Достоинство как вечная ценность

Достоинство как вечная ценность

Дата публикации 16 апреля 2014 11:57 Автор Светлана Васильева

На Камерной сцене академического театра драмы идут премьерные показы спектакля «Время женщин».
В основе постановки — одноименный роман Елены Чижовой, отмеченный премией «Русский Букер». Создал сценическую версию и поставил спектакль режиссер Новосибирского театра «Глобус» Алексей Крикливый.

Спектакль – пиршество для актрис, из одиннадцати персонажей — семь — женщины, что в театральных пьесах редкость, потому что обычно соотношение героев и героинь бывает с точностью до наоборот. И великолепные омские актрисы держат внимание зала на протяжении 3 часов 45 минут — постановка из самых продолжительных в театре.

На первый взгляд типичный спектакль-ретро. 50-е годы прошлого века, убогая коммуналка, история деревенской девочки, которая родила без мужа. Но дальше все иначе, чем в фильме «Москва слезам не верит». Эта девочка Антонина не вышла победительницей в трудных жизненных обстоятельствах, она надорвалась, работая в две смены на заводе, и умерла, оставив сиротой семилетнюю немую дочь. Прозы жизни в этом финале, конечно, больше, чем в оптимистических сказках про современных героинь-золушек. Ну не может эта робкая, загнанная судьбой в угол и при этом трогательная в своем простодушии Антонина (актриса Ольга Солдатова) стать звездой ни фабрики, ни тем более сцены! Никто не желает понять, увидеть, что ее скромность — это внешняя оболочка чистой, ранимой и уже раненой души. Кроме трех старух, обитательниц коммуналки, где проходит несчастливая жизнь матери-одиночки. И благодаря им нет в спектакле беспросвета, которым так увлекались режиссеры еще недавно, желая обличить советское время. Кто видел в кино, а кто и на своем опыте прочувствовал, что коммуналка – это вечный раздрай между соседями, удивится тому, что она могла быть и семейным очагом, у которого согревались одиночества. Три «ведьмы», как сами себя называют пожилые женщины, берут на себя все заботы о чужом ребенке.

Этих старух объединяют только потери всех родных и детей – в революцию, эпоху репрессий, блокаду. И то, что сумели сохранить человечность — бывшая дворянка, бывшая белошвейка — любовница графа, бывшая крестьянка с тремя классами образования.

 Но очень важный момент: это ленинградские бабушки, особый исторически сложившийся тип. Каждый из нас хоть раз да был поражен их интеллигентностью. В музеях, где они по сей день хранят залы с сокровищами. На улицах, где именно к возрастным дамам приезжие обращаются с вопросами, зная, что не встретят равнодушия и не нарвутся на грубость. Пережившие блокаду носители величавого духа города, особых манер и даже слов, которые перенимают молодые, продолжая называть подъезды парадными. Ушли носители дворянского воспитания, но и простые, пришедшие за ними, живут и общаются в той же питерской культурной традиции.

Спектакль о том времени, когда они еще не ушли. Старухи складывают в общий котел пенсионные гроши, но обращаются друг к другу по имени-отчеству. У них одни на троих чаяния, радости, вера, любовь и надежды: «Господь внученьку послал на старости лет» и «только бы не было войны»…

А характеры, конечно, разные. Актрисы Валерия Прокоп, Наталья Василиади и Элеонора Кремель наделяют своих героинь множеством неподражаемых жестов, интонаций, привычек, используя и краску мягкого юмора. Как блестяще играют они сцену выбора крестной для Сюзанны, переименованной ими в Софью! Самая простая и самая строгая в этом трио командир коммунальной семьи Евдокия (Наталья Василиади) — и не так проста, и вовсе не сурова, а в душе почитает себя великой грешницей. А Валерия Прокоп играет Гликерию пылкой, отзывчивой бабушкой, немного наивной, несмотря на тяжкий опыт пережитых потрясений, и даже романтичной. Впрочем, мы привыкли к потрясающей органике двух наших народных артисток и всегда ждем от них фейерверка интересных находок. Но и Элеонора Кремель, давно не получавшая больших ролей, хороша в образе Ариадны. Наверное, была опасность переборщить с аристократической характерностью. Но у актрисы все в меру: и манерности, и продиктованной воспитанием сдержанности.

Спектакль режиссер Алексей Крикливый построил так, что историю рассказывает выросшая и ставшая художницей Сюзанна. У актрисы Марины Бабошиной была сложная задача: постоянно находясь на сцене, играть ребенка и комментировать происходящее с позиции взрослого человека, благодарного за любовь. И первая главная роль Марины стала открытием для зрителей новой интересной актрисы. Как и первая после возвращения в театр из Германии работа Ольги Солдатовой.

В ансамблевом спектакле прекрасно сыграли свои партии Валерий Алексеев и Олег Теплоухов. Автор сценографии и костюмов Евгений Лемешонок одел трех старух в черное и создал на сцене для них почти монашеские кельи, а общую кухню, где и протекает жизнь, оснастил дверями, за которыми приоткрываются тайные видения. Все выразительно и просто, с приметами времени вроде телевизора, покрытого салфеткой.

Автор романа Елена Чижова говорила, что ей было интересно и важно — «это опыт героинь, который показывает, как можно пережить с достоинством самые трудные времена. Мне кажется, этого умения очень не хватает современному миру», — отметила писательница. Вот и ответ на вопрос, зачем сегодня ставить про то, что было давным-давно. «Время женщин» с успехом идет в БДТ и «Современнике». И наш трогательный спектакль, в котором актеры не дают зрителю ни на мгновение отвлечься, и пробуждают сочувствие и сопереживание, из тех, что продолжают великие традиции психологического театра, составляющие славу Омской драмы.
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской областиЗачем продавать за бесценок объекты, которые нужны городу?

Недавнее заседание комитета Законодательного собрания по ...
Иван Сычев

Иван Сычевблогер, редактор geektimes.ruВремя первых: к премьере фильма

6 апреля 2017 года на экраны выходит фильм о космическом полёте ...
Сумароков Станислав

Сумароков Станиславбуквоед и любитель изящной словесностиДень суслика — 5, или Полет на Марс

Я уже говорил о своей любви к г-ну Сусликову? Повторюсь: я его ...

Все авторы блогов

Loading...