Сказка про Золушку

Народной артистке России, нашей землячке Любови Полищук исполнилось бы 65 лет.
Журавушка

Девчонкой она жила на улице Фабричной, в двухэтажном дере­вянном доме Старого Кировска. Папа – строитель, мама – портниха. Никаких актерских генов. Но когда дружные соседи накрывали большой праздничный стол в коммунальном коридоре, маленькую Любу ставили на стул, и она пела, удивляя и радуя взрослых.

В первый класс она пошла в шко­лу № 73. Одноклассник Анатолий Николаевич Забелов запомнил первую встречу с семилетней Любой, которая потом была его соседкой по парте:

 Мама сшила ей красивое василь­ковое пальто, и она выглядела очень ярко. И потом она всегда вызывала ас­социации с прекрасным цветком.

Начальную школу Люба Полищук окончила с отличием, а вот в аттеста­те о среднем образовании у нее были только две пятерки – по физкультуре и поведению. Свое будущее она связы­вала не с науками, а с творчеством. Мама Ольга Пантелеев­на:

Люба говорила всем: «Я буду артист­кой», когда еще «р» не выговаривала. Получалось: «алтисткой».

Четырехэтажное здание школы № 97 построили в 1960 году. Люба училась здесь с пятого по десятый класс.

 Я была старшей пионервожатой, а Любочка очень активной девочкой, – рассказывала в день открытия мемориальной доски на здании школы №97 Валентина Куксина. –  Она пела в хоре. Наш хор занял первое место в городе. Больше ста человек в нем, а Любочка – солистка. Запомнилось, как в сопровождении хора выступали учитель биологии Василий Емельянович Шрам и Люба Полищук. Они очень красиво испол­няли романс «Однозвучно гремит ко­локольчик»…

 Люба была очень внимательным человеком, – продолжает Валентина Куксина. – Помню, школьников отправляли на прополку овощей в 43-й совхоз. А мне нельзя долго быть на жаре. Так вот Люба, зная это, уводила меня с поля, говорила: «Полежите, а то вам плохо будет», воды приноси­ла. Добрая, отзывчивая девочка. Я ее очень любила и звала Журавушкой.

Родители хотели иной судьбы. Но нельзя было не заметить, что предна­чертано Любе. Родные помнят ее озорной, голосистой – в маму, в отличие от спокойной, тихой, как отец, сестры Валентины. Люба  всегда все подме­тит: и походку прохожих, и особенности поведения. Придет домой – и начинает спектакль, изображая окружающих. Или возьмет воображаемую палочку и поет, как в микрофон. Отец, Григорий Мефодьевич, всегда говорил, что ей это не надо, это не ее, зачем ей в артистки. А Люба твердо стояла: «Буду!»

В Москву за мечтой

За мечтой Люба умчалась в Мос­кву. В 1966 году в стране был выпуск и десятых, и одиннадцатых классов. Конкурс в любой вуз не­бывалый, что уж говорить о театральных институтах!

Впрочем, Любе не довелось сдавать экзамены на актрису. Она опоздала.  Но не сдалась, не уехала из столицы не­солоно хлебавши. Она стала сту­денткой Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства. Оказалось, что в студии на территории ВДНХ как раз идет набор в эстрадную программу для Омской филармонии. Любовь Полищук вспоминала: 

Я помчалась туда. Господи, что я только не  вытворяла, чтобы меня взяли! Танцевала шейк, пела под Зыкину, под Робертино Лоретти. От смеха все лежали. И, несмотря на то что коллектив формировался из профессиональных артистов, меня взяли…

– Она была настоящим лидером нашего коллектива «На эстраде омичи», – вспоминает Алек­сандр Дмитриев.

В Омске она вышла замуж за соученика по эстрадной мастерской Валерия Макарова, в 1972 году ро­дила сына Алексея. А в середине 70-х сибирячка начала второе покорение Москвы – с работы в Московском мю­зик-холле. Тогда же состоялся и де­бют в кино – она сыграла крошечную роль в фильме «Скворец и лира».

Московский театр миниатюр, театр «Школа современной пьесы», театр «Эрмитаж», работа в антрепризных спектаклях. Она все-таки окон­чила театральный вуз – ГИТИС, но заочно. И сыграла роли в 99 фильмах. Вся страна запомнила ее в сцене фильма Марка Захарова «Двенадцать стульев», где Любовь Полищук тан­цевала танго с Андреем Мироновым. Она в любом эпизоде притягивала к себе внимание. Снималась в острохарактерных ролях в нескольких фильмах в год. Ее маме Ольге Пантелеевне особенно дорога ее работа в фильме «Золотая мина» с Олегом Далем.

