Ольга Граф: «Омск — моя Родина, а терять корни нельзя»

Ольга Граф: «Омск — моя Родина, а терять корни  нельзя»

Дата публикации 23 апреля 2014 09:36 Автор

Обладательница первой награды олимпийского Сочи о патриотизме, работе и отдыхе.
Уроженка Омска конькобежка Ольга Граф, в последние годы выступающая за команду Московской области, на XXII Олимпийских играх выиграла две «бронзы» – на дистанции 3000 метров и в командной гонке преследования. Причем медаль, завоеванная ею 9 февраля, стала первой для России наградой в Сочи! А уже после Олимпиады Ольга выступила на чемпионате мира, где стала серебряным призером в многоборье. И только сейчас, триумфально завершив сезон, прославленная спортсменка смогла приехать в родной город, где встретилась с корреспондентом «ОП».

«Я – россиянка»

– Ольга, когда ты завоевала «бронзу» на трех тысячах метров в Сочи, омские СМИ писали: «Омичка принесла первую медаль сборной России». А столичные СМИ писали: «Спортсменка из Подмосковья открыла счет российским медалям в Сочи».

А кем ты сейчас себя ощущаешь: омичкой или москвичкой?

– Россиянкой. У меня буквально раскалился телефон – поздравляли друзья и знакомые со всей России, от Камчатки до Калининграда. А еще звонили близкие люди из Казахстана и даже Германии. Ну как тут сказать, что я выиграла эту медаль для Омска или Коломны? Нет, я сделала это в составе главной команды страны, и именно для России.

– Насколько тяжело тебе в 2007 году далось решение уехать из Омска? Другого выхода не было?

– Действительно, это было трудное решение, пришедшее после очень долгих раздумий. Это ведь совсем непросто: все бросить – дом, родных, знакомых с детства друзей – и начать все с нуля в совершенно незнакомом городе. Но особого выбора у меня действительно не было: либо заканчивать со спортом, либо уезжать. Потому что в моем родном Омске просто не имелось соответствующего материально-технического обеспечения для дальнейшего спортивного роста. Не было конькобежного катка, на котором можно было бы тренироваться круглый год, а какой без этого прогресс, какие мечты о медалях Олимпиады? Как показала дальнейшая жизнь, я приняла хоть и трудное, но правильное решение.

– Про тебя рассказывают, что ты очень самостоятельный человек. А правда, что ты даже в детский сад ходила одна?


– Да, это правда. (Улыбается.) Но раньше все равно, согласись, времена были другие, и отпустить ребенка из дома было как-то спокойнее. Мы же целыми днями пропадали во дворах, что нынешней ребятне и представить-то себе трудно!

А я росла в спальном районе, все рядышком – школа, садик, магазин. Тогда ведь не было таких гигантских торговых комплексов, какие есть сейчас. Вот туда-то точно ребенка одного не отпустишь. А раньше сбегать в ближайший магазин за хлебом – не проблема. Родители мне очень доверяли, но это доверие еще и дисциплинировало. Вот поэтому-то я и выросла, как ты правильно сказал, очень самостоятельной.

– В детстве ты занималась карате и ушу. Пригодились ли тебе в жизни эти бойцовские навыки? Пришлось ли  хоть раз в жизни драться?

– Приходилось. (Улыбается.) Но, ты знаешь, сейчас я этим вовсе не горжусь. А в детстве я была очень бойким ребенком, и в школе от меня доставалось не только девочкам, которые мне чем-то не понравились, но даже мальчишкам.

Но все-таки боевые искусства – это не мое. И хорошо, что у меня с этими видами спорта не сложилось, я ведь тогда еще только искала себя. Но определенную закалку характера они мне дали, научили в случае необходимости постоять за себя.

– А еще в детстве ты ходила в музыкальную школу. Доведись сейчас такой случай, смогла бы сыграть на пианино для друзей?


– Ну разве что «собачий вальс». (Смеется.) Я занималась музыкой недолго, и даже в лучшие свои времена не играла на пианино, а «бренчала». И как только это терпели окружающие?! Правда, самой мне моя игра тогда казалась виртуозной, верхом совершенства! (Смеется.)

– Ты говоришь по-немецки и по-английски. Настоящий полиглот! Откуда такая тяга к языкам?


– Насчет «полиглота» – это ты погорячился! (Смеется.) Но довольно свободно на каждом из этих языков действительно объясниться сумею. Откуда тяга? Да это уж скорее необходимость.

Я ведь часто бываю за границей, на сборах, соревнованиях, да и в отпуске. Как общаться с людьми? А английский язык – международный, с ним нигде не пропадешь. Опять же тренер в сборной России сейчас иностранный, это еще один повод взять в руки учебник по английскому. Даже стараемся с мужем дома общаться по-английски. Хотя вряд ли уроженец Туманного Альбиона понял бы, о чем мы говорим. (Смеется.)

«Тренеру доверяю»

– Насколько сложно тебе работается с тренером женской сборной России по конькобежному спорту Маурицио Маркетто? Разница в русском и итальянском менталитетах не мешает?

