Позиция невмешательства

Кто хочет работать - ищет способы, кто не хочет - причины. И таких причин в мэрии города Омска называют десятки. И все ради одного - оправдать свою бездеятельность.
Кто хочет работать - ищет способы, кто не хочет - причины. И таких причин в мэрии города Омска называют десятки. И все ради одного - оправдать свою бездеятельность. Прежде всего в том, что касается контроля за жилищно-коммунальной сферой, и в частности за деятельностью управляющих компаний.

Сегодня на обслуживание управляющих компаний передан практически весь жилой фонд города. На деле многие управляющие компании ориентированы не на создание комфортной среды обитания и обеспечение омичей качественными услугами, а исключительно на сбор с населения денежных средств. И многочисленные жалобы на деятельность УК тому подтверждение.

И что же городская власть, какие меры она предприняла, чтобы навести порядок в сфере жилищно-коммунального хозяйства? Да, собственно, никаких. Мэрия Омска заняла очень удобную для себя позицию невмешательства. На все обращения и жалобы омичей из администрации города приходят неизменные ссылки на федеральное законодательство, запрещающее муниципалитету контролировать действия УК и хоть как-то на них влиять.

Несколько лет назад на тему контроля за тогда только создававшимися управляющими компаниями мы беседовали с депутатом городского Совета Вячеславом Двораковским (избран в новом созыве председателем горсовета). Уже тогда он вносил предложение о том, чтобы городская администрация разработала порядок передачи муниципальной собственности в управление УК. Дело в том, что на тот момент около 20 процентов всего жилого фонда в городе не было приватизировано и сдавалось жильцам на условиях социального найма, то есть фактически находилось в собственности мэрии. И этими 20 процентами мэрия могла войти в управление УК, получив таким образом конкретные рычаги влияния. Но предложение не прошло, и управляющие компании фактически были назначены мэрией Омска. А работу по обслуживанию жилого фонда она тогда с легким сердцем отдала на откуп управляющим компаниям. Сделала мэрия это вполне осознанно и целенаправленно, чтобы целиком снять с себя ответственность за происходящее. Затем началось то, что принято называть словом «кошмарить». В данном случае - управляющие компании начали «кошмарить» население, стали присылать жильцам двойные, а то и тройные квитанции. Одна компания стала заходить на территорию другой, появились их клоны. Каждый из них разносил свои квитанции.

Администрация Омска не могла толком ответить горожанам, из чего складываются тарифы, какова методика их расчетов, кто должен убирать подъезды и вкручивать лампочки, что такое места общего пользования и сколько стоит их освещение. Вопросов возникала масса. Но мэрия только кивала на федеральный закон, якобы запрещающий вмешиваться в деятельность УК.

Городские власти, по словам Вячеслава Двораковского, от всего этого самоустранилась, оставив население один на один с возникшими проблемами.

В июне прошлого года в силу вступил Федеральный закон № 183 о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ. По мнению авторов, внесенные поправки должны усилить контроль над товариществами собственников жилья и управляющими компаниями. И сделать это обязаны прежде всего органы власти местного самоуправления. Вот теперь-то, когда, казалось, все барьеры сняты, муниципалитет, как о том сказано в законе, на основании обращения собственников помещения в пятидневный срок вполне может организовать проведение проверки деятельности управляющей организации. Однако не тут-то было. Мэрия Омска не только не использует данные ей законом возможности. Напротив, она вновь пытается уйти от решения проблем, как и прежде, предпочитая наблюдать за происходящим со стороны.

Как отмечает председатель областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит» Евгений Рабинович, рынок управляющих компаний продолжает оставаться без контроля городских чиновников. Жители Омска по-прежнему сталкиваются и с двойными квитанциями, и с ненадлежащим качеством предоставления коммунальных услуг, и нередко оплачивают услуги по завышенным тарифам. - Если раньше бывший мэр города Виктор Шрейдер постоянно ссылался на отсутствие законодательных рычагов воздействия на УК, то теперь они появились. Органы местного самоуправления получили широкие полномочия, - говорит Евгений Рабинович. - Но в мэрии людям продолжают отвечать, что не имеют возможности организовать проверку, так как на федеральном уровне не прописаны регламентирующие документы.

Евгений Рабинович уверен - и в этом случае в мэрии, мягко говоря, лукавят. Действительно, такие документы на федеральном уровне еще не разработаны. Но городским властям никто не запрещает самим принять временный документ и руководствоваться им до появления федерального. Но они этого не делают.

Не желает мэрия Омска использовать и другой законодательный механизм, а именно - закон «О защите прав потребителей». Одна из его статей, между прочим, так и называется: «Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления». И там черным по белому записано, что органы местного самоуправления вправе обращаться в суды в защиту нарушенных прав потребителей. В том числе и с исками к нарушающим эти права управляющим компаниям. Насколько известно, ни одного такого заявления в суды в адрес УК от администрации города не поступало.

- Я не раз по этому вопросу обращался и в мэрию, и к депутатам городского Совета прежнего созыва, напоминал им о существовании этой статьи, но мне неизменно отвечали: «Вам надо, вы и обращайтесь». Почему администрация города не вникает в проблемы между жителями и управляющими компаниями? Почему не реагирует на возникающие между ними споры? - задает вопрос Евгений Рабинович. И сам же на него отвечает: в мэрии есть все законные основания, чтобы осуществлять контроль за деятельностью управляющих компаний и ТСЖ. Нет одного и самого главного - желания это делать.

Александр Васин
©
URL: http://omskregion.info/news/2365-pozitsiya_nevmeshatelstva/
Дата публикации:28/03/2012 07:33