Лучшая омская подруга Галина Харитонова:

– Люба мне рассказывала: ког­да увидела Даля в первый раз, все у нее затряслось – такой актер! А Олег Иванович говорит: «Иди сюда. Дай мне свои руки. Посмотри на меня внимательно, успокойся. Я обыкно­венный человек. Все, репетируем дальше».
Роман с кино не был легким и блистательным. Была ревность кол­лег: она же с эстрады. Был вынуж­денный перерыв в съемках, когда вдруг ее внешность назвали несовет­ской, нерусской. Эта прочитанная в газете ядовитая характеристика по­разила маму.
– Папа – донской казак, мама – украинка. Моя девичья фами­лия Жердеева. В роду только русские и украинцы. Придумают же, – сокру­шалась Ольга Пантелеевна.

Умели у нас вешать ярлыки и от­равлять жизнь вероломными приема­ми интриги. А дело было в том, что она резко поговорила с руководителем «Мосфильма». Сибирячка рубила сплеча, высказывала свое мнение прямо, лукавству не была обучена. Оттого попала в «черный список».

Но она оставалась для зрителей солнечной, жизнерадостной актри­сой.

Леонид Роберман, руководи­тель театрального агентства «Арт Партнер XXI»:  «Это была уникаль­ная актриса, которая могла все – от комических до трагических ролей».

Могла все и очень сожалела, что режиссеры в основном эксплуатиру­ют комедийную грань ее дарования. Да, она обожала эксцентрику и буффонаду, умела каждую роль превращать в яркий концертный номер. Ее называли актрисой-клоунессой, как Джульетту Мазину – музу Феллини. Если в фильме был хотя бы эпизод с ее участием, кассовый успех был обеспечен. И на ее спектакли трудно было достать билеты.

А Любовь Полищук не переставала мечтать о хорошей драматической роли. Везло не часто. Но как она, например, хороша и глубока в фильме «Любовь с привилегиями», где сыграла с Вячеславом Тихоновым! Выдающийся актер и актриса, которую считали комедийной, были на равных. Но таких фильмов было не много.

С болью и без жалоб

Для всех она была обаятельной, победительной, звездой, а родные и близкие знали, как часто Любови Полищук было трудно. Двенадцать лет одна воспитывала сына. Когда пришло се­мейное счастье с художником Сергеем Цигалем, актриса получила звание народной. Казалось, удача будет сопутствовать ей всегда. Было ощущение, что ей известен секрет успеха, отмечали коллеги. Ее называли женщиной-праздником. А в жизни Любови Полищук было много боли, которую она научилась скрывать. Боли и в переносном, и в самом прямом значении слова – физической.

В 1984 году, в 35 лет, она родила дочь, которую назвали в честь бабушки мужа Мариэтты Шагинян. Роды были тяжелые – кесарево сечение. И в том же месяце – операция по удалению аппендикса. Вышла на сцену – и при исполнении акробатического трюка получила травму: вылетели диски позвоночника. Потом – гайморит, за ним грипп в тяжелой форме. Жила в больницах.

А с момента автокатастрофы в 1998-м боль стала постоянной спутницей жизни Любови Григорьевны. О последстви­ях аварии знали не многие: партне­ры, видевшие, как она репетирует в гипсовом «ошейнике» и в перерывах пластом лежит на жестком диванчи­ке, самые близкие люди. В интервью говорила: «На работе ты всегда здоров и делай что хочешь». И, сжимая зубы, делала. На сцену не вышла только дважды, когда не могла передвигаться. Часто у служебного входа дежурила «скорая помощь».

Она работала, превозмогая боль в позвоночнике, до самых последних дней жизни, снимаясь в сериале «Моя прекрасная няня». Все смеялись над ее героиней, повторяя ее характер­ное «Доню, не мамкай», а актрисе эта заразительная веселость давалась очень дорогой ценой.

Город с особым микроклиматом

Актеров ассоциируют с сыгран­ными ими персонажами. Все, кто знал Любовь Полищук, утверждают: в жизни она совершенно не походила на своих героинь. Не была взбалмош­ной, хваткой. Отличалась собраннос­тью и строгостью. Отказалась помо­гать дочери поступать в театральный вуз, и та поступила сама, скрыв от комиссии, что ее мама – народная артистка России. Маша Цигаль только после смерти мамы присоединила к своей ее фами­лию.

У Маши Любин характер, – от­мечает Галина Харитонова. – У Любы мама очень строгая, Люба так же строго воспитывала детей. Приезжает в Омск Маша, и я вижу, что она только внешне похожа на папу, а характер – Любин.

Любовь Григорьевна, покорив столицу, не разлюбила Омск. В ин­тервью о родном городе говорила: «Там был особый микроклимат, чело­веческий. И до сих пор он держится».

История жизни девочки из Старого Кировска – это воплощенная сказка о Зо­лушке. Только у сказок всегда счаст­ливый конец, а в жизни бывает по-разному.
©
URL: http://omskregion.info/news/21572-skazka_pro_zolushku/
Дата публикации:04/06/2014 08:42
Автор:Светлана Васильева