Сергей Мизя: новых омских медиамагнатов — Голушко, Полякова и Павлова — объединяют проблемы в бизнес

Сергей Мизя: новых омских медиамагнатов — Голушко, Полякова и Павлова — объединяют проблемы в бизнес

Дата публикации 10 февраля 2014 13:43 Автор Фото Сергей Мельников

Омск прирастает медимагнатами: выпуском газет «Коммерсантъ» и «Деловой Омск» занялся сенатор от Омской области Андрей Голушко, в развитие «Первого городского канала» инвестирует гендиректор «Омских кабельных сетей» Дмитрий Павлов, «ТелеОмск-АКМЭ» прикупил совладелец радиозавода им. Попова Иван Поляков. О ситуации, при которой далекая от сверхприбылей медиасфера вдруг стала манить бизнесменов, «ОМСКРЕГИОНУ» рассказал директор ООО «Коминформ», член общественного экспертно-консультативного совета по стратегическому развитию и конкурентоспособности при губернаторе Омской области Сергей Мизя.
— Сергей Герасимович, в последнее время на омском медиарынке наблюдается то ли передел, то ли стремительное развитие. Практически одновременно в медиабизнес пошли сенатор Андрей Голушко, владелец радиозавода Иван Поляков и владелец кабельных сетей Дмитрий Павлов. К чему бы это?

— Действительно, в Омске сразу три олигарха вдруг решили вкладывать деньги в телевидение и газеты. Это странная компания. Более-менее все понятно с Андреем Голушко, который в прошлом году приобрел франшизы газет «Коммерсантъ» и «Деловой Санкт-Петербург» (теперь «Деловой Омск». — Прим. ред.), несмотря на то что это абсолютно нерыночные издания, которые, вероятно, принесут бизнесу сенатора примерно 35 миллионов прямых убытков за год. Андрей Иванович не скрывает, что хочет стать губернатором — и тогда такие траты хоть как-то можно объяснить. А вот с Дмитрием Павловым и Иваном Поляковым все сложнее.

— Есть предположение, что Иван Поляков создает медиахолдинг к будущим выборам мэра и губернатора. Сейчас он создает дочернюю структуру своей «Межгосударственной корпорации развития» — «МКР-медиа», куда войдут приобретенный им канал «ТелеОмск-Акмэ», Омская телевизионная компания» (ОТК), известная своими выпусками «Новости-24» на «Рен-ТВ», и сайт «ОмскЗдесь».

— О том, что Иван Викторович прикупил себе один из старейших метровых телеканалов, «ТелеОмск-Акмэ», стали говорить в городе с осени прошлого года. Одновременно стали ходить слухи о том, что он планирует вложить миллиард рублей в развитие созданного им телеканала «Продвижение», который теперь выходит в эфир на частоте «ТелеОмск-Акмэ». Невозможно даже представить срок окупаемости этих средств! Любой телеканал выживает за счет коммерческой и политической рекламы, однако в Омске политической рекламы как таковой нет. Что касается политических амбиций Ивана Полякова, то он давно делает странные попытки пойти во власть, вспомнить хотя бы 2005 год, когда в мэры Омска выдвинулось сразу 22 работника радиозавода, или как он поддерживал депутата от КПРФ Олега Денисенко, когда тот вдруг засобирался баллотироваться в губернаторы Омской области в прошлом году. Но сам Поляков вряд ли сможет стать губернатором или мэром по объективным причинам. Поэтому его «МКР-медиа» — это заведомо убыточное мероприятие с достаточным проблемным фундаментом из его основного бизнеса.

—  Говоря о «проблемном фундаменте», вы имеете проблемы на радиозаводе имени Попова?

