ПОБЕДИТЕЛИ

ПОБЕДИТЕЛИ

Дата публикации 16 мая 2014 08:22

На нашей сибирской земле не рвались бомбы и снаряды. Не горели села и деревни. Но тысячи земляков уходили на войну. Кто-то вернулся, кто-то нет. Такие похожие судьбы. Такие разные судьбы. Память своих отцов хранят дети и внуки, но случалось и так, что сибиряки уходили на фронт, когда им было 17. Не осталось у них детей, родители давно умерли.
В этой короткой истории – судьба Василия Никитовича Суставова. Он родился в 1925 году в г. Омске, в 1943-м – после курсов – ушел добровольцем на фронт. В январе 1945 года пришло пос-леднее письмо. А дальше… Единственным человеком, который многие годы посвятил розыску Василия, оказалась его племянница. Людмила Егоровна Бурякова принесла к нам в редакцию пачку писем, старых пожелтевших треугольников и почтовых карточек. В письмах лишь вопросы о родственниках, соседях да о том, как ноги обморозил. И ни строчки о войне, о том, как тяжело и страшно. Людмила Егоровна была совсем маленькой, помнит, что Вася держал голубей да присматривал за племянницей, играл с ней... В 1954 году пришло уведомление о вручении награды. А дальше череда походов в военкоматы, архивы, запросы. К сожалению, все, что удалось узнать из сухих официальных ответов, укладывается в одно предложение: «В 1944 году присвоено звание младшего сержанта, документов о 973 стрелковом полке 270 стрелковой дивизии, необходимых для наведения справки, нет, в 1944 году награжден медалью «За отвагу», пропал без вести в марте 1945 года».

Людмила Егоровна с нежностью говорит о дяде, хранит его письма. Она просит откликнуться людей, которые знали и помнят Василия Никитовича Суставова.


Василий Никитович Суставов

Антонида Степановна, дочь Артамонова Степана Дмитриевича, рассказывает: «Когда отец ушел на фронт, мне было 2 года. Конечно, я не помню этих событий. Он был отправлен на Ленинградский фронт в 1027-й стрелковый полк, воевал на Белорусском фронте. Был дважды ранен, вернулся домой в 1945 году. Встречу с папой помню очень хорошо. Вся родня стояла у ворот, а я бежала ему навстречу, он подхватил меня и долго прижимал к себе. Но семейное счастье было недолгим: через год умерла мама. Я росла с отцом, дедом и сестрой мамы. Даже взрослой папа не рассказывал мне о войне, говорил: «Тяжело это, дочка». Еще до войны он работал на тракторе, а после нее из-за ранения приходилось работать на разных работах – пожарным, сторожем, детей в школу возил на лошадях. Умер 5 апреля 1984 года.

Отец моего мужа, Егор Егорович Афанасьев, родился в 1914 году в с. Крестики Оконешниковского района Омской области. В составе 364-й стрелковой дивизии воевал на Ленинградском фронте. Погиб 12 февраля 1943 г. в районе села Синявино Ленинградской области, там и похоронен. Во время войны там шли ожесточенные бои, все село было полностью разрушено. А в 1961 году Егор Егорович Афанасьев перезахоронен в поселке Синявино-1, недалеко от Синявинских высот. Говорят, там погибло больше 350 тысяч солдат… Сейчас там установлена мемориальная доска, а на ней есть фамилия моего свекра.
Мы с мужем, Афанасием Егоровичем, давно на пенсии, имеем звания «Ветеран труда» и «Ударник коммунистического труда». У нас двое сыновей, внуки, правнуки. А праправнуку уже 4 года, его назвали Егором. Чтобы помнили».


Егор Егорович Афанасьев (верхний ряд справа)

Сергей Иванович Бырин родился в деревне Гурково Тюкалинского района Омской области. Один из четырех погибших братьев.
К сожалению, известно лишь о том, что один из братьев, Иван, пропал без вести в 1941 году в Хмельницкой области. О судьбе Никиты и Григория ничего не известно.


Сергей Иванович Бырин.
Курсант  Сумской артиллерийской школы, 1937 год




Уважаемые читатели!

В следующем номере газеты «Омская правда» будет продолжена публикация фотографий и рассказов, пришедших для проекта «ПОБЕДИТЕЛИ». Просим направлять материалы в редакцию газеты «Омская правда» по адресу: 644042, Омск, пр. К. Маркса, 39, каб. 205, или op.konkurs@gmail.com. Пожалуйста, указывайте в письме свой контактный телефон.
©
Распечатать страницу