«Я рад, что столько лет проработал на одном предприятии»

«Я рад, что столько лет проработал на одном предприятии»

Дата публикации 14 мая 2014 06:48 Автор

Больше 70 лет работает в ОАО «КБТМ» Герман Иванович Антонов. Придя на завод подростком, он всю свою жизнь отдал бронетанковому производству.
Все — для фронта!

Трудовая биография Германа Антонова началась 24 февраля 1944 года, когда он был принят на завод № 174 им. Ворошилова учеником каменщика в литейный цех. А потом менялись его должности и названия предприятия, о чем свидетельствуют записи в его трудовой книжке, но он работал так, как приучился в военные годы: по-ударному. 

Чем дальше от нас тяжелые военные годы, тем сложнее понять, почему тогда 13-14-летние подростки бросали учебу в школе и шли работать на заводы. Конечно, немаловажным фактором было желание ребят внести свой посильный вклад в победу над врагом, а еще – голод. Дети получали по карточкам 400 граммов хлеба в день, а рабочие – 600, да и в заводских столовых довольно сытно кормили. 

– В военное время  людей  на заводах не хватало, – вспоминает Герман Антонов. – Мобилизовывали людей из деревень, жили они в бараках, очень тяжелые были бытовые условия. Меня-то и взяли такого молодого, потому что работать было некому. Мы работали с двойной силой, с большим усердием, ведь надо было помогать фронту. На фронт многие бы пошли с удовольствием, но оставались в тылу – ведь кому-то нужно было танки делать. Было очень тяжело, не дай бог у кого украдут карточки – будет месяц голодным человек. На заводе тогда много женщин работало – не меньше, чем мужчин: и контролерами работали, и на станках. Работали по 12 часов, а нередко и в 2-3 смены, чтобы как можно больше сделать танков для победы над фашистами. 

На заводе № 174 им. Ворошилова, эвакуированном из Ленинграда сначала в Чкалов, а в марте 1942 года в Омск, ковалось оружие Победы – танки Т-34, признанные лучшими танками Второй мировой войны. В 1942-м в Омске было выпущено 417 Т-34, а в 1943-м – уже 1347. Всего в годы войны на заводе им. Ворошилова изготовили около 7000 танков, в которых есть, пусть и совсем небольшой, вклад Германа Антонова. В литейном цехе ему пришлось поработать совсем немного – руководство посчитало, что подростку нельзя трудиться на вредном производстве, поэтому он освоил профессию правщика уже в другом цехе. На его зарплату военных лет можно было купить 3-4 булки хлеба по коммерческим ценам, а большинство продовольственных и непродовольственных товаров тоже отпускалось по карточкам. Нынешней молодежи сложно понять, как это – не иметь возможности что-то купить.

– Сейчас молодежь чересчур избалована, – вздыхает Герман Антонов. –  У них все есть, о чем мы и мечтать не могли, одеты, обу­ты, сыты. Ребята из бедных семей еще, конечно, стараются. Сейчас совсем другое время. Для многих нынешних молодых людей гулянья и выпивка чуть ли не основные занятия. В военное и послевоенное  время такого не было. Мы были молодыми совсем, время оставалось не только на усиленную работу, отдыхать тоже успевали. Иногда выкраивали время погулять на природе, а в выходной могли сходить на танцы в клуб имени Лобкова.

Та заводская проходная, что в люди вывела меня…

В советские годы первая смена на заводе им. Ворошилова начиналась раньше, чем на других омских предприятиях, – в 7.10. После войны столько танков стало уже не нужно, завод осваивал выпуск и гражданской продукции. Герман Антонов освоил профессию сначала арматурщика, а потом выбивальщика. В июне 1950 года его призвали в армию, но служба продолжалась меньше полугода, его признали негодным по состоянию здоровья и комиссовали. И он сразу вернулся на родной завод и решил все начать с нуля – учеником слесаря-лекальщика. Лекальщики, как и инструментальщики, – это слесарная элита, в работе им приходится «ловить» микроны, соблюдать высочайшую точность.