— У Полякова действительно есть большие проблемы в бизнесе. Согласно балансу ОАО «ОмПО "Радиозавод имени Александра Попова"» (РЕЛЕРО) за девять месяцев 2013 года, опубликованному в открытых источниках, заемные средства и кредиты у него превысили 2,9 миллиарда рублей, а валовая выручка за этот период составила всего 1,868 миллиарда рублей. Это весьма опасная тенденция. При этом он занимает 1,3 миллиарда рублей под 13,39% годовых в «Нота-Банке». Если чудо произойдет прямо сейчас, то, видимо, только оно и спасет предприятие от банкротства. При этом Иван Викторович умудряется делать траты, совершенно непонятные нормальному бизнесмену, как то: давать беспроцентную ссуду ОАО «Омскэлектро» в сумме 100 миллионов рублей или вкладывать миллиард в новый, заведомо убыточный бизнес.

— Странное поведение для владельца предприятия в предбанкротном состоянии…

— Модель его бизнеса с уходом Сердюкова (бывшего главы министерства обороны РФ, которого обвинили в коррупции. — Прим. ред.) рухнула. Не секрет, что руководителем группы советников генерального директора радиозавода был бывший министр обороны Павел Грачев, с помощью которого до поры до времени удавалось «добывать заказы». Новую модель Поляков пока отстроить не может, набрал кредитов и вряд ли сумеет их вернуть. Даже если сейчас он получит крупные контракты от минобороны, это его вряд ли спасет.

— Именно из-за этой ситуации Иван Поляков так неожиданно покинул пост гендиректора радиозавода имени Попова?

— У него, его сестры Татьяны Ушаковой и других Ушаковых — контрольный пакет акций «РЕЛЕРО», поэтому его точно «не ушли». Скорее всего, он сам ушел и теперь кто-то другой будет получать весь негатив. Или ему удастся сотворить волшебство и разгрести «завалы».

— Может, Полякова вдохновляет тот факт, что его приятель и однопартиец по «Деловой России» Александр Галушка назначен новым министром развития Дальнего Востока?

— Возможно, у него есть какие-то перспективы в Москве, с другими заводами или в политической сфере. Время покажет.

— Что касается другого новоявленного медиамагната, Дмитрия Павлова, который возглавляет компанию «Омские кабельные сети» и застраивает элитный поселок «Старгород», — ему-то зачем свой телеканал?

— Павлов начал раскручивать «Первый городской канал», видимо, с подачи двух друзей — Сергея Старовойтова (журналист, политтехнолог. — Прим. ред.) и Андрея Ткачука (в 2013 году уволен с поста начальника Главного управления по делам печати, телевидения и радиовещания Омской области. — Прим. ред.), также как и «Домашнюю газету» и сайт «СуперОмск». Втянул его в это дело, вероятно, словоохотливый «идеолог». Скорее всего, это смесь амбиций и просчета в бизнесе. В общем, неудивительно, если вспомнить участие Павлова в создании «Единого расчетного центра» в Омске, каким «пшиком» все это закончилось.

— Вы считаете, что «Первый городской канал» со временем станет таким же «пшиком»?

— Телевидение — это достаточно дорогая игрушка. Только ежемесячные затраты на содержание журналистов и оборудования, как говорят, составят порядка 3 миллионов рублей. Ткачук и Старовойтов никак не могут понять: одно дело — осваивать бюджетные деньги, как они делали раньше, а другое — зарабатывать их. Получить их у частного лица, того же Дмитрия Павлова, — это совершенно другая история, нежели получить субсидию из бюджета. Тут ситуация, скорее всего, пойдет по сценарию просуществовавшего меньше года издания «Семь» — проекта, который они пытались реализовать. Изначально было понятно, что это нерыночный и неокупаемый продукт. Через несколько месяцев инвестор посмотрит, во что ему обходятся эти «пиар-разрушители» и нужен ли ему такой имидж, и свернет все это дело. Тем более что они совершили большую глупость: они стали конфликтовать с властью. «Омские кабельные сети» отключили правительственный «12 канал» и, не скрывая этого, тут же написали, ссылаясь на технические причины, что вот, дескать, отключился канал по техническим причинам и будет ремонтироваться 3 месяца, а через 3 дня его опять включают. Ушки тут опять показывают свои — ткачуковско-старовойтовские. «Идеолог» с «троллем» как-то не додумывают, что даже с нынешней, весьма демократической властью у них могут начаться проблемы не только в их «бизнесе», но и в бизнесе Павлова, который, на мой взгляд, зря позволил себя «втянуть в политику».

