Жизнь, полная самоотдачи и надежд

К 60-летию освоения целины.
К 60-летию освоения целины.

Продолжение.
Начало в №6 от 5 февраля


Первая борозда

В «Омской правде» каждый день рифмованные девизы на злобу дня:
«День весенний кормит год.Сроки сжаты. Сев не ждет.Завершим без промедленьяПлан намеченных работ».
Или:
«Как можно раньше в дни весныПриступим к вспашке целины».

*  *  *

«Вспашешь в срок, посеешь в срок –Будет урожай высок».

*  *  *

«Чтоб работа тракторов
Шла без перебоя,
Больше дела, меньше слов,
Как на поле боя».

Освоение целины постоянно сравнивали с полем боя: война еще была жива в памяти и напряжение то же: проиграть эту битву за урожай нельзя. Все чаще в газете появляются критические материалы. В Русско-Полянской МТС главный инженер сказал корреспонденту, что «в основном ремонт техники закончен». В газете выходит коррес­понденция «Когда к севу готовы «в основном». Журналисты предают гласности факты простоев тракторов из-за технических неисправностей.

Интересный факт. Среди приезжих – рабочие больших предприятий со строгой дисциплиной, технические специалисты. Они удивлены приемами работы «на авось». Ну, например, гайку форсунки местные трактористы за отсутствием ключа отворачивают с помощью… молотка и зубила.

«Ведь от этого гайке конец!» – замечает целинник-москвич. А ему в ответ: «Ничего, совхоз обеспечит». Новые трактора должны пройти 20-часовую обкатку. А тракторист спит. Первоцелинники – к начальству: нужно наладить порядок, соблюдать технику безопасности.

Директор Черлакского совхоза Лапковский согласен: «Товарищи москвичи правы: с бескультурьем больше мириться нельзя!..» Так и учились друг у друга.

И вот 26 апреля в колхозе имени Ворошилова в деревне Голубовке Русско-Полянского района возле островерхих палаток, издали напоминающих юрты древних степных кочевников, выстроились трактора. Степь еще не до конца высохла, колышутся на ветру прошлогодний ковыль и типчак. Но люди ждут и выискивают места посуше, чтобы начать работу. Наконец бригада Михаила Соколова пускает в ход бороны. На следующий день накрапывал дождь. Но пахоту начали. Когда встал вопрос, кому прокладывать первую борозду на целине, бригадир Соколов оказался в затруднении: каждый хотел, чтобы это почетное право было предоставлено ему. После долгих колебаний Соколов поручил это сделать трактористам Кожбанову и Ромазанову.

Машины трогаются почти одновременно на первой скорости, оставляя на серо-зеленом поле черную полосу земли. Вот она, первая борозда на целине! Прицепщикам то и дело приходится регулировать глубину вспашки. За машинами по полю идут люди: директор МТС, бригадир, председатель колхоза Смагулов. Они наклоняются, берут в руки землю, разминают ее, смотрят, как ложится пласт, ведут речь о последующей обработке почвы.

В тот же день начала подъем целины бригада Сысолятина. Здесь оспаривать право первой борозды никому не пришлось по той простой причине, что на подъем целины были поставлены все машины сразу.

Эти две бригады – Соколова и Сысолятина – заключили договор о соревновании. Соколов дал слово выработать на условный трактор 1000 га, а Сысолятин – 1100. Обязались также вырастить урожай по 18 центнеров с гектара.

Оба бригадира – люди основательные. Виктор Сысолятин год назад у себя на родине, в Кировской области, построил дом и сад. И все это оставил ради целины. Михаил Соколов приехал в Омскую область с женой, чтобы навсегда обосноваться на новом месте. Вечером в МТС выпустили стенгазету. Героем первой борозды была признана бригада Соколова. Она и на ночь осталась в поле, несмотря на начавшийся дождь.

Дожди дали повод для тревоги. Целинники, приехавшие из Кирова, бодрились: «Мы, вятские, – ребята хватские».

Рекорды

А лето в 1954-м было хорошее, без засухи. И к августу колыхалась бескрайняя золотая нива с налитыми колосьями. А кукуруза, которую впервые сеяли столь масштабно, вымахала в два с половиной метра ростом – комбайнов не видно.

Газета пестрит поражающими цифрами и фактами. В колхозе «Первое Мая» на шестом поле в 280 га снят урожай по 37 центнеров зерна с гектара. В артели имени Маленкова с участка в 460 га намолотили пшеницы по 36 центнеров с га. Доход от продажи хлеба в артели составил более 10 миллионов рублей.

Колхоз имени Сталина в 1953 году получил общий доход 176700 рублей, а в 1954-м – 4412400 рублей.

Колхозник артели им. Рассохина Михельсон выработал со своей семьей 3120 трудодней, в порядке аванса получил 480 пудов зерна.

Впервые за все время существования артели «Первое Мая» посеяны крупяные культуры. Колхоз сдал государству 800 центнеров проса.

Омская область в 1954-м завершила уборку урожая одной из первых в Сибири.

Но поволноваться пришлось. В самый пик уборки начались проливные дожди. «Омская правда» наполнена советами агрономов, ученых СибНИИСХоза, рассказами об опыте лучших механизаторов.

Даже для того, чтобы просушить зерно, нужны были особые приемы и сноровка. Сушильщики колхоза имени Буденного Оконешниковского района накопили опыт и со страниц газеты обратились с открытым письмом ко всем коллегам в области. В нем – рекомендации, как организовать безостановочную круглосуточную сушку зерна.

