Когда человек лишний

По части наукоемкости и затратности военная авиация уступает только флоту. Напичканные электроникой боевые самолеты стоят десятки миллионов долларов.
По части наукоемкости и затратности военная авиация уступает только флоту. Напичканные электроникой боевые самолеты стоят десятки миллионов долларов. При этом афганский крестьянин со «Стингером» или сербский пэвэошник с советской ракетной установкой вполне успешно уничтожали дорогостоящие плоды авиаконструкторской мысли противника.

Больших денег стоит и подготовка военного летчика, который не выдерживает чрезмерных перегрузок, не может работать без громоздкой системы жизнеобеспечения, особенно на больших высотах, и которому требуются сложные системы катапультирования. Между тем многие операции, например ведение тактической разведки, вполне могут быть выполнены без участия пилота, лишь бы техника позволяла. И такая техника появилась - это беспилотные летательные аппараты (БПЛА), за рубежом за ними закрепилось название «дрон», что в переводе с английского означает «трутень».

Бомба с крыльями
Первый в мире беспилотник разработал американец Чарлз Кеттеринг еще в 1918 году, то есть через пятнадцать лет после того, как в небо поднялся самолет братьев Райт. Но тогда, в эпоху фанерных бипланов и громоздких фотокамер, о разведывательном применении нового летательного аппарата речи не шло. «Воздушная торпеда» Кеттеринга представляла собой 80-килограммовую бомбу с крыльями, поршневым двигателем, гироскопом и альтиметром. Задача ее была проста: пролететь заранее заданное расстояние до неприятельских позиций и сбросить крылья, чтобы бомба, лишившаяся несущих плоскостей, упала на врага. Испытания «воздушной торпеды» успешно завершились в 1918 году, но с окончанием Первой мировой войны потребность в ней отпала, и она не была запущена в серийное производство.

В СССР в 1930-1940-е годы несколько подобных аппаратов - торпед-планеров - сконструировал инженер Василий Никитин, но дальше прототипов дело не пошло.

В Великобритании в 1933 году был испытан радиоуправляемый дрон Queen Bee, созданный на основе стандартного биплана. Его предполагали использовать в качестве отвлекающей летающей мишени. С 1934 по 1943 год для британской армии было произведено более 400 таких машин, однако в боевых действиях их так ни разу и не применили.

Первым дроном, задействованным в боевых операциях, стала крылатая бомба «Фау-1» - «оружие возмездия» вермахта, предшественница нынешних межконтинентальных баллистических ракет. Во время Второй мировой тысячи этих беспилотников с реактивными двигателями, несших по 850 кг аммотола, обрушивались на британскую столицу, а потом и на бельгийские Антверпен и Льеж. «Фау-1» унесли жизни нескольких тысяч человек, однако в стратегическом отношении успех этой беспилотной программы оказался скромным. После войны с развитием реактивной артиллерии и ракетных войск интерес к беспилотным «летающим торпедам» быстро сошел на нет. Зато с 1950-х годов стало развиваться другое направление - беспилотники для ведения воздушной разведки, корректировки огня, постановки радиоэлектронных помех и целеуказания для ударных групп штурмовиков и ракет. Эти задачи остаются главными и по сей день.

Гонка беспилотных вооружений
В 1960-х годах значительно увеличился радиус действия систем ПВО и появились переносные зенитно-ракетные комплексы. В 1960-м советские ракетчики сбили американский разведчик U-2, летевший на недосягаемой, казалось бы, высоте, а десятью годами позже во Вьетнаме вьетконговцы, вооруженные переносными ЗРК, с легкостью уничтожали тактические самолеты-разведчики США. Чтобы не превратиться в камикадзе, летчику-разведчику приходилось теперь вести наблюдение с больших дистанций, под малым углом к поверхности земли, что снижало эффективность его работы. Необходимость перехода к беспилотной разведке стала очевидной. Именно тогда началось массовое применение дронов.

