Яна Романова: «Мы по праву гордимся нашей страной!»

Об Олимпийских играх – из первых рук.
Об Олимпийских играх – из первых рук.

Женская олимпийская сборная России по биатлону выиграла в Сочи «серебро» в эстафете. На первом этапе бежала наша землячка Яна Романова. В  начале сезона никто и подумать не мог, что Яна окажется в составе эстафеты на Олимпийских играх, но она сумела выступить сильнее, чем ее конкурентки. Несколько стабильных результатов на этапах Кубка мира позволили ей стартовать в Сочи. Эта Олимпиада стала второй в жизни Романовой, и она же принесла 30-летней омичке первую столь крупную награду в ее карьере. Яна Романова – первая представительница прекрасного пола в истории Омска, которая привезла в наш город медали Белой олимпиады. Браво, Яна, и спасибо тебе от нас всех! По возвращении в Омск серебряный призер Сочи-2014 дала интервью корреспонденту «ОП».

Цена победы

– Яна, я хорошо помню, как четыре года назад, после неудачи на Олимпиаде в Ванкувере, ты сказала мне, что главную гонку своей жизни ты провалила. Как оказалось, твоя главная гонка еще лишь ждала тебя впереди. Ни разу за эти четыре года не было мысли закончить карьеру и сосредоточиться на тренерской работе?

– Думала об этом постоянно. Эти четыре года между Ванкувером и Сочи – самые тяжелые в моей карьере. Каждый день я думала о том, что, может быть, пора заканчивать карьеру. Рано или поздно, это непростое решение должен принять каждый спортсмен.

Почти всю свою сознательную жизнь я мечтала попасть на Олимпиаду, мечта сбылась, и вот я возвращаюсь с нее несолоно хлебавши. А сейчас, по прошествии четырех лет, я думаю: это хорошо, что я не выиграла медаль в Канаде. Первая в жизни Олимпиада, и сразу пьедестал? Да я просто не смогла бы оценить эту награду по достоинству! Наверное, для того чтобы действительно прочувствовать, что это значит – стать олимпийским призером, стоило пройти через терзания, душевные муки, слезы разочарования. Теперь я знаю истинную цену этой награды!

– В Сочи ты выступила в четырех дисциплинах. В первой из них, спринте, завершила дистанцию на 19-м месте. В гонке преследования стала 23-й. Индивидуальная гонка на 15 километров, ты – 53-я. Не самые впечатляющие результаты. Была ли в тот момент мысль о том, что вернешься в Омск с олимпийской медалью?

– Первые сочинские забеги – сплошное разочарование! Результатов нет, хотя вроде бы тот же спринт я пробежала неплохо. От места на пьедестале меня отделили какие-то семнадцать секунд! Вроде бы мелочь, но в этой «мелочи» – разница между медалью, и унылым девятнадцатым местом! И в ночь перед последней дисциплиной, эстафетой, мне было не до сна. Глаз не сомкнула. Думала только об одном: это мой последний в жизни шанс. И меня не просто включили в состав эстафетной четверки, но и поставили на первый, мой любимый этап!

– Быть «забойшицей», бежать первый из четырех этапов эстафеты, проще?

– Кому как. Для кого-то любимый этап второй, третий или заключительный. Первый во многом самый рискованный. Здесь особенно высока цена падения на лыжне. Ведь падение – это не только потерянные секунды, но и, как правило, испорченное оружие. Представляешь, сколько времени надо, чтобы прочистить забившуюся снегом винтовку?! Не дай бог! Сразу можно забыть об успехе, и для девочек, которые побегут после тебя, гонка превратится в пустую формальность. Зачем рвать жилы ради того, чтобы на финише, скажем, стать пятидесятыми, а не семидесятыми? Какая разница?!

Первый этап никак не назовешь простым. Но лично мне он легче дается  психологически: сразу сделал, что должен, и дальнейшее от тебя не зависит. Мне трудно стоять, скажем, на четвертом рубеже передачи эстафеты и ждать. Это ожидание сводит меня с ума. А вот контактная борьба, которой особенно славится первый этап и которая многих пугает, мне, наоборот, нравится.