Самое большое внимание – опыту «народного академика» Терентия Мальцева, предлагавшего безотвальную технологию вспашки. Областное аграрное совещание предлагало проверить новшество на омской земле. Были успешные примеры. Колхоз имени Сталина посеял пшеницу по взлущенной стерне на площади 240 га и получил урожай по 28 центнеров с гектара.

И тыква в 56 килограммов

Областная сельскохозяйственная выставка 1954 года стала апофеозом достижений целинников.

Задание по подъему целинных и залежных земель Омская область значительно перевыполнила. Только колхозами освоено 824 тысячи гектаров новых земель, из них 237 тысяч были засеяны пшеницей. В Русско-Полянском районе в среднем с гектара получили по 16,4 центнера. Выставка свидетельствовала, что на целине высокие урожаи дают все сельскохозяйственные культуры. В совхозе «Сибиряк» кукурузы на силос заготовили по 251 центнеру с гектара, сорго – 355 центнеров. Собрали даже по 188 ц арбузов на корм скоту.

Лежали на выставке большие снопы с тяжелыми колосьями. Представили даже целинную тыкву – рекордсменку весом в 56 килограммов. «Многокрасочная картина изобилия», – отмечают журналисты «Омской правды».

А на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в павильоне «Сибирь» пользовались большим вниманием новинки ученых Сиб­НИИСХоза, которые вывели 50 сортов сельскохозяйственных культур и 27 районировали. И. Н. Семченков и И. Н. Смирнов потратили 12 лет на улучшение сорта пшеницы «Мильтурум – 321». Получился новый «Мильтурум – 553», за который омские селекционеры были удостоены Сталинской премии.

«Молодой хозяйкой в новый дом»

Так пели в песне про целинников. Вся целина была еще и большой строительной площадкой. Строились дома, колодцы, конторы совхозов, клубы. Строились и семьи.

Вот одна история. Приехали из Кировской области на целину братья Михаил и Николай Бахтины. А жены их в девичестве Холкины, хоть и не родня – в их деревне Муша все Холкины. В разгар жатвы в зерносовхозе «Коммунист» Люба Бахтина, жена Николая, почувствовала приближение родов.

– Нет, Коля, сегодня я уже не смогу стоять на прицепе.

Николай пошел в поле, а жена брата, Антонина, сопровождала Любу в Русско-Полянскую больницу. Вечером вернулась, говорит Николаю: «С дочкой тебя!». Женщины в бригаде обвинили молодого отца в невнимании к жене. Он попробовал отшутиться:

– Говорят, что я и сам на полосе родился.

Но потом согласился: виноват. Вскоре купили дом. Когда Николай привез к воротам машину заработанного зерна, Люба сказала:

– Никогда еще у нас не было столько хлеба. Вот бы нашим мушанским показать!

Это было время, когда люди только начали наедаться после вой­ны и послевоенных неурожайных лет. В апреле 1954-го было объявлено о новом снижении цен, которые тогда строго регулировались государством: на чай – на 10 процентов, ткани – 20 процентов, одежду – от 7 до 15, стройматериалы – от 10 до 30. А на бензин – на 44,5 процента. Целину освоили, получили отличный урожай – все это давало надежду на лучшую жизнь. с ней работали, о ней пели. И рождалось рекордное количество детей.


Мнения
Валентина Клаас
Почвовед, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент:

Про планы освоения целины мы с мужем узнали в 1953 году и захотели в этом участвовать. Оба работали на заводе имени Ворошилова: Валерий – технологом литейного цеха, я – агрономом в теплице. Я предложила, муж сказал: «Давай поедем». Его, как хорошего специалиста, сразу не отпустили. Но мы своего добились. Правда, направили нас не в южные районы, а в Пушкинскую МТС. Но и здесь, неподалеку от города, не вся земля была распахана. Спустя годы о целинной эпопее стали говорить, находя в ней много минусов. Но тогда цель была достигнута: освоение целины помогло накормить народ.
У нас такой климат, что озимые вымерзают, ставку можно делать только на яровые. Вот, например, какой была зима 1953-1954 годов. В ноябре не выпало ни одной снежинки, а морозы были за 30 градусов. Потом затяжная весна, сев было вести очень трудно – поля мокрые. Убрали семяпроводы, сеяли вразброс. Летом у нас жара, засуха. Поэтому необходимы были плоскорезная обработка почвы, лесозащитные полосы, задерживающие влагу, севообороты.
Через несколько лет после освоения целины урожаи упали именно из-за того, что пренебрегли этими правилами агротехники. Эрозия почвы, засоренность полей сорняками – тоже следствие экстенсивного земледелия. Но с этим можно было бороться, и боролись. Моя диссертация о методах прополки с использованием химикатов и сегодня актуальна.
Что бы ни говорили о минусах освоения целины, я считаю: было сделано великое дело. Вслед за переселенцами, прибывшими в Сибирь и Казахстан в результате Столыпинской реформы, целинники 1950-х обжили пустующие степи и на своем трудном опыте научились культурному хозяйствованию.


Продолжение в следующем номере.

©
URL: http://omskregion.info/news/18138-jizn_polnaya_samootdachi_i_nadejd/
Дата публикации:12/02/2014 08:16