Вьетнамская война стала первой, в которой беспилотная авиация применялась широко и успешно. С 1964 года основным американским беспилотником во Вьетнаме стал Ryan АQM-34, один из первых реактивных дронов. Было создано около двух десятков его модификаций. Ryan АQM-34 мог вести разведку в оптическом и инфракрасном диапазонах и, что самое важное, передавать данные на центральный пульт прямо во время полета. С 1964 по 1975 год Ryan совершили 3435 полетов над территорией Северного Вьетнама, и в 2800 из них передали ценные разведданные, в том числе об одном из лучших советских зенитно-ракетных комплексов С-75 «Двина». При этом американцы потеряли всего 16% беспилотных машин.

По другую сторону железного занавеса внимательно следили за достижениями потенциального противника и готовили адекватный ответ. В 1960-1970-е годы из ОКБ С. А. Лавочкина и А. Н. Туполева выпорхнула целая стая беспилотных аппаратов - сверхзвуковой Ту-123 «Ястреб» с дальностью полета 3200 км, беспилотник средней дальности Ту-141 «Стриж», а также знаменитый комплекс Ту-143 «Рейс», который впоследствии поставлялся странам Варшавского договора и дружественным режимам Азии и Африки. Радиус его действия составлял 180 км, бортовая фотоаппаратура позволяла распознавать 20-сантиметровые объекты с полукилометровой высоты. Боевое крещение этой машины состоялось в 1982 году в ливанской войне, в которой наши Ту-143, стоявшие на вооружении сирийской армии, конкурировали с израильскими «Мастиффами» и «Скаутами». Израильские дроны, в отличие от советских, не только вели разведку, но и осуществляли лазерное целеуказание для ракет и штурмовиков. Миниатюрные, снабженные поршневыми двигателями, малозаметные для радаров и практически неуязвимые для ПВО, они доказали свое превосходство над тяжелыми турбореактивными советскими машинами. Благодаря своим аппаратам израильтяне в первые же дни войны почти полностью уничтожили сирийские системы ПВО.

В 1990-х годах уже все крупные мировые державы обзавелись беспилотниками собственной разработки. «Буря в пустыне» и Балканские войны стали применительно к дронам своего рода авиашоу. Над Ираком, Боснией и Сербией барражировало около десятка беспилотных моделей: американские Predator и Pioneer, французский Crecerelle, британский Phoenix, канадский CL-289.

Лидеры и аутсайдеры
Современные беспилотники подразделяются на четыре класса в зависимости от веса, размера, дальности и продолжительности полета, а также сферы оперативного применения. Дроны категорий «микро» (вес до 10 кг) и «мини» (до 50 кг) внешне напоминают поделки авиамоделистов. Они используются для тактической оперативной разведки на уровне батальона или полка. Продолжительность полета этих карликов не превышает трех часов, потолок составляет 1-3 км. Беспилотники весом до тонны и продолжительностью полета не более 12 часов относятся к категории «миди». Более крупные аппараты принадлежат к классу тяжелых дронов.

Одна тактическая единица беспилотной авиации состоит из нескольких дронов, пусковой установки, смонтированной на шасси БТР, пункта управления и машины технологического обслуживания. К началу нового века абсолютными лидерами в области беспилотной авиации стали США. Доля американских компаний на мировом рынке дронов сейчас составляет более 30%, далее следует Израиль со скромными 12%. При этом из 7,5 тысячи беспилотников, состоящих на вооружении армии США, без малого 5,5 тысячи - микродроны RQ-11 Raven с размахом крыла 1,3 м и весом 1,9 кг. Эта малютка предназначена для тактической разведки и запускается рукой, как управляемая авиамодель.

Главную силу американской беспилотной авиации составляют две наиболее продвинутые модели: Predator (более 160 единиц на вооружении) и Reaper (более 50). Их легко узнаваемый облик с перпендикулярным к фюзеляжу крылом и V-образным смотрящим вниз хвостовым оперением, стал чуть ли не товарным знаком беспилотной авиации. До последнего времени много надежд возлагалось и на стратегический разведчик Global Hawk RQ-4, самый крупный американский беспилотник. Он не несет на борту вооружения, зато оборудован системой радарной, оптической и инфракрасной разведки HISAR, практически идентичной той, которая установлена на легендарном самолете U-2. Однако Global Hawk пока не оправдал ожиданий и переведен в резерв.