«Мы падали от усталости»

– Чем ты занималась после того, как финишировала на своем отрезке? Поддерживала на дистанции Ольгу Зайцеву, Екатерину Шумилову и Ольгу Вилухину?

– Вот уж нет! У меня просто не хватило бы нервов смотреть, как девчонки бегут свои отрезки. Я сразу же после своего финиша спряталась в домике для переодевания. (Смеется.) Правда! Только по крикам трибун я узнавала, как стреляют мои подруги. Смотреть было страшно. (Улыбается.)

Вышла только тогда, когда в домик забежала Зайцева и сказала, что Оля Вилухина подходит к финишной прямой. Когда я узнала, что она на одиннадцать секунд опережает идущую за ней норвежку, поняла: шанс получить медали у нашей команды очень высокий. Но до самого финиша напряжение не оставляло ни на секунду. Ведь случиться может всякое! Все видели днем ранее, как прямо на лыжне от переутомления потеряла сознание француженка.

И в таком диком напряжении, которое испытывают спортсмены на Играх, от подобного не застрахован никто. И вот финиш! Оля, выложившись на дистанции до последней капли, падает от усталости, едва успев пересечь черту. Мы, не помня себя от радости, подбегаем к ней и устраиваем кучу-малу! А Ольга Зайцева кричит на нас: «Вы что делаете?! Осторожнее, вы же ее раздавите!» (Смеется.) Как же я была счастлива в тот момент!

– Ты помнишь, как вас награждали на пьедестале, или все «как в тумане»?

– Помню все хорошо. Сразу после гонки прошла так называемая цветочная церемония. А медалями нас награждали на следующий день в Олимпийском парке. Пришло очень много болельщиков! Только в тот момент я поняла, что имели в виду более опытные спортсмены, когда говорили: вроде бы соревнования с их напряжением позади, осталось только медаль получить, а от волнения ноги трясутся, и дышать трудно. (Смеется.) Так все и было. Именно в этот момент я поняла , что мечта, к которой я шла столько лет, стала реальностью. Мне тут, пока я стояла на пьедестале, и детство вспомнилось, и те переломные моменты, когда после неудач опускались руки и хотелось все бросить. Подумалось: как же хорошо, что я не ушла из спорта! (Улыбается.)

–  Что было волнительнее: когда на пьедестале почета тебя награждали серебряной олимпийской медалью, или когда ты получила орден «За заслуги перед Отечеством» I степени из рук Президента России Владимира Путина?

– Получать награду из рук Президента нашей страны было гораздо волнительнее! На пьедесталах почета, пусть и не Олимпийских игр, но тех же чемпионата Европы, или Универсиады, я уже стояла и раньше. А вот у Президента была впервые. (Улыбается.) Конечно, волновалась: когда еще так близко смогу увидеть Путина?! В этот момент приходит понимание того, что эта медаль важна и дорога не только для меня самой, но и для миллионов людей, для всей страны.

–  Ты участвовала во многих самых представительных международных соревнованиях, имеешь возможность сравнивать. Ну и как на этом фоне, справилась Россия с проведением Олимпиады?

– Конечно, справилась, да еще как! Для той же Оли Зайцевой это была уже четвертая Олимпиада, и она однозначно сказала, что именно сочинские Игры – самые лучшие, самые достойные из всех, что она видела. Организация – на высшем уровне! Я слышала, что некоторые иностранные журналисты, перед которыми, видимо, изначально была поставлена именно такая задача, нашли в Сочи какие-то недостатки.

Я не могу назвать ни одного отрицательного момента, связанного со спортивной  или бытовой составляющей Олимпиады. Я была в Сочи и в 2012-м, и в 2013 годах. И тогда, видя вокруг себя грандиозную стройку, было трудно поверить, что россияне все успеют сделать. Но мы успели. И каждый гражданин России имеет полное право гордиться.

«Такого не было ни на одной Олимпиаде»

– В каких условиях вы жили на Олимпиаде? Как вас кормили?