— И все же хотелось бы понять, что объединяет трех новоявленных медиамагнатов. Слишком они разные.

— Парадоксально, но всех троих новых медийных олигархов Омска объединяют проблемы в основном бизнесе в настоящее время, а также способ создания первоначального капитала — исключительно за счет «административного ресурса». Кроме того, Поляков, Голушко и Павлов представляют собой когорту бизнесменов 1990-х. Они не перестроили свои бизнесы и не переориентировались по разным причинам: Иван Поляков задержался в отношениях с министерством обороны РФ. Дмитрий Павлов в свое время имел за спиной экс-начальника УВД Омской области Виктора Камерцеля, мэра Виктора Шрейдера и его родственников, вел себя свободно и раскованно в отношениях с проверяющими государственными органами, был весьма везуч в арбитражных судебных спорах, а проблем от сотрудников милиции для него вообще не существовало.

Андрей Голушко пребывал во власти, и то Спартак Заболотский, то еще какие-то наемные менеджеры, как-то управляли его бизнесом. Андрея Ивановича преследуют разнообразные скандалы, которые показывают, что у него не все хорошо с бизнесом: продажа крупного молочного завода «Вита», скандал с хищением имущества ЗАО «Овощевод», пайщики которого не могут получить свои деньги, слухи о возможной продаже акций «Омскгоргаза». Мы еще услышим историю с РЭК о том, как уже бывшее руководство ведомства включало необоснованные затраты в тарифы «Омскгоргаза». Следствие по уголовному делу (возбуждено в отношении экс-председателей Владислава Ходуса и Константина Марченко. — Прим. ред.) все расставит по своим местам. При этом Андрей Иванович терпит не только финансовые убытки, но и репутационные. Его компаньон по газете «Ваш Ореол» Сергей Сусликов (президент ИД «Триэс». — Прим. ред.) пишет всякие гадости о компаньоне Голушко, и сенатор ничего не может с этим поделать. Что-то с управлением бизнесом у сенатора не так.

— Каковы ваши прогнозы относительно новых СМИ, появившихся на медиарынке Омска за последний год?

— Если вы нарушаете объективные законы, по которым должно жить здоровое предприятие, вольно трактуете законодательство РФ, то рано или поздно у вас неизбежно начнутся проблемы в бизнесе. Например, у вас возникли проблемы с оборотным капиталом, вы стали решать проблему за счет кредитов, при этом тратите миллиард рублей, треть годовой выручки предприятия, на сторонний проект с непонятной окупаемостью, то ваши перспективы в бизнесе, скорее всего, весьма плачевны. Эти три проекта нежизнеспособны. С высокой степенью вероятности первым должен обрушиться «Первый городской канал», следом — «Деловой Омск». В «Роспечати» 200 киосков, при этом «Деловой Омск» продается в количестве от 50 до 60 штук. Столько же жители Омска покупали журналов «Нота Бене» и «Семь». Раскрутить третье деловое издание в Омске практически невозможно.

Подождем годовую отчетность завода имени Попова, которая позволит судить, сколько протянет «МРК-медиа». Но уже есть тревожный звоночек: Поляков хотел перекредитоваться в Сбербанке на 3,8 миллиарда, а ему не дали. Отказали и в другом московском банке. А это говорит о серьезных просчетах в бизнесе Ивана Полякова. Возможно, дойдет и до процедуры банкротства.
©
Распечатать страницу