Андрей Иванов: «Омичам нужен кубок — мы обязаны его выиграть»

Андрей Иванов: «Омичам нужен  кубок  — мы обязаны  его выиграть»

Дата публикации 16 апреля 2014 08:20 Автор

Нападающий «Авангарда» об итогах сезона и «новом-старом» тренере.
Несмотря на то что хоккейный сезон для «Авангарда» окончен, болельщики и специалисты по-прежнему оживленно обсуждают его перипетии. И, видимо, будут делать это еще долго. Чего же не хватило «Авангарду» для успешного выступления? Как относятся сами хоккеисты к победе в Кубке Надежды? Похожи ли требования Раймо Сумманена и Милоша Ржиги? Эти и другие вопросы корреспондент «ОП» задал одному из самых опытных игроков нашей команды, 33-летнему нападающему Андрею Иванову.

Ложка меда в бочке дегтя

– Андрей, скрасил ли для тебя лично выигрыш Кубка Надежды ощущения от в целом провального сезона?

– Эта победа — лишь небольшая ложка меда в огромной бочке дегтя, которую представляет собой нынешний сезон. Он стал самым неудачным в истории не только «Авангарда», но и в карьере большинства ребят. Я вспоминаю начало сезона, когда команда только-только собралась после отпуска. С каким настроением мы тренировались, сыгрывались на льду! Разве мог кто-то тогда представить себе, чем все это закончится?! Мы ведь действительно полагали, что будем в этом сезоне бороться за Кубок Гагарина, и последовавшее по весне непопадание в плей-офф стало для каждого игрока жесточайшим разочарованием.

Да, команда не блистала с самого начала чемпионата, но мы все были уверены, что это не более чем временные сложности. Такое нередко случается даже с самыми опытными, мастеровитыми коллективами. Но этот спад у классных команд вскоре заканчивается. Вроде бы и мы тоже к середине сезона разыгрались. У нас была удачная серия, после которой и мы сами, и болельщики поверили, что все неприятности позади и плей-офф от нас никуда не денется. Увы.
В итоге все ограничилось лишь завоеванным Кубком Надежды. Но, поверьте, это не та победа, о которой хочется вспоминать, сидя вечерами в кругу семьи и друзей. Такими победами особенно гордиться не приходится, наоборот, лучше уж их поскорее забыть.

– Так почему же «Авангард» впервые в своей истории не попал в плей-офф?


– Тому есть и объективные, и субъективные причины, в которых еще предстоит разобраться. Сезон только что закончился, мы все еще под эмоциями, и в такой ситуации вряд ли можно дать спокойную и взвешенную оценку.

Сейчас каждому из игроков предстоит «покопаться в себе», проанализировать свое собственное выступление. А уж руководство клуба выяснит, так сказать, «глобальные» причины неудачи. По горячим следам могу сказать одно: «Авангард» так и не смог стабильно обрести ту игру, которую так ждали от нас болельщики. То есть порой мы ее показывали, но лишь от матча к матчу. А этого оказалось явно недостаточно.

Порой же и вовсе, даже по ходу одной встречи, мы представали двумя разными командами: сначала могли буквально подавить соперника на его же площадке, в том числе и такого грозного, как двукратный обладатель Кубка Гагарина московское «Динамо». Но потом, ближе к концу матча, наша команда просто «вставала». Вы и сами видели, сколько побед мы упустили именно по такому сценарию. Почему так получалось? Еще раз повторю: это еще лишь предстоит проанализировать.

– Были ли у опытных игроков проблемы с мотивацией на Кубок Надежды?


– Были. И это можно было заметить по тому, как в первом матче «Авангард» действовал в Ханты-Мансийске против местной «Югры». После того матча мы провели собрание прямо в гостинице, в которой жили. Евгений Корноухов объяснил нам свою позицию, сказал, что будет требовать полной самоотдачи, несмотря на явно утешительный статус турнира.

