950-х, целинникам удалось накормить страну. И сами целинные хозяйства зажили неплохо. На месте вагончиков и палаток выросли жилые дома, ясли, детские сады, дома культуры, были высажены деревья, цветы. Передовые работники обзавелись автомобилями. Частенько ездили в Москву на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. Так государство отблагодарило энтузиастов, откликнувшихся на его призыв поднимать целину.










©
Распечатать страницу