Жизнь, полная самоотдачи и надежд

К 60-летию освоения целины.
К 60-летию освоения целины.

Год разочарований

1954 год дал небывалый урожай, а лето 1955 года выдалось знойным и засушливым. В июне-июле дули сильные суховеи, они обжигали посевы, обнажали корни растений и иссушали почву. Потом, ближе к уборке, пошли дожди с грозами. Но пшеница уже созрела низкорослой. Ее было трудно убирать: если комбайн идет на высокой скорости, велики потери зерна. Если же на низкой – снижается темп работы. А тут еще зарядили дожди. За 20 дней в августе сумели убрать только третью часть урожая.

5 сентября в центральной газете «Правда» появилась корреспонденция Ивана Лукина «В Омской области затягивают уборку урожая». Критика в «Правде» – это было очень серьезно, почти как выговор ЦК. Тем более что приведены конкретные факты плохой организации труда: из 180 машин Одесской автороты на ходу только 70. План строительства крытых токов не выполнен. Во многих совхозах нет сушилок.

Чтобы убрать урожай, нужны были самоотверженность и опыт. Примеры и того, и другого – в каждом номере газеты. Днем и ночью, в вёдро и ненастье работает агрегат под руководством лучшего комбайнера Великорусской МТС Ивана Рутковского. Скашивает до 40 гектаров в сутки. «Сталинец-6» оснастили разнообразными приспособлениями для уборки низкорослой и полегшей пшеницы. Бригадир установил круглосуточный двухместный график работы в страду для своих помощников. А сам, кажется, и не спит вовсе.

Тревога за урожай и у горожан. Вот сценка на Сибзаводе. В кабинет начальника второго механического цеха первым вошел старейший рабочий Петр Егорович Курбатов, за ним молодежь – комсомольцы Макеева, Демьянков, Рабкевич, Харитонов.

– Просим послать нас на уборку хлеба в помощь колхозам.

– А кто вас заменит на производстве?

– Меня – Таня Лягушник, – заявила Макеева, – я с ней уже говорила.

– Отпустим Петра Егоровича? – спросила рабочих Терехова и Ярошевского начальник цеха т. Файн.

– Можно. Мы двое справимся за троих».

Очень все это кажется сегодня странным и несовременным, потому что никакой корысти нет.

А урожай был неважный. Приехал в Омск Терентий Мальцев. Много позже его стали именовать «народным академиком», а тогда – «колхозным ученым».

И Терентий Семенович похвалил тех, кто следовал его технологии, в частности агронома колхоза «Путь к коммунизму» М. Олефира. Здесь, несмотря на засуху, пшеница, посеянная по глубокому безотвальному пару на больших массивах, дает по 15-16 центнеров с гектара. Показали гостю два поля разделенных дорогой. На одной стороне сеяли по мальцевской технологии, на другой – по старинке. Разница в урожайности – 30 процентов.

В том же 1955-м началось движение: агрономы вступают в колхозы. До этого они числились в штате МТС и были оторваны от земли. Формально это было так: специалисту нужно было написать заявление, и на общем собрании колхозники принимали его в свою дружную семью. Зачем прежде агрономов нужно было выводить из колхозов – вопрос к большому любителю всяческих реформ Хрущеву. Так было с МТС, кукурузой, совнархозами.

110 миллионов пудов!

После спада второго года целинной эпопей наступил третий, вновь победный. В 1956 году Омская область дала стране 110 миллионов пудов хлеба, в том числе 85 миллионов пудов пшеницы. 110 – это на 40 миллионов больше, чем в самом урожайном 1954 году и в три раза больше, чем в 1953-м – до освоения целинных и залежных земель.

Омская область в 1956 году соревновалась с Новосибирской и Кокчетавской областями. Обязательство было – 100 миллионов пудов, и его перевыполнили.

Погода в 1956-м, кстати, тоже не особенно баловала. Тепло пришло поздно, к июлю. Засухи не миновали, как и дождей в страду. Но урожай собрали быстрее, используя метод раздельной уборки. Высокоурожайные поля убирать труднее, тут и помог новый метод. Было, конечно, и увеличение площадей: в 1956-м яровые культуры посеяли на миллионе гектаров.

Много хлеба – он дешевеет, и сегодня это проблема крестьян. А тогда при твердых закупочных ценах почти все целинные совхозы получили большую прибыль. Совхоз «Русско-Полянский» закончил год с плюсом в 9,5 миллиона рублей, «Цветочный» получил 5,5 миллиона прибыли. Доходы от полеводства покрывали расходы на строительство и погашали убытки прошлого года.

В страду на полях работало 10 тысяч комбайнов. В Омске заработал комбайно-сборочный завод.

Когда стало ясно, что виды на урожай хорошие, на помощь хлеборобам были отправлены 37 тысяч рабочих, служащих, студентов Омска, а также механизаторов с завершивших ранее уборку Ставрополья, Кубани. Прибыли шоферы из Москвы, Горького, Ярославля, Иванова. Убирать хлеб на целину приехала даже молодежь из Болгарии.

В 1954-м году большой урожай в Омской области не потеряли ценой перенапряжения сил. (Судьба зерна, для которого не хватало зернохранилищ, в некоторых областях Казахстана была трагична: часть его потеряли). А к битве за урожай 1956 года (иначе не называли) Омская область пришла подготовленной. И битву эту выиграла.

Новоселы стали старожилами

В 1956-м целинники уже не считали себя новоселами. «Попробуйте не назвать бывших москвичей, ленинградцев, орловцев… сибиряками – обидятся, – писал в «Омской правде» Алексей Кердода. – Многих юношей крепко привязали к землям Прииртышья отважные, добродушные и трудолюбивые сибирячки. За два с лишним года здесь сыграно более ста свадеб. И в каждой новой семье есть уже урожденный сибиряк или сибирячка».

100 свадеб – это только в одном целинном совхозе «Сибиряк», который начинался с одной палатки с флагом. А через два года на месте палатки стояли четыре двухэтажных дома с шиферной кровлей. От них вправо и влево разбегались белые домики, образуя широкие и ровные улицы. С южной стороны поселка разбили большой парк. И в нем посадили не только клены, тополя, акации, но и яблони.

Про яблони «Сибиряка» газета рассказывает такую трогательную историю. Вместе с первыми новоселами приехал тихий, застенчивый паренек Иван Пискарев. И вскоре затосковал по своей курской деревне с вишневыми и яблоневыми садами. И как реликвию берег привезенное из дому большое яблоко. А потом по случаю переезда целинников в теплые дома, разрезал и угостил товарищей. И несколько семян бросил в вязкую, студеную грязь. Пришла весна – и взошли ростки яблонь. С этого начался совхозный сад.

Садоводство в 50-е годы стало большим увлечением омичей. Превращали Омск в город-сад, основывали первые садоводческие товарищества, вспоминали опыты Комиссарова и Кизюрина. На целине эта тяга к выращиванию яблонь и ягодных кустарников поддерживалась целинниками из европейской части России. И целинник родом из Курска был не единственным, кто мечтал о саде, растил его, может быть, с тоской о малой родине, а потом никуда не уехал из Сибири.
©
URL: http://omskregion.info/news/18342-jizn_polnaya_samootdachi_i_nadejd/
Дата публикации:19/02/2014 07:35
Автор:Светлана Васильева