Действительно, ребятам, которые в своей карьере завоевали уже много самых почетных титулов, непросто было настроиться всерьез сражаться за Кубок Надежды. Но после этого очень серьезного разговора мы будто прошли какую-то определенную точку, за которой кончились наши неудачи. И мы стали прибавлять в каждой игре, выходить на лед максимально собранными, мобилизованными. 
 
– И все-таки в Кубке Надежды довольно своеобразный хоккей: очень мало силовой борьбы, почти нет удалений, идет, я бы сказал, игра «на классе». При этом никто не «вгрызается» в лед, как это всегда происходит в матча за Кубок Гагарина. Вы согласны?


– Ну да, так и есть. Энергетика тут другая. Но это вовсе не означает, что игроки действовали вполсилы, горели вполнакала. Ничего подобного! В конце  концов, у многих ребят нет контракта на следующий сезон, и им необходимо показать себя с лучшей стороны. А есть еще и большая группа молодых игроков, которым надо доказывать обоснованность своих притязаний на место в основном составе. Так что старались по полной.

Просто сам статус турнира накладывает отпечаток на хоккей: он не такой жесткий и силовой, зато более техничный, комбинационный. Мы старались хотя бы в концовке сезона доставить удовольствие болельщикам, не просто забивать голы, а делать это красиво, после многоходовых атак, по-эстетски. Отсюда, может быть, и сложилось вот это впечатление какого-то «облегченного» варианта хоккея.

«Не везти не может вечно»


– Как получилось, что за весь длинный регулярный чемпионат ты забросил лишь пять шайб, а за быстротечный турнир на Кубок Надежды успел отличиться целых шесть раз?


– Ты знаешь, когда игра «не идет», то шайба – как заколдованная, хоть на полсантиметра, но попадет не туда, куда надо. Или в штангу, или во вратаря. Настоящее невезение! Но оно ведь не может продолжаться вечно. Вот, видимо, как раз к Кубку Надежды моя «нефартовая» полоса и закончилась. (Улыбается.) Ну а когда тебе повезет раз-другой, тут уже и уверенность в своих силах появляется, кураж.

– Тебя удивили заполненные трибуны «Арены-Омск» на таком не слишком представительном турнире, как Кубок Надежды?

– Еще бы! На финал пришло почти десять тысяч человек. А как они приветствовали нас, когда Денис Куляш поднял кубок над головой! Спасибо огромное. Всегда говорил и говорю: омские болельщики — самые лучшие!
И наша игра очень сильно зависит от их поддержки. Мы ведь уже на раскатке, когда зрителей только начинают запускать, по тому, как они рассаживаются, видим, насколько заполненными будут трибуны. И когда мы перед третьим матчем с минчанами увидели, какая у нас будет поддержка, окончательно поняли: омичам нужен этот кубок, а значит, мы обязаны его выиграть.

– У Милоша Ржиги репутация тренера-мотиватора, способного «завести» команду в нужный момент. То же говорят и про Раймо Сумманена. Ты поработал с каждым из этих наставников. Их стиль работы с командой похож?

– Они оба очень импульсивные, зажигательные. Это не те тренеры, которые будут что-то долго и монотонно рассказывать в снотворной манере. И у Милоша, и у Раймо выражение лица меняется по нескольку раз в минуту – то они хмурятся, то улыбаются. Они постоянно пытаются вывести того или иного игрока из состояния душевного равновесия.

Для того чтобы человек «завелся» и показал на площадке все, что умеет. И к каждому здесь индивидуальный подход: кого-то нужно подбодрить, помочь ему поверить в себя. И человека это окрылит.

А другого, наоборот, нужно задеть за живое, разозлить, заставить «рвать и метать». И только в таком состоянии он будет неудержим на льду. Так что хороший тренер — это прежде всего хороший психолог. Это в полной мере относится и к Ржиге, и к Сумманену.

Любовь болельщиков переменчива


– В этом сезоне никто из поколения «золотой» омской молодежи, выигравшей два Кубка Харламова и Кубок мира среди молодежных клубных команд, не смог закрепится в составе «Авангарда». Как ты полагаешь, почему так произошло?

