Олег Горбицкий: «Я живу в тревоге — в Украине остались моя мать и сын»

Олег Горбицкий: «Я живу в тревоге — в Украине остались моя мать и сын»

Дата публикации 22 апреля 2014 08:20 Автор

Мигрант из Украины стал участником программы «Соотечественники». Сегодня Олег работает инженером-технологом на омском заводе сборного железобетона № 5 и ждет вручения паспорта гражданина России. А самые близкие ему люди — мать и сын — остались в Украине. Каждый вечер первым делом Олег садится за компьютер, чтобы пообщаться по скайпу с 15-летним сыном Глебом.
«Вчера смотрел в новостях, как мои земляки, мариупольцы, захватили горсовет. Подумал: раз уже жители Мариуполя выступают против нынешних киевских властей, значит, достали всех. Однако от того, что там происходит, на душе постоянная тревога. Надеюсь, что мои родные ненароком не окажутся в эпицентре столкновений противоборствующих сторон», —  говорит Олег Горбицкий, не дожидаясь самого актуального вопроса от журналиста — о событиях на Украине.
 
«Я двумя руками за федерализацию»
 
Олег Горбицкий практически ежедневно общается по скайпу с кем-то из недавних земляков: если не с сыном, то с друзьями, бывшими коллегами. Поэтому знает не понаслышке, насколько сегодня  накалена политическая и социальная обстановка в городах и селах юго-востока Украины.
 
«Если начнется  настоящий народный бунт, то его уже никто не сможет остановить. Ведь против новых киевских властей восстали не какие-то «сепаратисты», как пытаются представить восставших людей в Киеве и на Западе, а шахтеры Донбасса. Они каждый день спускаются под землю с мыслью, что могут не вернуться обратно в случае аварии. Эти люди очень мужественные, крепкие духом. Те, кто бросает им вызов, могут запросто надорваться», — продолжает украинскую тему мой собеседник.
 
Между тем мнения друзей, бывших коллег, родственников Олега Горбицкого о будущем Украины, бывает, не совпадают. Кто-то не верит в то, что смутное время скоро останется позади, и рвется переехать в Россию. Эти расспрашивают Олега Горбицкого о том, какие документы требуются, чтобы попасть в программу «Соотечественники», чем омские власти помогают переселившимся из Украины людям? Кто-то категорически не хочет покидать страну, но при этом  не хочет жить в сегодняшней стране. Эти поддерживают идею создания в Украинской республике Федерации с наделением регионов большей самостоятельностью — как политической, так и финансовой. Иначе, считают «федералы», жизнь рядовых украинцев не изменится  к лучшему.
 
«Я, в общем-то, тоже склоняюсь к тому, что федерализация Украины — самый перспективный вариант разрешения политического и экономического кризиса в стране. Хотя лично для меня и моих близких, может, было бы лучше, если бы Донецкая область вслед за Крымом и Севастополем присоединилась к России. Тогда бы моя мама, имеющая 50-летний стаж работы медицинской сестрой, получала бы куда большую пенсию, чем сегодня. Уверен, если теоретически допустить  вхождение Донецкой области в состав РФ, то в Мариуполе обязательно  бы поднялись цены на жилье. И тогда бы мамина квартира тоже подорожала. Продав ее, мама бы смогла купить подходящее жилье в Омске. Сегодня, увы, это нереально, так как здесь квартиры дороже», —  рассуждает Олег Горбицкий.
 
Однако Олег осознает, что Россия при таком повороте событий может попасть в сложное экономическое положение в связи с рядом санкций.  Поэтому в сложившейся ситуации лучше, чем федерализация, варианта нет, — еще раз подчеркивает важную мысль пока еще гражданин Украины Олег Горбицкий.
 
С  университетским дипломом — в электромонтеры
 
Олег Горбицкий стал жителем Украины по воле своих родителей. Сначала они проживали в поселке Пионерский Ханты-Мансийского округа. Однако спустя 10 лет работы на Севере у отца Олега пошатнулось здоровье, и врачи посоветовали сменить климат. Так они оказались в Жданове Донецкой области.  Близкая родственница отца уже давно обосновалась там, и семья Городецких в годы проживания на Севере каждое лето отдыхала на Азовском море.
 
«Кто ж тогда думал, что через несколько лет Украина станет заграницей, а сегодня ее русскоязычное население вынуждено будет отстаивать право говорить на русском языке», — с горечью комментирует события 30-летней давности Олег Горбицкий.
 
После окончания школы нынешний вынужденный  мигрант держал экзамены в Ждановский металлургический институт на энергетический факультет. Через год учебы его призвали в армию — тогда еще у студентов не было права на отсрочку от службы на время учебы. Интересно, что службу в советской армии ему пришлось проходить в двух городах, расположенных на противоположных точках СССР — в Львове и Уссурийске.
 
«При этом на побывку домой, в Жданов, я слетал из Уссурийска через Москву всего за 85 рублей», — удивляется сам рассказчик дешевизне тогдашнего Аэрофлота.
 