MQ-1 Predator, разработанный в 1994 году компанией General Atomics, спроектирован как разведывательный беспилотник. Оснащенный двумя цветными телекамерами, системой инфракрасного наблюдения, средствами радиоэлектронной борьбы и постановки помех, Predator при размахе крыла 15 м и весе свыше полутонны способен более суток вести воздушную разведку на высоте около 7000 м. В 2001 году этот дрон был модернизирован и оснащен двумя ПТУР AGM-114 Hellfire. Именно с помощью MQ-1 удалось убить в 2011-м одного из главных идеологов «Аль-Каиды» Анвара аль-Авлаки - правую руку Усамы бен Ладена. В 2001 году состоялся первый полет модифицированного и значительно усовершенствованного MQ-1, получившего название Reaper. При размахе крыла 20 м и весе более двух тонн этот беспилотник способен нести до 14 ракет Hellfire или две авиабомбы.

В Пентагоне обсуждается вопрос о частичной замене этими дронами многоцелевых ударных истребителей F-16. Так, к настоящему моменту уже завершено перевооружение дронами 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии.

Поскольку беспилотники получают приказы по радио с земли, а не от сидящего в кабине пилота, противник, несмотря на то что управляющие сигналы шифруются, имеет возможность перехватить контроль над аппаратом. 4 декабря 2011 года это удалось иранским военным - они сумели посадить на своей территории новейший американский дрон RQ-170 Sentinel, совершавший разведывательный полет. А иракские боевики еще в 2009 году перехватывали потоковое видео с беспилотников Predator, используя для этого российскую программу SkyGrabber.

30-40 лет назад СССР принадлежало лидерство в сфере беспилотной авиации. До 1989 года было произведено 950 разведывательных летательных аппаратов Ту-143 «Рейс», и до последнего времени это был мировой рекорд. Современная же Россия оказалась аутсайдером в данной области - собственных дронов у нее на вооружении считанные единицы. После распада СССР в боевых действиях применялся только один тип беспилотника - «Пчела-1Т». В ходе второй чеченской кампании этот мини-дрон совершил всего пять боевых вылетов. «Пчела-1Т» имеет размах крыла три метра и максимальную продолжительность полета два часа. Разработана она в ОКБ А. С. Яковлева и принята на вооружение в 1997 году.

Поскольку современная армия немыслима без дронов, России в последние два года пришлось закупить у Израиля более 60 аппаратов Bird-Eye 400, I-View и Searcher 2. При этом в России нет недостатка в фирмах, занимающихся разработкой дронов. Только за последние 10 лет создано несколько десятков моделей и опытных образцов беспилотников многоцелевого назначения. Помимо военно-разведывательных задач их можно использовать для аэрофотосъемки, экологического мониторинга, поисковых и спасательных операций. К примеру, компания «Аэрокон» разработала семейство беспилотников «Инспектор», в котором есть как сверхмалые машины, так и достаточно крупные, способные выполнять разведывательные, транспортные и ударные задачи. Компания «Эникс» создала микродрон «Элерон», летающий автономно по запрограммированному маршруту.

Однако ни одна из десятков отечественных моделей не смогла удовлетворить российских военных. В 2010 году заместитель министра обороны генерал-полковник Владимир Поповкин заявил, что выделенные на разработку беспилотников пять миллиардов рублей были потрачены фактически впустую. По его словам, созданию конкурентоспособных дронов мешает отсутствие в России современной технологической базы. В итоге «Оборонпром» подписал с израильской компанией Israel Aerospace Industries контракт на 400 миллионов долларов, по которому на территории России будут собирать израильские дроны Searcher 2 из готовых комплектующих.

Вадим СУМИН
vokrugsveta.ru
©
URL: http://omskregion.info/news/2157-kogda_chelovek_lishniy/
Дата публикации:21/03/2012 08:14