– Когда наша совместная работа только начиналась, действительно, было тяжело. Мучили сомнения в правильности действий наставника. Думалось: ну зачем нам такие большие объемы работы?! Порой закрадывались мысли:

«Я перетренируюсь! Может быть, не делать все упражнения, которые он требует?» Но все-таки впитанная еще с детской секции привычка доверять тренеру взяла верх.
Что же до менталитета, то Маурицио – типичный итальянец, очень заводной, эмоциональный. Мне очень интересно работать с ним и через него узнавать новую для меня культуру, традиции, обычаи. Да ту же итальянскую кухню! У меня оказалось достаточно времени ее полюбить, ведь только в прошлом году мы были на сборах в Италии целых семь раз! Когда выдавались выходные, любовались достопримечательностями. Меня покорила Венеция, это великолепно! Понравилась и Флоренция.
– У тебя немецкие корни. Многие жившие в России немцы в «лихие девяностые» перебрались на историческую родину. У тебя таких мыслей не было?

– Еще как были! Я даже собирала необходимые для этого документы. Я тогда оканчивала школу, а в этом возрасте человеку всегда хочется что-то поменять в своей жизни.

Да и к тому же хотелось, чтобы родителям жилось полегче, а у мамы в Германии – родная сестра. Я ведь даже в германском консульстве побывала в Москве. Они меня звали, предлагали выступать за их конькобежную сборную. Так что вполне могла бы бегать в Сочи не за Россию, а за «фатерлянд». Но в итоге получилось так, как получилось. И я считаю, это хорошо и правильно. Россия мне роднее всех, и здорово, что я это вовремя поняла.
«На Олимпиаде было круто»

– Ты, как спортсменка высокого класса, большую часть жизни проводишь на тренировках, сборах, состязаниях. При этом муж у тебя, насколько я знаю, не из мира спорта. Где же и как вы познакомились?

– Все-то ты знаешь! (Улыбается.) Действительно, он не спортсмен, работает в банке.

А познакомились мы, как и многие пары в XXI веке, через интернет. Сейчас такой безумный темп жизни, что люди в мегаполисах чаще знакомятся не в театрах или кино, как это было раньше, а в автомобильных пробках.

А у нас получилось довольно типично по нынешним временам: он мне прислал сообщение, я зашла на его страничку в социальной сети, смотрю – парень симпатичный. Ответила. Вот так все и закрутилось. (Улыбается.) Когда мы только начали встречаться, у меня и мысли о замужестве не было.

А теперь нашей семье уже шесть лет.

– Насколько тебе понравилась Олимпиада в Сочи? Как хорошо наша страна сумела организовать спортсменам условия для выступлений, проживания?


– Это было круто, по-другому и не скажешь! Причем я поняла это сразу же по приезде в олимпийскую деревню. Как-то сразу почувствовала вот эту неповторимую атмосферу главных в жизни любого спортсмена стартов. Я была безумно счастлива уже просто тому факту, что попала на Олимпиаду, прошла все необходимые отборы.
А тут первый же мой старт в Сочи – и сразу медаль! А потом в завершение Олимпиады последний мой на ней старт – и опять медаль! Мне постоянно казалось, что я нахожусь не в реальном мире, а в какой-то сказке! Ну а организаторы постарались на славу.

Мы — молодцы, все сделали отлично, оборудовали, украсили, организовали! Иностранцы поражались: их-то провожали в Россию чуть ли не как на войну. Еще бы, тут ведь постоянно гремят взрывы, по улицам ходят ну если уж не медведи, то мафиози и террористы. Ведь именно так рассказывают о нас западные телеканалы.
И поэтому, когда они столкнулись с красотой, современной инфраструктурой, русским радушием, они были поражены!

– После Олимпиады ты могла не выступать на чемпионате мира. Но ты выступила на мировом первенстве и завоевала там «серебро» и «бронзу». Почему решила выступать, а не отдохнуть после огромного олимпийского напряжения?


– Действительно, мысли о том, чтобы хорошенько отдохнуть, были. Ведь на психологическом уровне Олимпийские игры воспринимаются именно как финиш сезона. Но я понимала, что нахожусь в отличной форме, показываю самые лучшие в своей карьере результаты. Поэтому хотелось доказать скептикам, а они были, что мой успех в Сочи вовсе не случаен, это не какой-то одноразовый «выстрел»! Медали чемпионата мира убедили их в моей правоте как нельзя лучше.

– Карьера спортсмена не вечна. В одном из интервью ты говорила, что могла бы пойти в бизнес, открыть магазинчик.  Магазинчику есть и альтернатива. Я знаю, что ты очень любишь путешествовать и у тебя была мысль со временем стать соучредителем какого-нибудь туристического агентства, помогать людям хорошо проводить свой отпуск. Ну а сама-то в каких странах больше всего любишь отдыхать?

– Да, мечтаний у меня много! (Смеется.) Хорошо, что муж у меня человек, очень реально смотрящий на жизнь. Только я ему поведаю о своих очередных бизнес-фантазиях, как он сразу же знакомит меня с реалиями и трудностями. И я вынуждена опускаться на грешную землю. (Смеется.) А насчет отдыха не буду оригинальна, отдыхаю там же, где в последние годы делают это многие наши соотечественники: в Таиланде, Египете, Турции, на Кубе.

– Правда ли, что у тебя в планах заявиться за команду Омского региона и таким образом представлять на соревнованиях две команды – Московскую и Омскую области?


– Правда. Омск — моя родина, нельзя отрываться от корней. Здесь живут мои родители, друзья, первые учителя. Здесь мне многое дали, многое в меня вложили. Как, скажем прямо, и в Московской области. Так что, я думаю, это будет честно — делить мои спортивные награды и успехи между Омском и Коломной.

©
Распечатать страницу