Никита Михалков: «Если кинофестиваль "Движение" приживется в Омске, я буду очень рад»

Никита Михалков: «Если кинофестиваль "Движение" приживется в Омске, я буду очень рад»

Дата публикации 27 апреля 2014 13:45 Автор Фото Евгений Кармаев

В предпоследний день Второго национального кинофестиваля дебютов «Движение» в Органном зале состоялись пресс-конференция и встреча зрителей с народным артистом России, обладателем премии «Оскар» Никитой Михалковым. Председатель Союза кинематографистов России больше двух часов отвечал на вопросы омичей про кино и не только.
Знаменитый режиссер высоко оценил программу фестиваля, отметив, что она представляет многополярный отечественный кинематограф. А главным успехом кинофорума он считает возросший интерес зрителей:
 
«Это хороший знак, потому что людей трудно обмануть. То, что фестиваль обогащается мнениями большого количества зрителей, важно и для тех, кто привез картины. Если фестиваль приживется в Омске, я буду очень рад и горд, что его ведет мой сын Артем, который очень увлечен этим проектом».
 
Никита Сергеевич не раз отмечал, что дух настоящей России можно почувствовать именно в провинции. И на этот раз он подчеркнул:
 
«Если есть душа, мышцы, сердце России, то они находятся не обязательно в Москве и Санкт-Петербурге. Я много поездил по стране и знаю, что в каждом регионе есть свои бриллианты культуры, истории и традиций. Что же говорить об Омске, который имеет особый вес как в истории России, так и в сегодняшнем дне».
 
Никита Михалков сказал, что ему дорого воспоминание о том, как он участвовал в освящении возрожденного Успенского собора.
 
Это признание Омску в любви дало толчок к вопросу-обращению председателя омского отделения ВООПИиК, академика архитектуры Альберта Каримова о возвращении нашему городу статуса исторического, которым Омск до недавнего времени обладал. Никита Сергеевич, возглавляющий Российский фонд культуры, сказал, что готов поддержать эту инициативу и подписать ходатайство в государственные органы.
 
Как авторитетному общественному деятелю, Михалкову задали вопрос об его отношении в присоединению Крыма к России. Он поправил: «Речь может идти не о присоединении, а о возвращении домой».
 
«Это историческое событие. Знаете ли вы, что во время взятия Севастополя погибло русских солдат вдвое больше, чем американских за всю историю Второй мировой войны? Потом один человек по глупости, а может, с умыслом подарил Крым. А другой человек в Беловежской пуще по некоторой невменяемости не потребовал его обратно. А ведь спокойно бы отдали. Но я никогда в жизни не слышал об аннексии или оккупации без единого выстрела. Можно любить или не любить Путина, но он навсегда вошел в историю России уже только тем, что сумел, никого не боясь, отстоять национальные интересы страны. Я своим коллегам на Украине говорю: с этим нужно смириться, восстановлена историческая справедливость. И Крым сегодня стал одним из мощнейших импульсов для объединения нашего народа. А что касается санкций, я бесконечно благодарен за них Обаме. Они возвращают нас к себе. Мы что сами не понимаем, что нужно питаться своими продуктами, делать свои автомобили? Но мы оживаем только, когда есть угроза, когда нам плохо. Чем больше нас давят, тем мы больше разгибаемся. И сегодня не должны упустить шанс сделать Россию сильной, великой страной. А что до негативного отношения к нам, так когда мы были Западу милы? С XII века европейцы посещали страну и бог весть что о ней писали…»
 
Диапазон вопросов Никите Михалкову был очень широк: от политических до очень личных. Как человека, отстаивающего традиционные семейные ценности, спросили о принципах воспитания детей в семье Михалковых. Ведь все четверо нашли свой путь в жизни: Степан — успешный ресторатор, Анна, Артем и Надежда талантливо работают в кино. Никита Сергеевич вспомнил слова своей матери Натальи Кончаловской, которая говорила, что воспитывать детей надо, когда они лежат поперек кровати, а когда вдоль — уже поздно. И рассказал такую историю:
 
«Тема и Аня очень хотели иметь черепашку, и им ее подарили. Я сказал: "Вы же не будете ею заниматься, давайте отдадим в школу, в живой уголок". Они дали слово, что будут. И вот приезжаю на дачу, час ночи, дети спят, черепашки на месте нет. Бужу. Оказывается, они гуляли с ней на улице, их позвали обедать, ушли в дом и забыли. Я к ужасу мамы сказал: "Ищите". И они с фонариками, в слезах пошли искать. Нашли в семь утра. Зачем это было нужно? Подумаешь, черепаха! Но нужно было сосредоточить детей на уважении к живому существу, за которого они несут ответственность, на уважении к своему слову, а значит, и к себе. Лет 20 назад объявили, что воспитание не нужно, пусть цветут все цветы. Это была колоссальная ошибка. А исключение обязательных экзаменов в школе по истории и литературе — это путь воспитания манкуртов. Безграмотность и безответственность — это главное, что может разъединить людей и лишить их единого камертона».
 
Мэтр отечественного кинематографа, которого многие зрители считают классиком, признался, что абсолютно не чувствует веса сделанного, работает по принципу: каждый новый фильм нужно снимать как первый. Так японские художники, достигнув известности, уезжали в места, где их никто не знал, и меняли технику.
 
«Для меня каждая новая картина — состояние неуверенности и счастья в поисках выхода из этой неуверенности. Как сказал литературовед Юрий Лощиц: "Счастье — не когда получалось, а когда получается". Легко относиться к тому, что делаешь, — это великая терапия и защита. Пусть критикуют, называют барином, я научился это переносить. Самая большая радость — это работа на площадке, когда съемочная группа как семья, когда царит импровизация».
 
Режиссер верит в то, что трудная проблема проката отечественных фильмов будет решена, когда в кино будут восстановлены понятия правды, искренности и объективности и зрители увидят на экране героев, которых можно уважать. Так было с фильмами «Остров», «Водитель для Веры», «Девятая рота», «Легенда № 17». Большой зрительский интерес Никита Михалков предрекает участвовавшей в фестивале «Движение» картине «Поддубный», снятой, как и «Легенда № 17», в его творческом объединении «ТРИТЭ».

Он считает, что через какое-то время люди по-новому оценят и его фильм «Утомленные солнцем — 2» как попытку нового, метафизического взгляда на войну. А в ближайшее время нас ждет новая картина Никиты Михалкова «Солнечный удар» по одноименному рассказу Ивана Бунина и его дневникам «Окаянные дни». Готовится и пятисерийный телевариант этой ленты.  
©
Распечатать страницу