Рита Фомина: «Если расставлять приоритеты — детские сады или госдолг — конечно, предпочтение отдаетс

Рита Фомина: «Если расставлять приоритеты — детские сады или госдолг — конечно, предпочтение отдаетс

Дата публикации 6 февраля 2014 08:23 Автор Фото Сергей Мельников

Программой максимум и программой минимум на этот год министр финансов Омской области Рита Фомина считает погашение части госдолга региона — в размере 3 млрд рублей. О том, как строится работа с бюджетом и что нужно сделать, чтобы избавиться от пугающего количества знаков в сумме госдолга, главный финансист правительства рассказала «ОМСКРЕГИОНУ».
В начале 2014 года государственный долг Омской области вырос почти до 30 млрд рублей. Однако ошибкой будет думать, что каждый год регион занимает такие деньги. Госдолг рос постепенно в течение нескольких лет, финансовая кривая все больше уходила вверх, реагируя сначала на перерегистрацию «Сибнефти» в Санкт-Петербурге, потом на кризис 2008 года и, наконец, на «майские указы» президента, взвалившие дополнительное финансовое бремя на регионы.

Диаграмма

К 1 января 2015 года максимальная сумма государственного долга может составить около 37,8 млрд рублей — данная цифра установлена областным законом о бюджете. Это примерно 70% собственных доходов региона, что вполне укладывается в рамки федерального бюджетного законодательства (не более 100% собственных, то есть налоговых и неналоговых доходов). На обслуживание госдолга в бюджете региона на этот год заложено около 3 млрд рублей. Эти деньги пойдут на оплату процентов банков.

Рита Фомина твердо намерена понизить прогнозную сумму госдолга к 1 января 2015 года хотя бы на 3 млрд рублей.

«Я оптимист, я надеюсь, что все-таки экономика наша заработает и мы дополнительные доходы получим. И нас не заставят принять новые обязательства для решения политических или экономических задач, и мы погасим госдолг. Задача — хотя бы 3 миллиарда. Программа максимум, программа минимум — как хотите, называйте, — делится планами министр. — Если бы мы в процессе исполнения бюджета за много лет, когда мы по 3-4 миллиарда рублей увеличивали доходы, направляли эти деньги на погашение госдолга, у нас бы не было такой ситуации. Но всегда стоят какие-то вопросы по заработной плате, по детским садам. Понимаете, если расставлять приоритеты — детские сады или госдолг — конечно, предпочтение отдается детским садам. Мы все это понимаем».

Бюджет Омской области на 2014 год был принят со следующими параметрами: доходы — 59,34 млрд рублей, расходы — 66,9 млрд рублей, дефицит — 7,5 млрд рублей.
Первыми изменениями в январе этого года бюджетные показатели были увеличены. Сейчас доходы составляют 61,2 млрд рублей, расходы — 68,8 млрд рублей, дефицит — 7,6 млрд рублей. По бюджетному законодательству расходы региональных бюджетов могут превышать собственные доходы только на 15%. Такое превышение называется бюджетным дефицитом.

«Если мы ежегодно при формировании бюджета размеры дефицита закладывали 4,7%, 5% или 8% и в процессе исполнения, когда мы принимали дополнительные расходные обязательства за счет дефицита, то в текущем году он уже предельный. Последней каплей были 150 миллионов рублей (на компенсацию выпадающих доходов муниципальным транспортным предприятиям. — Прим. ред.), дефицит у нас сейчас — 14,9%. То есть решить дополнительно за счет дефицита какой-либо финансовый вопрос в течение года у нас уже возможности нет. Все, предел, осталось 50 миллионов рублей», — рассказывает Рита Францевна.

Несмотря на практически предельный дефицит и критику бюджета Омской области со стороны оппозиционных партий, очень немногие депутаты голосовали против его принятия.

«Надо отдать должное партии коммунистов, они в этом году ничего не блокировали. Если в прошлом году они возражали, голосовали против, то в этом году они воздержались, — рассказала министр Фомина. — Вообще, угрозы непринятия бюджета не было. Было полное понимание всех фракций. В этой ситуации не минфин региона и не Омская область оказались, а страна в целом».

Про кризисы и мерседесы

Ситуация с госдолгом и бюджетом Омской области более или менее ясна. Осталось понять, что делать дальше. Действовать необходимо в двух направлениях: по возможности сокращать расходы и увеличивать доходы.

У регионального минфина есть понимание того, в какой части сокращать, а в какой можно увеличить.

Первый инструмент сокращения расходов — работа со структурой госдолга, со снижением процентной ставки.

Сейчас госдолг Омской области состоит из бюджетных и коммерческих кредитов, а также размещенных ценных бумаг.

Осенью прошлого года Омская область впервые за последние годы разместила на ММВБ государственные облигации на сумму 5 млрд рублей сроком на 3 года. В этом году регион сможет выпустить облигации уже на пятилетний срок. По словам министра, главное преимущество облигаций перед кредитами — стабильность.

«Когда был кризис 2008–2009 годов, минимальные ставки по нашим кредитам в 8–9% поднялись до 20%. Представляете, какая разница для бюджета? — вспоминает Рита Фомина. — А деваться некуда, долги надо погашать. Если бы мы допустили просрочку хотя бы на день, наш имидж кредитоспособности сразу бы рухнул. Мало того, еще и не было лимитов у банков, мы ездили в минфин России, писали письма, договаривались, убеждали, и нам давали эти кредиты. Облигации — это уже стабильность, определенная на пять лет ставка. Она уже не зависит от тех экономических изменений, которые происходят в обществе».

