«Находить источники пополнения бюджета – работа творческая»

«ОП» совместно с пресс-центром Законодательного собрания Омской области провели очередной «круглый стол», посвященный 20-летию регионального парламента. На этот раз в его работе приняли участие члены комитета финансовой и бюджетной политики разных созывов: Анатолий Беззубцев, Болеслав Буковский, Владимир Добровольский, Виктор Жуков, Константин Подосинников, Александр Покоев и Константин Потапов.
«ОП» совместно с пресс-центром Законодательного собрания Омской области провели очередной «круглый стол», посвященный 20-летию регионального парламента. На этот раз в его работе приняли участие члены комитета финансовой и бюджетной политики разных созывов: Анатолий Беззубцев, Болеслав Буковский, Владимир Добровольский, Виктор Жуков, Константин Подосинников, Александр Покоев и Константин Потапов.

Побудительные мотивы

Первый вопрос, на который отвечали все участники «круглого стола»: почему они выбрали именно комитет финансовой и бюджетной политики?

Константин Потапов:
«Я был избран в первый созыв вместо трагически погибшего генерального директора ОНПЗ Ивана Лицкевича, который был первым председателем бюджетного комитета. Я сменил его и на посту директора нефтезавода, который тогда был основным налогоплательщиком региона, давая около 40 процентов областного бюджета. Поэтому я хотел видеть, как расходуются наши налоги, и выбрал этот комитет вполне осознанно».



Владимир Добровольский:
«У меня к этому комитету был чисто профессиональный интерес, поскольку я занимался финансами и работая в мэрии, и как банкир. Как реалист, не ставил перед собой больших задач, просто хотел поучаствовать в бюджетном процессе. К сожалению, влиять на содержание бюджета депутатам было сложно – около 80 процентов средств распределялись по целевым программам, которые в основном формировались в региональном правительстве».



Виктор Жуков:
«Решил стать депутатом первого созыва с конкретной целью – чтобы хоть как-то помочь Октябрьскому району, который я возглавлял тогда. На нужды района городская администрация выделяла сущие копейки, а предприятиям самим нужна была помощь. Вот и решил пойти туда, где, как казалось, были деньги, и поучаствовать в их справедливом распределении. Но когда стал депутатом и выбрал бюджетный комитет, оказалось, что в областном бюджете и средств кот наплакал, и проблемы те же, что в районе, только в большем масштабе. Но нам все же удалось заложить законодательные основы и не дать ситуации выйти из-под контроля власти».



Константин Подосинников:
«У меня был опыт работы с Иваном Лицкевичем в последнем советском горсовете, где он возглавлял комиссию по ЖКХ, вот и решил пойти в бюджетный комитет, чтобы снова с ним работать. Мы на ходу набирались опыта решения региональных проблем. В комитете, несмотря на разногласия, старались как можно эффективнее поделить скудные бюджетные средства, было понимание, что делаем общее важное дело».

Болеслав Буковский:
«Выбрал бюджетный комитет, чтобы выбить хоть какие-то средства для поддержки и конверсии производства. Содержать социалку предприятиям стало не по карману, хотя в советские годы директора гордились, что ее много. Но оказалось, что у области денег для поддержки промышленности практически нет. В составе областной комиссии я ездил в Минфин, где нам удалось доказать, сколько средств надо, чтобы город и область приняли у предприятий ведомственное жилье».



Александр Покоев:
«Во второй созыв я пошел по предложению руководства области. «Омскнефтепродукт», которым я руководил, приносил больше 10 процентов налогов в региональный бюджет, поэтому бюджетный комитет выбрал осознанно. Денег у хозяйств и муниципалитетов на приобретение ГСМ тогда практически не было, в моей приемной с утра толпились главы районов, чтобы выбить хоть немного мазута для своих котельных. Чтобы выправить ситуацию, наш регион одним из первых в стране перешел на систему взаимозачетов. Вместо денег мы рассчитывались с бюджетом нефтепродуктами, такая форма спасла и социалку, и предприятия».



Анатолий Беззубцев:
«В бюджетный комитет я вошел по предложению аграрного комитета, выйдя из комитета по собственности. В третьем созыве отстаивать интересы своего предприятия и в целом аграриев стало сложнее. Депутаты старались находить источники для пополнения бюджета – это была очень творческая работа. Вот только всегда требовалось намного больше, чем удавалось найти».

