Без музыки тоска

Под руководством омского педагога инженеры и юристы, продавцы и врачи превращаются в певцов и композиторов.
Под руководством омского педагога инженеры и юристы, продавцы и врачи превращаются в певцов и композиторов.

- У вас есть музыкальное образование? - на бегу спрашивает Сергей Белецкий, человек, совершивший переворот в музыке. Я несколько теряюсь. Неловко признаваться в том, что медведь на ухо наступил - в этом меня убедили еще в детстве. Тем более, что разговор происходит в Омском музыкально-педагогическом колледже, где располагается студия Белецкого.

- Ничего, сейчас я вас научу играть на пианино, - обещает Сергей Владимирович. И тут я теряюсь окончательно. Научит меня, исключенную в седьмом классе из школьного хора?

Вернуться к себе
Через час я бодро настукиваю по клавишам «Подмосковные вечера». Справедливости ради надо сказать - всего пару строчек. Все-таки музыка - это не мое. Тем же, кто ею бредит, хватает трех месяцев, чтобы, впервые сев за инструмент, стать композитором. Сергей Владимирович, тридцать лет отработав в музыкальной школе, теперь учит еще и взрослых. Независимо от профессии и способностей. Успехов, которые добиваются у Белецкого инженеры и мастера, бухгалтеры и водители за три месяца, студенты музыкально-педагогического колледжа, как и музыкального училища им.В.Я.Шебалина, где он долго преподавал, достигают… за три года.

ЭДМШ - экспериментальная детская музыкальная школа. Открыта в 1997 году при поддержке губернатора Омской области Леонида Полежаева, заинтересовавшегося передовой методикой обучения. За год в ней ученики проходят всю теорию и практику, которые раньше изучали семь лет. Потом - совершенствуются. Достижения воспитанников школы поражают слушателей на международных выставках в Вашингтоне, Женеве, Брюсселе, Москве. Ее выпускник Дмитрий Белан теперь известен миру, как выдающийся импровизатор, пишет музыку к фильмам и спектаклям. А вот Всеволод Пушкарев, строитель-разнорабочий, стал писать прекрасные симфонии и ноктюрны, всего лишь пройдя трехмесячные курсы в студии Сергея Владимировича.

Впрочем, заслуженный работник культуры РФ, член-корреспондент Международной академии информатизации, Белецкий не ставит задачей воспитать гениев. Он просто помогает людям обрести себя. - Кто водит детей в музыкальные школы и отдает в спортивные секции? - как-то задумался Белецкий. - Родители, которые не сумели стать музыкантами и спортсменами. Значит, надо учить родителей, ведь они могут стать семейными учителями! Идею поддержали в Омском музыкально-педагогическом колледже. В 2003 году на его базе начала работу «Школа-студия музыкальных занятий и творчества «Хроморяд Белецкого».

Двенадцать нот
Еще в молодости Белецкого волновало, что большинство его учеников, занимаясь музыкой, ее не любят! Он решил усовершенствовать методики преподавания сольфеджио и развития слуха. Пришел к выводу, что в мир музыкальных понятий надо погружаться в процессе игры. Теперь практических пособий, созданных Сергеем Владимировичем, уже больше десятка - от музыкальных прописей до аудиокомпьютера.

Но настоящим музыкальным революционером Белецкий стал, изобретя свой «Хроморяд». Вторым после Гвидо де Ареццо, жившего тысячелетие назад. Тот ввел слоговые обозначения для белых клавиш - до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Но нот - семь, а звуков - двенадцать, и это несоответствие создает путаницу в сознании, превращая уроки сольфеджио в пытку. Белецкий дал имена черным клавишам: ту, мо, зу, ло, цу. Уже это резко увеличило восприятие учащимися положений и понятий. Учить мелодию теперь можно слогами, надо только запомнить расположение клавиш - как на компьютерной клавиатуре. Но Сергей Владимирович пошел дальше.

- Как строится классическая система? Сначала надо выучить нотную грамоту. И сразу начинаются проблемы - прежде чем заниматься раскодированием звуковых рядов, то есть читать ноты, надо разобраться с высотой, с длительностью. Такой процесс не просто убивает желание заниматься музыкой. Он мешает ее пониманию. Обучаясь музыке через ноты, человек теряет способность распознавать ее на слух.

Ученики Белецкого начинают с конца - сначала учатся играть на инструменте, разучивая музыку с помощью слогов, как стихотворение.

Сейчас Сергей Белецкий увлекся постановкой певческого голоса. Это тоже вхождение в мир музыки - играть на инструменте ученики начинают лучше, когда они поют. Ну а петь могут все, главное - научиться владеть голосом.

Голос - любимый инструмент Белецкого. Он ему даже оду посвятил, в которой более двухсот эпитетов! Стихотворение служит тренингом для музыкантов, актеров и всех, кто себя ими чувствует. Ведь основа голоса, по Белецкому, слово. Через него же формируется состояние души и уверенность в своих способностях.

Впрочем, изобретения Белецкого позволяют реализовать не только порывы души - с их помощью возможно ликвидировать повальную музыкальную неграмотность. Ведь до революции и литература была «элитарным пространством» - не умело читать 79 процентов населения. Учитывая огромную значимость накопленного Белецким опыта, в 1997 году губернатор Омской области Леонид Полежаев подписал постановление об открытии при ЭДМШ Экспериментальной лаборатории музыкального образования.

Наталья Александрова
Фото автора
©
URL: http://omskregion.info/news/2001-bez_muzki_toska/
Дата публикации:16/03/2012 05:56