Владимир Пацула: «Русские валенки две войны помогли выиграть»Народного мастера Владимира Пацулу называют омским самородком. На выставках ремесел его расписные валенки, сапожки, ботинки и головные боры, изготовленные по старинной технологии, вызывают повышенный интерес.
Народного мастера Владимира Пацулу называют омским самородком. На выставках ремесел его расписные валенки, сапожки, ботинки и головные боры, изготовленные по старинной технологии, вызывают повышенный интерес.
Из океанологов – в пимокаты – Владимир Иванович, из какой профессии вы пришли в пимокаты? – Я по образованию океанолог. Окончил Ленинградский гидрометеорологический институт, работал в Омском гидрометцентре. – Вот это поворот в жизни! Когда он произошел? – В трудные 90-е. Валять обувь меня научил дядька по линии жены Владимир Сергеевич Чердынцев. Он был довольно известной личностью в Кормиловском районе. Работал со своим братом, они считались лучшими пимокатами. Двадцать лет назад они позвали меня поучиться своему ремеслу. Очень печалились и переживали, что некому передать свой опыт: по их линии все наследницы – женщины. Мне стало интересно, научился и стал работать самостоятельно. А теперь вместе с зятем Михаилом Тарасенко. Когда-то купил домик в селе Татарка Черлакского района на берегу Иртыша. Живем в Омске, а там мастерская, езжу на неделю. – Когда начинали дело, с зимами вам не повезло – одна за другой были теплыми, и люди отвыкли носить валенки. Была проблема со сбытом? – Нет. У меня ведь не фабрика. Штучная работа. Заказов хватает. – Ваши валенки радуют глаз. Изящные, расписные. Дяди-учителя, наверное, таких не делали? – Я к этому постепенно пришел. Росписью занимается мой товарищ – профессиональный художник Алексей Козлов. Мы вместе в школе учились, потом он поступил на худграф. Еще я кроме валенок стал изготавливать обувь с подошвой, сумки, шапки. Учителя этого тоже не делали. Секреты правильных валенок – Валенки в Сибири называли пимами. Это одно и то же или есть отличия? – Разница только в названии. – Почему фабричные валенки всегда неудобны, грубы в отличие от ваших? В чем секрет правильных валенок? – На каждый размер – своя выкройка, удобная форма колодки. Мы сначала делаем валенки в два раза больше, а потом усаживаем и наколачиваем на деревянную оправу. Тут важно все рассчитать правильно. Кроме того, подошва настоящего сибирского пима должна быть не меньше двух с половиной сантиметров, а голенище должно утончаться конусно от подошвы до отворота до 5-7 миллиметров. – Какая из операций самая трудная? – Самая кропотливая – заращивание. Сделал конус из шерсти и, работая пальцами, должен добиться, чтобы плотность была ровной. Пальцы должны быть чувствительными. У дядьки они были настолько чуткими, что, взяв стопку сторублевых купюр, он мог определить, что одной не хватает. – А качество шерсти имеет значение? – Конечно. Если свой труд бережешь – надо брать только хорошую шерсть. Мы только такую и берем – осеннюю. Перебираем с зятем и простирываем в мыльной воде вручную. Шерсть покупаем у одних и тех же людей. Вот у меня в деревне один мужик держит овец, а я к нему не пойду – овцы неухоженные, содержатся плохо. Я лучше съезжу в Одесский район на семейную ферму Гордиенко. У них овцы романовской породы, дымчато-серые, чистые, обихоженные. Я им обувь – они мне шерсть. Вы спрашивали про отличие моих валенок от фабричных: если бы там выдерживались правила, о которых я рассказал, и те были бы хороши. Но нет этого. А кому нужны неудобные валенки или такие, которые садятся? – А ваши не садятся? – Нет. И я даю гарантию на три года. – Были случаи возврата? – Раз или два – из-за брака шерсти. Я тут же менял на другую пару. А однажды приехала