Раньше сядешь…

Госдума планирует снизить возраст уголовной ответственности с 14 до 12 лет. Ожидается, что документ будет внесен в нижнюю палату до конца весенней сессии.
Госдума планирует снизить возраст уголовной ответственности с 14 до 12 лет. Ожидается, что документ будет внесен в нижнюю палату до конца весенней сессии. Эксперты разошлись в оценках этого предложения, но в большинстве считают, что инициатива преждевременна. Предпочтительнее было бы развивать систему профилактики преступлений, воспитания и реабилитации.

Мнения разделились

К необходимости поправить уголовное законодательство депутатов привело обсуждение этой идеи в Общественной палате.

Речь идет о снижении возраста привлечения к уголовной ответственности до 12 лет только за тяжкие и особо тяжкие преступления, такие как убийство двух и более лиц.

Сейчас за такие преступления предусмотрена ответственность с 14 лет, а за все остальные - с 16 лет. Как утверждает член Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Поневежский, в последнее время участились случаи совершения тяжких преступлений подростками, не достигшими 14 лет. Причем убийства отличаются особой жестокостью, а привлечь к ответственности исполнителей невозможно из-за их юного возраста.

Более юный возраст, с которого наступает ответственность, давно и успешно применяется в западных странах. «В некоторых странах уголовная ответственность наступает с 10 лет, где-то - с 12, - пояснил эксперт в области ювенальной юстиции, руководитель программ восстановительного правосудия центра «Судебно-правовая реформа» Рустем Максудов. - В некоторых штатах США дети, совершившие особо тяжкое преступление, могут быть приговорены к пожизненному заключению».

Обсуждая вопрос, насколько снижение возраста ответственности необходимо в России, эксперты разошлись во мнениях. Вопрос имеет право на рассмотрение, считает полномочный представитель Правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский. Он пояснил, что дети все-таки понимают, что убийство - это преступление. Но, конечно, тут речь не может идти о тюрьме.

«Все зависит от меры наказания, - согласен с ним Рустем Максудов. - Если с 12 лет будет уголовное наказание и, соответственно, лишение свободы - это одно, если это будет административная ответственность - это другое. Может быть, можно проводить воспитательную работу. Хотя массовая воспитательная работа в условиях ювенальной юстиции - это сложно».

Московский адвокат, занимающийся уголовными делами, Константин Ривкин согласен с тем, что подростки даже в 13 лет идут на дерзкие преступления: «Они зверски режут, насилуют, грабят. Поэтому в уголовной ответственности, если речь идет о подобных преступлениях, есть свой резон». «С 12 лет рановато судить, но до 13 лет смело можно опускать планку, - заявил Ривкин. - Здесь есть как положительный момент, так и отрицательный. Нет уверенности в том, что наши силовые ведомства и суды не будут злоупотреблять таким вот уголовным инструментарием и в тех случаях, когда подростков нужно лечить, будут их сажать».

«И психологами, и медиками давно доказано, что в 12-летнем возрасте у ребенка отсутствует связь между совершенным действием и осознанием последствий», - в свою очередь, заметил Валерий Борщев, председатель постоянной палаты по правам человека политического консультативного совета при Президенте РФ. По его мнению, на депутатов «повлиял миф» о том, что строгость наказания может остановить или сократить количество преступлений в подростковой среде. «На самом деле такая мера, наоборот, усилит преступность в нашей стране, потому что рецидив среди малолетних преступников составляет 40%, - говорит Борщев. - Фактически каждый второй, попавший в воспитательную колонию, - уже закоренелый преступник».

«В колониях для малолетних есть свои понятия, там очень высок процент так называемых опущенных, то есть изнасилованных подростков, атмосфера очень тяжелая», - пугает правозащитник.

Попав туда, подросток пропитывается этой атмосферой. «Мы фактически готовим рецидивиста, - утверждает Борщев. - Да, среди малолеток есть те, кто совершает страшные преступления, но, как правило, они страдают серьезными психическими заболеваниями и нуждаются в психологической помощи. Никакая строгость наказания их от этого не излечит». По его словам, против детской и подростковой преступности должны использоваться методы профилактики, как более эффективные. Впрочем, с профилактикой в России также не все хорошо. Правозащитник напомнил, что до 1980 года все воспитательные колонии находились под юрисдикцией Министерства образования, а затем их передали в органы исполнения наказания - ныне ФСИН. По мнению Борщева, воспитательные колонии для малолетних следует вернуть обратно в систему образования и создать в них сеть серьезных медицинских учреждений, в которых будет оказываться психологическая помощь неблагополучным подросткам.

Заложники системы
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов также выступает против предложения снизить возраст уголовной ответственности, считает его необоснованным и чрезмерным. «Мы не создали условий для помощи оступившимся детям, профилактика правонарушений несовершеннолетних находится на низком уровне. Не создана система исправления и реабилитации детей, совершивших преступления. Можно посадить всех несовершеннолетних правонарушителей, но это не решит проблемы. Они лишь станут заложниками системы и не смогут уже никогда вернуться к нормальной жизни», - считает Астахов. Он напомнил, что сегодня происходит замедление темпов развития как мальчиков, так и девочек. Это подтверждают данные Минздравсоцразвития России и ведущие медицинские центры, - сообщил детский омбудсмен. - Современные российские девушки в среднем достигают психофизиологической зрелости к 18 годам, а юноши - к 20». По его мнению, эти данные говорят о недопустимости снижения возраста уголовной ответственности.

Адвокат Игорь Трунов напомнил об отсутствии в России ювенальной юстиции: «В России не существует ювенальной юстиции, поэтому доля несовершеннолетних в тюрьмах высока и так разительно отличается от доли подростков в тюрьмах США, где старейшие в мире традиции ювенальной юстиции. Там существует гибкая система мер уголовно-правового воздействия на ребенка, дифференцированная в зависимости от возраста подсудимого и тяжести совершенного преступления. В результате детей, совершивших преступление в возрасте 10-14 лет, помещают под надзор, их обязуют регулярно присутствовать в специальном центре посещений в течение установленного срока либо требуют воздерживаться от совершения определенных действий в течение определенного срока». Подобную систему необходимо развивать и в России, уверен адвокат, а не отправлять малолетних преступников за решетку.

Инициатива депутатов фактически вернет Россию в первую половину XX века - тогда в законах была прописана ответственность для детей 12 лет.

Возрастной критерий уголовной ответственности был существенно снижен в 1935 году Постановлением ЦИК И СНК СССР «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних». Постановление установило возможность уголовной ответственности несовершеннолетних, уличенных в совершении краж, в причинении насилия, телесных повреждений, увечий, в убийстве или попытках к убийству, с применением всех мер уголовного наказания (кроме смертной казни) начиная с 12-летнего возраста. А в 1940 году было добавлено уголовное наказание для 12-летних «за действия, могущие вызвать крушение поезда». Только во второй половине XX века наказывать за совершение тяжких преступлений было решено с 14 лет.

Анастасия БЕРСЕНЕВА,
Дарья ЗАГВОЗДИНА
gazeta.ru
©
URL: http://omskregion.info/news/1915-ranshe_syadesh/
Дата публикации:14/03/2012 09:17