Владимир Никеев: «я спел весь оперный репертуар»

Владимир Никеев: «я спел весь оперный репертуар»

Дата публикации 12 февраля 2014 08:50 Автор Светлана Васильева Фото Евгений Кармаев

Ведущий солист Музыкального театра народный артист России Владимир Никеев 21 февраля отметит 60-летний юбилей сольным концертом на родной сцене.
Ведущий солист Музыкального театра народный артист России Владимир Никеев 21 февраля отметит 60-летний юбилей сольным концертом на родной сцене.

Поклонницы заваливали цветами

– Владимир Арсеньевич, ваш театр славится пышными творческими вечерами к юбилеям артистов. А вы предпочли сольный концерт. Почему?

– У меня тоже были творческие вечера. Но однажды я первым в театре заменил вечер концертом. Мне кажется, это правильно: юбилей как творческий отчет.

– Тенора особенно любимы публикой. Раньше вообще были группы «собиновок», «лемишисток».

– И у меня был клуб любителей Никеева.

– Как интересно! И кто же в него входил?

– В основном женщины среднего возраста, я тогда был младше поклонниц. Цветами заваливали, в своем почтовом ящике я находил открытки. Были встречи в театре, гримерке, когда репетиция закончилась, а до спектакля еще есть время.

– Среди них были искушенные в вокале?

– Были. И давали мне советы. Ну, например, показать себя во всей красе на верхних нотах. Когда-то Козловскому разрешалось встать на верхнюю ноту и держать ее, сколько артист захочет. Но есть же дирижер, оркестр, партнеры. Приходилось объяснять, что в спектаклях это давно непозволительно.

– Жаль, что сегодня нет такого поклонения оперным артистам?

– Остались зрители, которые ходят на все спектакли того артиста, который нравится. А фан-клубы теперь в основном у эстрадных певцов.

– Из 70 партий, спетых и сыгранных в Музыкальном театре, какие любимые?

– Нелюбимых нет. Я спел весь оперный репертуар: это «Севильский цирюльник» Россини, «Риголетто», «Травиата» Верди, «Богема» Пуччини, «Евгений Онегин» Чайковского, «Искатели жемчуга» Бизе. Люблю и классическую оперетту. Сначала думал: как это? Я ведь окончил Уральскую консерваторию как оперный певец. Но нужно отдать должное педагогам: нас учили и вокалу, и сценическому движению, и хореографии. Очень сильные были преподаватели, среди них сосланные на Урал во время репрессий из Москвы и Петербурга. А профессор по вокалу Людмила Флегонтовна Дроздова (певческая фамилия!) учила так, что нас, «дроздовцев», выделяли и нам завидовали.

– Сегодня не только в оперетте, но и в опере нужно уметь двигаться, играть на уровне драматических артистов. Говорят: ушло время Монтсеррат Кабалье, пришло время Анны Нетребко. Что вытворяют на сцене, например, артисты «Новой оперы»!

– А создатель этого театра Евгений Колобов тоже мой учитель. Он поставил в консерваторской оперной студии редко исполняемую оперу Доницетти «Линда ди Шамуни», и я пел арию Карло на итальянском. Там 32 ноты «ля» в одной арии. Я сейчас сам профессор вокала на факультете культуры и искусства ОмГУ, вспоминаю, как меня учили, хочу своим студентам дать как можно больше.

– Сегодня ваши партии в спектаклях Музыкального театра исполняют молодые артисты. Не жалко было отдавать, при том что голос звучит по-прежнему замечательно?

– Я сам и ввожу молодых в спектакли. Работаю сегодня не только солистом, но и ассистентом режиссера. Отвечаю за оперный репертуар. Уже не все роли подходят по возрасту. Я вспоминаю, как меня вводили в спектакли. В глазах артистов старшего поколения была грусть от расставания со своими героями, но они старались передать весь свой опыт. Их честность и порядочность подкупали.

