О своем талантливом ученике рассказывает руководитель образцовой студии «Российские голоса» Дома детского творчества Октябрьского округа Надежда Гринцова.
Педагога выбрал сам
– Надежда Марковна, как Родион пришел в студию?
– Это было почти четыре года назад. Я по совместительству работала музыкальным руководителем парка им. 30-летия ВЛКСМ и организовывала концерты на открытой сцене. Однажды Родион с мамой гуляли по парку и остановились, чтобы посмотреть выступления детей. Потом мама Родиона, Ольга Владимировна, сказала мне: «Он вас выбрал». Там были и другие педагоги со своими коллективами, а он захотел пойти к нам.
– Какой он ученик?
– С занятий не выгонишь! Он живет музыкой, учится еще на фортепианном отделении в 8-й школе искусств, бегло играет, любит подбирать музыку. Мама говорит: «Соседи скоро стреляться будут! Правда, после его выступления на «Голосе» соседи принесли Родиону фрукты, решили поддержать витаминами». А я смеюсь: «А вы им приносите молоко за вредность».
– В его успехах большая доля заслуг семьи?
– Огромная. Семья пять лет назад переехала в Омск из Казахстана. Папа – автослесарь, мама – психолог. Музыкантов нет, правда, дедушка пел в самодеятельном ансамбле, а папа играет на гитаре и сочиняет стихи. Сестра Родиона, Соня, занимается у нас в танцевальном коллективе. Замечательная, дружная семья, где все поддерживают моего ученика. А Родион дает концерты в детском приюте, где работает мама, и нас туда привел: студийцы там выступают, мы дарим детям костюмы, одежду.
– А как он учится в общеобразовательной школе?
– Я всегда говорю детям: «Учеба на первом месте». Но у Родиона тройки проскакивают. Увлечений много. Начал заниматься еще танцами, изучать китайский язык.
– У Родиона большой репертуар?
– Очень большой. Разноязычный. Но я патриот России и отдаю предпочтение хорошей русской музыке. Леди Гагу мои дети перепевать не будут никогда!
Ждал, что повернется Пелагея
– Как Родион попал на программу «Голос. Дети»?
– Наш звукорежиссер, мой муж Юрий Сотников, нашел объявление в Интернете. Мы отправили заявку на участие с фотографией и аудиозаписью. И забыли об этом. Вдруг звонок: «Приезжайте в Москву». Из 8 тысяч пригласили 500 детей, чтобы выбрать из них 130. Тогда родители и педагоги на конкурсе не присутствовали. Детей группами уводили, и пришел к нам Родион с победой. Мы вернулись домой, а потом опять полетели в Москву –на «слепые прослушивания».
– Обстановка на этом этапе конкурса давала возможность детям собраться?
– Это был тяжелый день. Родион с мамой жили у родственников в Подмосковье. Чтобы приехать в Останкино к 8 часам, встали в 5. А на сцену он попал только в 10 часов вечера. Весь день было томительное ожидание. Когда Родю позвали, оставалось только два места в команде из 45 детей, и я ему сказала: «Сразу выдавай голос!» С точки зрения вокального искусства это неправильно, безграмотно, каждая песня должна иметь развитие. Но что было делать, нужно было показывать голос во всю мощь, на полную катушку. Так он и спел «Санта-Лючию».
– Он выбрал в наставники Пелагею, потому что она рассыпалась в похвалах?
– Нет, он ждал, чтобы повернулась именно Пелагея. Мы ее считаем самой талантливой в жюри. И чувствуется ее большая любовь к музыке, и эта энергия любви передается окружающим. Многие дети, особенно старшие, мечтали попасть к Максиму Фадееву, потому что он продюсер. Но надо знать нашего Родю: он совершенно не расчетливый человек. И не завистливый.
– Не плакал бы, если бы не успел выступить?