Когда Олег демобилизовался, то восстанавливаться для продолжения профессионального образования ему пришлось не в Ждановском металлургическом институте, а в Мариупольском. По стране прокатилась волна первых преобразований  — городам стали возвращать их первоначальные имена. Еще через какой-то промежуток времени  новое веяние поменяло и название, и статус вуза — Мариупольский металлургический институт стал Приазовским государственным университетом.
 
«Продолжил учебу в университете я уже на другом факультете, где готовили инженеров-технологов по сварке. Двоюродный брат убедил, что сварочное дело более перспективная профессия в новых экономических условиях, нежели энергетика. Самым мощным предприятием в Мариуполе тогда был «Азовмаш», на котором 85% работ выполнялись сварочным методом», — поясняет Олег Аркадьевич новый поворот в своей судьбе.
 
Однако к тому моменту, когда он  окончил вуз, от былого величия и мощи «Азовмаша» не осталось и следа. После развала СССР предприятие обанкротилось, люди месяцами не получали зарплату. И Олег Горбицкий вслед за другими выпускниками университета той поры пошел работать в частное предприятие, занимавшееся возведением под ключ домов и коттеджей повышенной комфортности. Горбицкий тогда прошел хорошую практическую школу технологии сварки, которая пригодилась ему, когда он решился на переезд в Омск.

Однако прежде чем оказаться омичом, Олег Горбицкий еще 15 лет работал в Мариуполе, на одном из двух металлургических предприятий города — «Азовстали».
 
Почему Омск?
 
За 15 лет работы в «Азовстали» электромонтером Олег Горбицкий повысил свою рабочую квалификацию до максимального 6-го разряда, но так и не дождался от руководства предложения занять инженерную должность, как надеялся. Из-за этого, признается собеседник, он и ушел, в конце концов, с металлургического завода.
 
В Омске Горбицкий оказался неслучайно. Здесь живет семья сестры жены (теперь уже бывшей) Олега Горбицкого. Украинские родственники периодически навещали сибирскую родню в ответ на визиты омичей  в Мариуполь.  Когда родственники из Сибири узнали о том, что у Олега Аркадьевича проблемы с работой, то предложили переехать на постоянное место жительства в Омск. Здесь, мол, тоже негусто с хорошими вакансиями, но все же экономика развивается более успешно, чем в Мариуполе. Гражданин Украины Олег Горбицкий был в принципе не против того, чтобы снова вернуться в Россию, и Омск ему понравился, но кто даст достойную работу иностранцу?
 
Однако через некоторое время после разговора на тему переезда на жительство в Сибирь омские родственники позвонили Горбицким, чтобы сообщить: они нашли для украинца предприятие, где его готовы принять на работу. Речь шла об омском заводе сборного железобетона № 5.
 
«Мне повезло в Омске с работой и с коллективом. Я каждый день с радостью отправляюсь на завод, где впервые в жизни по-настоящему востребованными оказались мои знания и опыт», — говорит Олег Горбицкий.
 
А заводу повезло с новым инженером-технологом. Когда Олег обратился на завод по поводу трудоустройства, то он как раз готовился  к очередному лицензированию. В частности,  требовалось срочно подготовить материалы по технологии сварки контрольных образцов продукции ЗЖБИ № 5 для представления их в Российское национальное агентство сварки. Так как Олег Горбицкий имел не только высшее профессиональное образование по технологии сварки, но и практический опыт работы в этой области, то смог успешно справиться с подготовкой документации для лицензирования. Для мигранта из Украины успешное выполнение первого задания обернулось не просто трудоустройством на завод, ему  предложили занять должность инженера-технолога по сварке, к чему он давно стремился.
 
В ожидании паспорта
 
Олег верит, что на омской земле у него со временем будет и свой дом. Сегодня он снимает жилье, за аренду которого ему как участнику программы «Соотечественники» в министерстве труда и социального развития выплатят компенсацию — 24 тыс. рублей за год. Пока же его главная цель — получить быстрее паспорт гражданина РФ вместо разрешения на временное проживание. Программа «Соотечественники» и здесь должна помочь. Ее участники в ускоренном варианте проходят путь от заявления на получение гражданства до вручения паспорта. 
 
«Когда президентом Украины был Кучма, а Янукович — губернатором Донецкой области, они договорились о том, что большая доля доходов Донбасса будет оставаться в регионе, и только незначительная часть перечисляться в Киев. Но после того как Кучму сменил Ющенко, все вернулось на круги своя — Киев стал почти все доходы Донбасса забирать в центр. Разве это справедливо?» — Олег Горбицкий снова вернулся к больной теме для него теме — политической ситуации на Украине и причинам противостояния западных и восточных областей страны. У Олега Аркадьевича на Украине живут мама и сын.
 
С женой Жанной Олег расстался. Говорит: разлука быстро выявляет искренность  чувств и силу душевной привязанности людей друг к другу. Пожелаем новому жителю Омска и личного счастья.
 
Фото автора.
 
©
Распечатать страницу