Во время концертов не свистели пули

– Владимир Арсеньевич, вы выступали в разных странах – Чехии, Австрии, Швейцарии, Китае, Японии. Публика отличается?

– Во всем мире слушатели любят красивые мелодии и чистые голоса. Поэтому так популярны неаполитанские песни, которые я тоже, конечно, пою.

– А правда, что в Китае особенно ценят высокие голоса?

– Правда, потому что их пение ближе к этому. Басов нет, тенора получают образование у нас в России. Я в Китае был на гастролях с нашим театром, когда мы за 20 дней дали 44 концерта в 15 южных провинциях, потом по приглашению мы приезжали с «Евгением Онегиным». В Китае знают и любят наши песни. «Ах ты, душечка» – абсолютный хит. Но если споешь песню на китайском языке, ты – национальный герой. Я проверял это в бытовых ситуациях. Объясняешься в магазине с продавцом – и вдруг запоешь китайскую песню. Они в восторге, зовут других продавцов, предлагают товар за бесценок.

– Кроме зарубежных гастролей у вас были две поездки в Чечню во время военной кампании. Чем они запомнились?

– Тем, что во время концертов в расположении наших частей утихала стрельба. Чеченцы тоже хотели нас послушать.

– А это правда, что вы побывали в ста селах Омской области?

– Не считал, но по программе «Театр – селу» наш коллектив объехал все 32 района. Я был во всех 32. Приезжали в северные деревни, где не ступала нога артиста. Люди радовались и удивлялись: неужели к нам? Незабываемые впечатления.

Всегда быть в форме

– Родиной теноров считается Италия, а Россия – страна басов?

– Так всегда было. А сейчас поменялось. Наверное, во всех оперных театрах мира работают наши вокалисты, мужчины и женщины. Не только Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский. Россия очень богата на таланты, жаль, что они в таком большом количестве уезжают.

– Или уходят на эстраду.

– Уйти и вернуться к классике нельзя. Голос требует бережного к себе отношения. К сожалению, соблазн велик, вот один мой ученик сделал этот шаг.

– Вы много лет были солистом оркестра народных инструментов «Лад», выступаете с песнями на разных площадках. А случалось петь на корпоративах?

– Не считаю это для себя возможным. Так принято в Москве, а в нашем театре считается – марать звание. И я с этим согласен. Другое дело, если приглашают в интересный проект. Например, недавно в крещенский вечер мы с Ириной Трусовой приняли участие в программе духовной музыки на сцене Концертного зала. Я спел «Ныне отпушаеши», и митрополиту Владимиру понравилось, пригласили выступить на пасхальном празднике.

– Что значит для вас вечное требование сцены быть в форме?

– С голосом, слава богу, все в порядке. А вот приехал из отпуска – костюмы не налазят. Сел на диету и за два месяца сбросил семь килограммов.

– У вас музыкальная семья?

– С женой Ириной вместе учились в консерватории: я на вокальном, она на теоретическом отделении. Она завлит нашего театра, человек умный и скромный. Дочь окончила музыкальную школу, но стала психологом, живет в Москве. Сын программист, музыкальную школу когда-то бросил, но зато сейчас осваивает гитару. Вот внук Федор поет. Посмотрим, что из этого выйдет.

– Сегодня оперные певцы часто предпочитают работать по контрактам. А вам хорошо почти 30 лет служить в одном театре?

– Я здесь состоялся как артист. У нас замечательный, дружный коллектив, здесь любимые партнеры, своя публика. Что еще нужно артисту?
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской областиЗачем продавать за бесценок объекты, которые нужны городу?

Недавнее заседание комитета Законодательного собрания по ...
Иван Сычев

Иван Сычевблогер, редактор geektimes.ruВремя первых: к премьере фильма

6 апреля 2017 года на экраны выходит фильм о космическом полёте ...
Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиДень суслика — 5, или Полет на Марс

Я уже говорил о своей любви к г-ну Сусликову? Повторюсь: я его ...

Все авторы блогов

Loading...