– Ни за что бы не заплакал. И даже если бы к нему никто не повернулся. Мы готовили его и к этому, говорили, что конкурс – это просто соревнование, еще одна возможность себя оценить, ступень в творческом продвижении, обогащение опыта. А многие дети пережили настоящий стресс. Особенно те, кто приехал издалека и не дождался своей очереди выступить. Из 130 прослушали только около 70. После Родиона пела девочка, которую взял в свою группу Макс Фадеев. А следующей должна была выйти на сцену девочка из Новосибирска, ничуть не хуже.
Я увидела ее в раздевалке, на ней лица не было.
– Что было дальше?
– По контракту я не все могу рассказать до окончания проекта. Скажу только, что на баттлы я не смогла прилететь. Сообщение, что педагогу желательно присутствовать, пришло слишком поздно, да и поездки Первый канал оплачивает только детям.
Звездная болезнь не грозит
– Родион участвовал во многих конкурсах?
– Во всех городских, в межрегиональном «Сибирь зажигает огни». Всегда у него первое место. Я спрашиваю: «Когда же будет Гран-при?». И понимаю, над чем нужно работать.
При хорошем вокале Родиону не хватает открытости на сцене, артистизма. Он прошел в финал конкурса «Утренняя звезда», но в Канны его не взяли. Поехал мальчик немного старше – Глеб Режепа, который держится свободнее. Удивительно, что Родион в жизни очень живой, даже непоседа. Почему на сцене происходит зажим, для меня загадка, которую я пытаюсь разгадать.
– Что нужно делать, чтобы талантливый ученик избежал звездной болезни?
– Над этим работаем в студии едва ли не больше, чем над вокалом. Со всеми ребятами. А у Родиона и мама – психолог. Пока никаких признаков звездности не замечаем. Он очень увлеченный человек. Когда с Первого канала приехала бригада, чтобы подготовить о Родионе 5-минутный ролик, и журналисты узнали, что он любит орган, съемку провели в Органном зале. Родиону разрешили сесть за инструмент, Оксана Кулешова ему что-то показала, и он заиграл Баха. Надо было видеть счастье на его лице! Если не станет певцом, то музыкантом, я думаю, будет точно.
– Нужно еще мутацию голоса пережить…
– Да, возможно, уже через год, и мне кажется, что у Родиона будет не тенор, а баритон. Считалось, что в это время мальчикам нужно молчать, а сейчас опытные педагоги пишут о снижении нагрузки. Вообще, когда я слышу, что кто-то занимается вокалом по шесть часов, прихожу в ужас. Три часа с перерывами – уже много.
Из-за этого, кстати, и с Родионом ссоримся. Заболело горло, я говорю, что надо сидеть дома и молчать. А Ольга Владимировна мне: «Не получается у него дома молчать. Вы уж не гоните его, пусть поет под вашим контролем».Он после проекта «Один в один» увлекся музыкальными пародиями. И есть, оказывается, у него и этот дар: повторять чужие голоса. Песню Эдит Пиаф так спел, что хоть сейчас на конкурс «Один в один». Я считаю, что это хорошая тренировка для голоса.
Путевка в музыку
– Расскажите о студии «Российские голоса».
— Нам скоро 10 лет. Шестеро выпускников окончили музыкальные училища и вузы, стали певцами и педагогами, другие еще учатся. Здесь занимались и мои дети – Миша и Маша. У нас есть солисты и ансамбль. Выступаем на всех городских площадках, в парках, домах ветеранов. Летом собираемся на конкурс в Анапу.
– Родион Трусов не единственная ваша «звездочка»?
— Есть несколько самородков. Арина Митина, Асель Жанысбаева. Асель хотим послать на следующий «Голос».Она маленькая, хрупкая, но так поет, что на «слепом прослушивании», думаю, к ней обязательно кто-то из жюри повернется. Есть солистка Варя Литвиненко, очень трудолюбивая девочка.
– Солисты не ревнуют вас к любимому ученику Родиону?
— Я всем уделяю много времени. А Родион — настоящий самородок, наш омский Робертино Лоретти. Я часто вспоминаю уроки своего замечательного педагога Веры Николаевны Поповой. Думаю, может быть, и Родион в студии получит путевку в большую музыку.