Как признается сам Герман Антонов, он многие годы занимается ремонтом мерительного инструмента. Можно сказать образно, из больного делает здорового. Это точная работа, ручная.  В 1973 году он получил высший 6-й разряд слесаря-инструментальщика, а в 1983-м – 6-й разряд слесаря-лекальщика, тогда завод уже был им. Октябрьской революции. Учиться ему пришлось у настоящих мастеров своего дела, которые когда-то эвакуировались из Ленинграда, да так и остались в Омске. А постепенно он и сам стал лекальщиком и инструментальщиком высочайшего класса и активно передавал свой опыт молодым.

– За годы работы было многое, всего не расскажешь, – признался Герман Антонов. –  Я доволен, что столько лет проработал на одном предприятии. Работа совсем рядом с домом – это очень важно. Был я и наставником, многих учеников научил работать по-настоящему. Я один на предприятии с 70-летним стажем. Есть еще несколько человек, которые проработали  по 65 лет.  Чем больше работал, тем больше привыкал. Именно на заводе нашел товарищей и друзей. Уже привык каждое утро в шесть часов вставать и идти на работу. Но работать уже, конечно, тяжеловато, силы не те. Меня уговаривают остаться и дальше работать, значит, польза от меня есть. 

Не удалось Герману Антонову основать семейную династию – из всей семьи только он на заводе работал. Дети по отцовским стопам идти не захотели, ну а внуки, когда подросли, и вовсе об этом не помышляли – в постсоветское время трудиться на заводах стало немодным. Кроме работы есть у ветерана одна, но пламенная страсть – дачный участок, и вот уже многие годы он проводит там все свое свободное время – обихаживает, выращивает фрукты-овощи.

Этот день мы приближали как могли

На днях вся страна торжественно отмечала 69-летие Победы. Не остался в стороне и Герман Антонов. 

– Я всегда посещаю митинг, посвященный Дню Победы, который традиционно проходит на нашем предприятии у мемориала. Там всегда собирается много ветеранов, мы общаемся, вспоминаем, как трудились не жалея сил, чтобы наступила Победа. Хочу всех поздравить с великим Днем Победы! Желаю крепкого здоровья и благополучия! – говорит ветеран.

В военные годы сослуживцы величали Германа Антонова Геннадием. А все потому, что когда-то сам он себя так и называл. – Раньше всегда называл себя не Германом, а Геннадием. Не нравилось мне мое имя. Шла война, и представляться Германом в то время не хотел, еще подумали бы, что немец. Но родители у меня русские, даже не знаю, почему меня так назвали. У моей сестры тоже необычное имя – Ефалия, –  улыбается он.

Кроме военных лет, тяжелым испытанием для Германа Антонова стали «лихие» 90-е, когда обрушивалась оборонная промышленность по всей стране:

– В тяжелые 90-е желания уйти не возникало, хотя сердце кровью обливалось, когда видел, как разрушается то, что создавалось годами. Я понимал, что трудности – временные  и рано или поздно все наладится. Хотя многие уходили с завода на другие предприятия. Но я все-таки верил, что не все время будет так продолжаться. 

И его вера воплотилась в жизнь – в последние три года ОАО «КБТМ» уверенно наращивает объемы производства, модернизирует предприятие. И пусть уже не выпускает танки, но занимается ремонтом и модернизацией бронетанковой техники, выпускает разнообразную оборонную и гражданскую продукцию.

За свои 70 лет работы Герман Антонов, который был активным рационализатором, многократно награждался руководством предприятия почетными грамотами и денежными премиями, был удостоен восьми правительственных наград. Правда, орденами его не баловали, но почетные знаки «Победитель соцсоревнования 1975 года», «Победитель соцсоревнования 1977 года» и «Отличник соцсоревнования» тоже дорогого стоят. 

Хочется от души пожелать Герману Ивановичу Антонову, чтобы у него хватило здоровья и сил довести свой заводской трудовой стаж до 75-летия.
©
Распечатать страницу