«Тотальный диктант» в Омске: Двораковского просили «помедленней»

Вместе с жителями 350 городов по всему миру омичи 12 апреля приняли участие в акции «Тотальный диктант». Желающих написать текст Алексея Иванова под диктовку мэра Омска Вячеслава Двораковского в ОмГУ пришло больше, чем могла вместить аудитория.
«Скажу сразу: текст трудный, тем, кто давно не читал классику, не писал диктанты, будет нелегко», — предупредил Вячеслав Двораковский.
 
Впервые текст, написанный специально для акции «Тотальный диктант» писателем Алексеем Ивановым, известным омичам по роману «Географ глобус пропил», мэр увидел два часа назад. Записать этот текст под диктовку первого лица в городе Омске в IV корпус ОмГУ им. Ф. М. Достоевского в субботу, 12 апреля, пришли около 300 человек. За 15 минут до начала стало понятно: всех желающих аудитория вместить не сможет.
 
«Я сейчас подойду», — моя соседка по парте поднимается с места, оставив на стуле сумочку, и направляется к выходу.
 
«У вас здесь свободно?» — тут же раздается вопрос декана факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ Оксаны Иссерс. Вопрос направлен мне. Я отрицательно мотаю головой, и она устремляется дальше. Уже из другого конца аудитории через несколько секунд доносится ее голос: «Два места! Желающие, проходим».
 
В холле возле столов регистрации толпятся в очереди еще несколько десятков желающих, но мест в «аудитории с мэром» уже нет. Есть в соседних, куда и рассаживают всех остальных.


 
В аудитории, несмотря на открытые окна, душно. Рядом со мной — Ирина Сергеевна, педагог, которая «просто решила проверить свою грамотность». Слева — Светлана, студентка ОмГМА, будущий педиатр. Позади — бабушка с внуком, я не знаю их имена. Только что они бурно обсуждали правила чередования гласных в корнях слов, а сейчас томятся в ожидании диктанта. Впереди меня сидит Сережа — он будет писать диктант по системе Брайля, так как обучается в школе для слабовидящих. На первых партах — управляющий делами мэра Омска Алексей Меньшов, директор городского депфина, заместитель мэра Инна Парыгина, ректор ОмГУ Владимир Струнин, бизнесмен Виктор Иссерс с сыном. Все ждут.



С задержкой минут на 10–15 «Тотальный диктант» все же начинается. Начинается с приветствий. Завкафедрой русской и зарубежной литературы ОмГУ Сергей Демченков рассказал, что «Тотальный диктант» стартовал в 2004 году в Новосибирске: его организовал студенческий клуб гуманитарного факультета НГУ «Глум-Клуб». Ежегодно в течение пяти лет в мероприятии принимали участие около 200 человек. В этом году он проходит в 350 городах и 45 странах: текст Иванова пишут даже в Антарктиде и впервые на Международной космической станции.
 
Нам раздают анкеты, которые нужно заполнить, бланки, которые большинство, в том числе и я, тоже заполняют сразу же. И когда Демченков произносит: «А сейчас мы покажем вам, как заполнить бланк», в аудитории слышится недовольный ропот. Напоминают несколько правил русского языка. Наконец, на экране — видео, в котором Алексей Иванов приветствует участников диктанта и сам читает свой текст.
 
И вот уже перед аудиторией стоит Вячеслав Двораковский:
 
«Чусовская — Тагил. Солнечный поезд», — диктует он.
 
Я расставляю знаки препинания, ориентируясь на интонацию мэра: нам уже сказали, что он отрепетировал и должен диктовать хорошо.
 
«Можно помедленней?» — раздается с разных сторон.
 
«Что-что? "Вне дома" или "не дома"?»
 
«Машиниста — какого? Хохмача?»
 
И так в течение получаса, которые длился диктант. Мэр, как заправский преподаватель, не поддавался на провокации и диктовал текст по всем правилам: сначала предложение полностью, затем по частям, и еще раз — все предложение.



Примерно к половине текста я поняла, что мой бланк до невозможности напоминает черновик. Зачеркнутые слова, исправленные и обведенные на пять раз буквы, жирные точки и запятые, исправленные на двоеточия. Мне неловко за такое количество помарок. Осторожно заглядываю в бланк соседки справа и вижу примерно ту же картину. Становится легче, но ненадолго: вместо слова «проводник» я пишу «пассажир», снова приходится зачеркивать… Моя школьная учительница по русскому за такое поставила бы двойку, даже не читая текст.
 
«Как-то даже сдавать неловко», — вздыхает моя соседка, когда нам в завершение вновь включают запись с читкой Иванова.
 
Я соглашаюсь с ней, но бланк все же сдаю. На выходе слышу, как Владимир Струнин делится впечатлениями с коллегами по университету. Осторожно заглядываю в бланк, который он держит в руках, и вижу исправленные и жирно обведенные буквы, перечеркнутые слова.
 
Организаторы заверили, что результаты диктанта появятся на сайте проекта до 15 апреля. Тем, кто напишет диктант на 4 и 5, пообещали дипломы и ценные призы. В 2013 году высшую оценку получили только двое омичей.
 
©
URL: http://omskregion.info/news/20023-totalny_diktant_v_omske_dvorakovskogo_prosili_pome/
Дата публикации:13/04/2014 07:41
Фото:Сергей Мельников