женщина, у которой валенки моль съела. А я-то при чем? Я отдаю людям чистые, вываренные, моли в них быть не может. Но жена говорит: «Не спорь». И я заменил на новые. А вообще, хорошие валенки могут служить долго и даже передаваться по наследству. Я знаю людей, которые носят валенки, сделанные дядей, по 30 лет. – Говорят, по всей Сибири хороших пимокатов не больше тридцати. Это правда? – Сколько во всей Сибири, не знаю, а в нашей области есть двое мастеров в Калачинском районе, один в Москаленском… Да по пальцам можно пересчитать. – Вы проводите мастер-классы. Не боитесь конкурентов вырастить? – Мастер-классы провожу не я, а дочь Анна. Она освоила технику сухого валяния и изготавливает игрушки. А производство валенок – это вода, грязь. И мастерская в деревне. Был ученик, да отошел. Нужно большое трудолюбие. Пол Маккартни был бы доволен – Владимир Иванович, вы представляли свое ремесло в Каннах на Фестивале русской культуры. Пользовались ли ваши изделия успехом? – Конечно. Выставка была организована в фойе дворца, в котором проходили концерты. Мы приходили к двум часам и работали до вечера. По реакции французов поняли, что они очень ждут ежегодного праздника русской культуры. Говорили, что билеты на концерты чуть не за год покупают. Интерес к валенкам был огромный – экзотика! Ведь валенки две войны помогли русским выиграть: с Наполеоном и с Гитлером. Я привез и сувенирные маленькие валеночки. Но сделаны они полностью по нашей технологии XIX века, как и обычные. Хуже делать не могу, хоть и не для носки. Сколько мы их раздарили! – А говорят, что у нас своего, омского, сувенира нет. Вот благодаря вам один появился. Как пришла идея? – Мне подсказали ее на полиграфическом факультете технического университета. Нужны были сувениры в качестве подарков иностранным гостям. Я сделал крошечные валеночки, а полиграфисты напечатали на них кедровую веточку с шишкой. Сейчас делаем с росписью акриловыми красками. – В какие страны уехали из Омска ваши изделия? – В Германию, Англию, США, Италию. А на одной из экспозиций ВТТВ валяные ботинки приобрел даже гость из Африки. – А кто из отечественных знаменитостей щеголяет в вашей обуви? – Петр Мамонов. Его пригласили с лекцией в классический университет и обратились ко мне с просьбой сделать валенки для него и его жены. Он был доволен таким подарком. Валял сапожки для Светланы Светличной. Из трех пар она выбрала белые с полосками, на шнурках. Сказала: «Теперь я в Москве одна в таких буду гулять по парку». – А валяные головные уборы – это тоже, как и ботинки, ваше ноу-хау? – Нет, шапки были в истории русского костюма. Назывались грешневики. Меня консультировала специалист нашего Сибирского культурного центра Татьяна Михайловна Репина. Делал головные уборы для Омского хора. – И сами носите? – Конечно. И зимой не холодно, и летом не жарко. Все же натуральное. Почему в Средней Азии люди надевают в жару теплые шапки? А вот пример из метафизики. Один знакомый говорит: «У меня на охоте голова перестала болеть. Надену меховую шапку – болит, кажется, что мне в уши кричат, на голову давят убитые мной зверьки. А в твоей валяной шапке хорошо». Я подумал: а ведь правда, в валяных изделиях тепло, а все звери целы. Пол Маккартни мое ремесло бы одобрил. Да и все защитники животных. – Владимир Иванович, вы участвовали, как минимум,в 50 выставках народных промыслов. Какие особенно любите? – Мне и в Масленицу, и на «Песенном поле» хорошо и интересно. Сейчас вот пригласили в Салехард на праздник «Женщины России». Я там еще не был. Летом – в Нижневартовск, потом вместе с женой – в Новосибирск на запись передачи «Играй, гармонь!». Мы там уже в обойме известных ремесленников, и мои изделия нарасхват. ©
|