Без социальных потрясений

Во второй части «круглого стола» депутаты традиционно подвели итоги своей деятельности – что из намеченного удалось воплотить в жизнь, а что нет.



Константин Потапов:
«Не берусь оценивать свою долю участия в областных бюджетах разных лет. Но если я голосовал за бюджет, а не против, то, соответственно, отвечал за него. Консолидация дорожного фонда в областной бюджет не позволила построить немало километров дорог, но дорожные средства спасли многих жителей области, которые оказались на грани выживания. Конечно, сначала тратить средства не по назначению, а потом законодательно вносить изменения в бюджет не слишком хорошо, но часто этого требовали объективные обстоятельства».

Владимир Добровольский:
«В четвертом созыве основные решения по бюджету принимались, так сказать, за кулисами, а на комитет выносились готовые решения, согласованные с министерством финансов и другими комитетами. Депутаты не раз добивались внесения поправок в областные бюджеты в интересах всего населения. Значимость комитета подчеркивалась тем, что на каждом нашем заседании присутствовали вице-губернаторы или представители регионального правительства».

Виктор Жуков:
«В первом созыве мы, образно говоря, сделали лекала для пошива бюджетных костюмов. На комитете мы не раз утверждали перераспределение бюджетных средств задним числом. Это, конечно, нарушение, но без этого никак нельзя было обойтись, особенно в кризисных ситуациях для оперативного решения острых проблем. В первом созыве депутаты помогали гасить социальное напряжение, постоянно встречались с избирателями в разных коллективах».

Константин Подосинников:
«Когда шел в депутаты, верил, что возможно благодаря правильным законам изменить нашу жизнь к лучшему. Что если тратить правильно, то денег на все хватало бы. Но жизнь доказала, что я ошибался. Даже самые правильные региональные законы не действуют, если на федеральном уровне нет порядка. Деньги из федерального бюджета на сельское хозяйство и социалку поступали только в конце года, а нужны были круглый год. Вот и приходилось изыскивать возможности, перелопачивать деньги из одной статьи в другую. Самое обидное, что за 20 лет почти ничего не изменилось: региональный бюджет по-прежнему напоминает тришкин кафтан, приходится отказываться от самых насущных планов из-за нехватки средств».

Александр Покоев:
«Мы корректировали бюджеты задним числом вполне осознанно, потому что нельзя было предвидеть все случавшиеся потрясения и проблемы. Понятно, что хотелось, чтобы все проблемы решались, но, когда денег остро не хватало, приходилось финансировать только первоочередные и самые острые. Мне сложно оценить свою работу в комитете и в целом в парламенте. Но в Полтавском и Шербакульском районах, от которых я избирался, меня признали почетным гражданином, а государство оценило мой производственный и депутатский труд орденом Почета. А церкви, построенные в двух районах за счет «Омскнефтепродукта», еще долго будут служить людям».

Анатолий Беззубцев:
«За нецелевое расходование бюджетных средств, конечно, нужно наказывать. Но вопрос в том, что доходная часть – прогнозная, а что делать, если прогнозы не оправдались? Каждый бюджет, который мы принимаем, на 90 процентов состоит из обязательных затрат – на зарплаты бюджетникам и содержание областной собственности, тут особо не разгуляешься. Интересна только инвестиционная программа, тут действительно комитетом ведется творческая работа. Еще одна серьезная проблема в том, что нижестоящие бюджеты формируются по остаточному принципу: регион недодает районам, а те, соответственно, поселениям. В результате многие проблемы усугубляются, на их решение требуется все больше средств».



Болеслав Буковский:
«В первом созыве принятие областного бюджета порой растягивалось на несколько дней, очень трудно было учесть все насущные поправки из-за острого дефицита денег. Бюджет – не застывшая догма, а живой организм. А жизнь часто вносит свои коррективы в самый распрекрасный бюджет. Главное, что депутатам первого созыва вместе с исполнительной властью удалось без больших социальных потрясений преодолеть так называемый переходный период».

Автор Кирилл Андреев
©
URL: http://omskregion.info/news/19171-naxodit_istochniki_popolneniya_byudjeta__rabota_tv/
Дата публикации:19/03/2014 08:44
Фото:Евгений Кармаев