– Жили в Олимпийской деревне, в шикарной гостинице. Номера очень комфортные, уютные, со всем необходимым. Рядом с гостиницей, в которой мы разместились, прямо на территории Олимпийской деревни был шикарный SPA-центр, крытый бассейн, еще один – под открытым небом, сауны на выбор: турецкая, финская, солевая.

Все спортсмены были поражены: такого они не видели еще ни на одной Олимпиаде. В ресторане деревни были кухни на любой вкус: от русской до японской. На этапах Кубка мира мы так соскучились по нашим родным борщам, что в первые сочинские дни буквально атаковали русскую кухню! (Смеется.)

А в последние дни, уже насытившись ею, перешли на суши и роллы. А наш тренер, немец Вольфганг Пихлер, так проникся любовью к русским пельменям, что даже на сборах в Австрии, Германии или Швейцарии постоянно просил нас с девчонками налепить ему немножко этого «лакомства». А уж в олимпийском ресторане он отвел душу! (Смеется.) Пельмени там действительно были очень вкусные. Как и разнообразнейшие салаты. Иностранцы были в восторге!

– Серебряные медали вы с подругами по команде завоевали вечером пятницы. Как ты провела субботу, воскресенье? Посещала ли ты по вечерам «Русский дом», удалось ли посмотреть другие соревнования?

– Ночь после «серебряного» финиша вновь выдалась бессонной: во-первых, телефон звонил без умолку, поздравляли все. Но и отключать его не было смысла – в крови сплошной адреналин! Столько эмоций – все равно не уснуть! На следующий день с утра пораньше нас плотно взяли в оборот журналисты. Такое количество интервью, как в ту субботу, я не раздала, наверное, за всю жизнь. После награждения, где-то за час до полуночи, нас пригласили в «Русский дом».

Но на его посещение уже просто не оставалось сил. Сказался недосып, такая усталость нахлынула! Единственное, о чем мы в тот момент мечтали, так это добраться до своих кроватей. А утром в воскресенье была встреча с президентом.

Еще в начале Олимпиады мы с девочками планировали сходить на мужской хоккейный финал, поддержать россиян. Но когда узнали, что Россия в финале не играет, смотреть на шведов с канадцами не захотелось. Так что единственное, не считая собственных стартов,  мероприятие на Олимпиаде, которое мы посетили, было закрытие Игр. Очень впечатляюще! А почти сразу после него – самолет, Москва, Кремль. Так что самой Олимпиады практически не увидела. (Улыбается.) Даже олимпийские сувениры пришлось купить в аэропорту.

– Ну уж сейчас наконец-то отдыхать?

– Когда?! Сезон еще не завершен, осталось три этапа Кубка мира. На первый из них отправлюсь уже в начале марта. А вот потом, надеюсь, отдохну. Очень хочется поскорее вновь оказаться в нашем Омском областном биатлонном центре, что в Муромцевском районе. Там такая русская баня – я таких больше нигде не видела! Напаришься – и сразу же в озеро Линево. Красота! А как легко и хорошо там дышится! Увы, эта мечта сбудется лишь в апреле.

– Через считанные дни в Сочи стартует Паралимпиада. В составе сборной России – двое омичей, Григорий Мурыгин и Наталья Кочерова. И оба они выступят в соревнованиях по биатлону. Что пожелаешь нашим землякам?

– Я восхищаюсь мужеством этих людей. Иногда, хоть и не слишком часто, мы пересекаемся с ними на сборах и соревнованиях. Гляжу на этих ребят и черпаю от них моральные силы, думаю: «Яна, посмотри, с какими жизненными трудностями они справились. На этом фоне какие-то твои сложности – ничто. Не смей отступать и сдаваться!» Их жажда жизни, работы, их целеустремленность – да нам бы всем такую силу духа! Я от всей души желаю нашим паралимпийцам успешных стартов в Сочи, и главное – сохранять свой жизненный оптимизм. Вы – источник вдохновения для многих людей, я это точно знаю. Спасибо вам огромное!


©
URL: http://omskregion.info/news/18757-yana_romanova_m_po_pravu_gordimsya_nashey_stranoy_/
Дата публикации:05/03/2014 07:48
Автор:Алексей Одариев
Фото:Евгений Кармаев