– Я не согласен с теми, кто говорит, что ребята не воспользовались своим шансом закрепиться в составе главной команды, не показали себя. Да, возможно, никто из них не стал «суперзвездой» КХЛ. Ни про одного из них я не скажу, что его уже завтра ждут с распростертыми объятиями за океаном и что успех в НХЛ ему обеспечен.

Но с другой стороны, в последнее время мы видели нескольких молодых хоккеистов, которые выдав один-два ярких сезона в КХЛ, заработав кучу авансов, заслужив лавры чуть ли не «супермегаигроков», перестали над собой работать и в одночасье растеряли весь свой блеск. Это ведь очень трудная ситуация – в столь молодом возрасте понимать, что ты, даже добившись определенного успеха и признания, должен продолжать еще более упорно работать каждый день. А в итоге и болельщики, и руководители клубов, которые еще вчера носили тебя на руках, вдруг резко меняют милость на гнев.

Любовь болельщиков — она вообще переменчива. А клубным боссам нужен результат. Перестаешь его давать — попадаешь в опалу. В этой связи даже хорошо, что омские ребята, зарекомендовав себя хорошими, мастеровитыми трудягами, не стали в свой первый же сезон в КХЛ «суперзвездами». Им еще добавлять и добавлять, и «физики», и понимания игры. Это все придет с опытом. А сейчас у них есть главное – адекватная незавышенная самооценка, доверие тренеров и готовность вкалывать на тренировках. Подождите, они еще громко заявят о себе!

– Давай в завершение нашей беседы отойдем от темы «Авангарда». Насколько неожиданным для тебя стало непопадание главных фаворитов сезона, московского «Динамо» и питерского СКА, даже в финал Западной конференции?

– Да уж, это стало настоящей сенсацией! Мы с ребятами внимательно смотрели серию между москвичами и ярославцами. На мой взгляд, эти матчи были по своему драматизму абсолютно достойны финала Кубка Гагарина. Мы играли с «Локомотивом» в Ярославле в концовке чемпионата. Да, команда понравилась, но я и подумать не мог, что они уже на тот момент набрали такой ход, что смогут остановить «Динамо»!

Для меня это стало сюрпризом. В том же стиле они действовали и против СКА, сражались, бились каждую секунду, на каждом сантиметре площадки. Ну а СКА, который уже год подряд продемонстрировал отсутствие командной игры. Питерцам не хватило той самоотдачи и даже того самопожертвования, без которых в плей-офф делать нечего.

– Что скажешь про выступление хоккейной сборной России на Олимпиаде в Сочи?


– Эта команда была очень похожа на омский «Авангард» образца нынешнего сезона. Не показала той игры, которую от нее все ждали. Конечно, подробности знают только сами ребята, ведь все идет из коллектива. Но со стороны, как болельщику, мне показалось, что где-то им не повезло, а Олимпиада — турнир очень скоротечный, тут нет времени на какую-то вдумчивую работу над ошибками. Нельзя бросить нашим парням упрек, что они не бились, не старались. Но где-то что-то не пошло, и им не хватило ни сил, ни времени переломить это невезение.

– В конце прошлого сезона ты подписал с «Авангардом» контракт на два года. То есть ты гарантированно остаешься в Омске, никаких изменений тут не произошло?


– Да, я остаюсь. После встречи команды с новым-старым тренером Раймо Сумманеном игроки, ознакомившись с его требованиями и пожеланиями, на несколько недель разъедутся по домам. Мы с семьей ждем этого с нетерпением, ведь в нашей Санкт-Петербургской квартире наконец-то доделали длившийся так долго ремонт. Впервые за много лет мы въедем в квартиру, которая не съемная, которую мы не делим с мамой, а целиком и полностью наша! А через пару недель вновь соберемся в Омске, для того чтобы правильно, под присмотром специалистов завершить сезон, выйти из-под нагрузок. Ну а потом — лето, солнце, море! Надо хорошенько отдохнуть, чтобы к новому сезону быть полностью готовыми и подарить омской публике уже не утешительный, а самый главный трофей КХЛ!

©
Распечатать страницу