Еще один способ снизить госдолг и расходы на погашение кредитных процентов Омская область получила с этого года.

«Внесены изменения в Бюджетный кодекс, которые предоставили федеральному казначейству право краткосрочного кредитования бюджетов регионов. Мало того, федеральный минфин все-таки снизил ставки. Сначала шла речь об 1/2 ставки рефинансирования ЦБ, сейчас обозначена 1/4, то есть 2,06% годовых. Это очень хороший механизм, для того чтобы мы могли оперативно решать свои финансовые вопросы», — комментирует министр.

На все регионы на цели краткосрочного кредитования федеральный бюджет выделил 100 млрд рублей. В бюджете Омской области последними изменениями прописано, что область может взять максимальный краткосрочный бюджетный кредит в размере 1/12 от собственных доходов, то есть чуть больше 4 млрд рублей. Осталось дождаться ответа от казначейства по сумме лимита, который установят для Омской области.

«Поэтому сейчас мы хотим быть первыми в принятии. Конечно, если бы лимит был максимальным, 4 миллиарда рублей, — это было бы замечательно. Мы могли бы ежемесячно перекредитовываться и сокращать свои расходы по обслуживанию госдолга. Кредиты берутся на месяц. Но если взять на месяц под 2,06%, вернуть банковский кредит под 7,85% — это же в три раза дешевле. Понятно, что это бесконечный труд, бесконечная перекредитовка. Она воспринимается как постоянное заимствование, но это схема грамотного управления госдолгом», — рассказывает Рита Фомина.

Наконец, немаловажным инструментом бюджетной экономии является пресловутая оптимизация расходов.

«Если мы не научимся экономно считать, мы не сможем выжить. Это все-таки вопросы эффективности и экономности расходования бюджетных средств, — рассказывает Рита Фомина. — Я так понимаю, что если в семье сейчас у нас есть какие-то проблемы со средствами, то мы не будем закупать мерседесы или дорогостоящую оргтехнику. Мы будем жить в рамках того, что имеем. На сегодняшний день актуальной остается задача по всеобщей концентрации и выработке общего понимания, что мы должны хотя бы частично разрулить ситуацию с погашением госдолга, чтобы у нас был хоть какой-то люфт и мы могли в дальнейшем развиваться в инвестиционном направлении».

Пока многие ведомства живут по советскому стереотипу «проси больше, получишь меньше», закладывая максимум не всегда оправданных расходов в надежде получить хотя бы часть запрашиваемого.

«Мы формируем бюджет, принимаем заявки от наших главных распорядителей бюджетных средств. В этом году их потребности на 21 миллиард рублей больше того, что мы могли предложить в рамках наших собственных доходов и федеральных перечислений, — объясняет Фомина. — Вот и считайте, сколько нужно денег, чтобы все заявки выполнить. Понятно, что там есть много надуманных расходных обязательств, без которых, в принципе, можно было бы прожить, или просто желаемое выдается за действительность, когда есть желание что-то построить и уже расходы включают в бюджет, хотя еще нет проектно-сметной документации».

Как заработать на тратах

Чтобы больше заработать, надо больше потратить. Поэтому действия по увеличению доходов бюджета предполагают и увеличение его расходов.

Например, в этом году федеральный бюджет на 2014 год уже выделил Омской области порядка 10 млрд рублей. Окончательные суммы федеральных перечислений станут известны к 1 апреля. Это еще одно нововведение Федерации, которое, по идее, должно облегчить жизнь регионам. Раньше деньги из центра могли поступать и в декабре, когда никаких шансов в нужный срок их освоить не оставалось. Так произошло и в прошлом году, когда в декабре было перечислено больше миллиарда рублей. Все эти деньги министерство финансов Омской области вернуло уже в январе.

«Я не могу сказать, что кто-то неграмотно распорядился этими деньгами. Нет, есть только объективные причины возврата. И сейчас у наших министерств задача максимально быстро доказать необходимость повторного выделения этих средств. По крайней мере, мы не нарушили сроков возврата, даже опередили их», — говорит Фомина.

Для того чтобы область получила больше федеральных денег, региональные министерства к этому сроку должны заложить средства на софинансирование тех программ, по которым ожидается поддержка из центра.

«Сейчас наши главные распорядители бюджетных средств начнут участвовать в конкурсах на получение федеральных субсидий. До 1 апреля мы должны уже все подготовить. И любое наше участие требует обязательно нашей доли. И мы должны предоставить выписку в федеральный орган исполнительной власти, что эти средства у нас в бюджете заложены», — объяснила Рита Фомина.

На увеличение доходов бюджета направлены и действия правительства по созданию кластеров, по поддержке инвестиционных проектов.

«Понятно, что у всего этого не может быть моментального эффекта. Если мы вкладываем деньги в какое-то производство, должно пройти время, пока это производство заработает и от него будет отдача. Поэтому мы не надеемся на молниеносный успех в решении поставленных задач. Тем не менее, если вообще ничего не делать, тогда и перспектив никаких нет. Сейчас готовится  документ, в котором будут стоять конкретные задачи по доходам по отраслевому принципу. Например, по минстрою — в части взаимодействия со строительным комплексом, по минэкономики — в части промышленности и так далее».
©
Распечатать страницу