Cвободных мест нетВ Омске начал свою работу IV Международный фестиваль «Академия».
Плац-дефиле
Юные барабанщицы и музыканты духового оркестра маршировали на площади перед зданием театра. Так торжественно и красиво начался праздник открытия фестиваля. Завораживающее зрелище. Девушки из хореографической студии «Солнышко» и оркестранты, исполняя марши, продемонстрировали синхронные перестроения. Участники плац-дефиле менялись ролями: музыканты, не прерывая игру, исполняли танцевальные элементы, а танцовщицы отбивали ритм на барабанах. Выступление омичей было с восторгом принято публикой на фестивале русского искусства в Каннах, а дома, в Омске, стало яркой чертой больших праздников. При обилии фестивалей в Омске у «Академии» особое место. Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин назвал фестиваль грандиозным: – Я искренне рад тому, что «Академия» укореняется в Омске, одном из самых театральных городов России, – отметил он. Фестиваль проходит с 16 по 29 июня. Созданный как форум ярких театральных работ признанных мастеров российского и европейского театра, он и на этот раз порадовал театралов интересной афишей на самый взыскательный вкус. В «Академии» принимают участие театры из Литвы, Израиля, Румынии, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Воронежа. Две премьеры – «Время женщин» и «Враги» – покажет Омский академический театр драмы. Торжество диалога Гостей в этом году могло быть больше. Ждали Новый рижский театр, так тепло принятый зрителями со спектаклем «Соня» на третьем фестивале. Но художественный руководитель театра Алвис Херманис выступил за бойкот в отношениях с Россией в связи с событиями на Украине и отменил все гастроли своей труппы в нашей стране. По той же причине не состоится и лаборатория польской драматургии, проведение которой было намечено в рамках фестиваля. Недружественная политика уже вмешивалась в планы «Академии» в 2008 году. Тогда в Омск не приехал Тбилисский национальный театр имени Шота Руставели и под вопросом было участие Национального академического театра имени Ивана Франко. Но художественный руководитель киевского театра Богдан Ступка пренебрег пожеланием Виктора Ющенко отказаться от поездки, привез в Омск спектакль, поставленный режиссером Робертом Стуруа, возместив тем самым неучастие в фестивале Грузии. На пресс-конференции по поводу открытия фестиваля о политических демаршах людей искусства говорили с большим сожалением, ведь миссия культуры – объединять, а не разъединять людей. По мнению программного директора фестиваля Александра Вислова, отказавшиеся приехать в угоду сиюминутной политической конъюнктуре отсекли любую возможность общения, а ведь фестиваль должен стать торжеством диалога – художественного, эстетического, человеческого. Зал реагирует чутко Омские театралы привыкли готовиться к таким фестивалям, даже переносить время отпусков. Продажа билетов на спектакли «Академии» началась 29 апреля. Очередь у кассы не помещалась в театральном фойе. В первые часы были раскуплены билеты на спектакли «Коварство и любовь» Малого драматического театра – Театра Европы, «Онегин» новосибирского «Красного факела», «Путешествия Гулливера» Национального театра Раду Станка из Румынии. А вскоре и на все фестивальные показы не осталось ни одного места. Искушенность омской публики отметили артисты Малого театра Вильнюса, открывавшие фестиваль спектаклем по пьесе Мариуса Ивашкявичуса Mistras. – Мы слышали, как реагирует зал – очень точно и чутко улавливая смысловые точки. В Литве, к сожалению, такого отклика нет, – призналась актриса театра Габриеле Туминайте. Спектакль, поставленный Римасом Туминасом, художественным руководителем одновременно Вахтанговского и литовского театров, – соединение яркой театральности с попыткой ответить на вечные и неразрешимые вопросы, в том числе и национального самоопределения. Действующие лица – Бальзак, Жорж Санд, философ Пьер Леру и эмигранты в Париже Мицкевич и Шопен. А в качестве катализатора их душевных терзаний – мистик Анджей Товяньский. В спектакле есть и гротескное изображение парижской богемы, и эпитафия романтизму в искусстве, и размышление о разнице духовного опыта европейских Востока и Запада. При динамике сценического действа зрителям предлагается очень сложный интеллектуальный узел. Во второй вечер фестиваля зрителей ждал удостоенный двух «Золотых масок» новосибирский «Онегин» – изобретательный спектакль про современных людей. «Академия» предлагает увидеть то, что выходит за рамки привычного, но, безусловно, талантливо. Нынешний фестиваль проходит в год 140-летия Омского театра драмы. Для омских театралов «Академия» стала настоящим юбилейным подарком. МНЕНИЯ Виктор Лапухин Министр культуры Омской области: Идея фестиваля обсуждалась с 2005 года, первый форум прошел в 2008 году. Планка была задана очень высокая, но, я считаю, мы смогли удержать уровень. Начиная со второго фестиваля его поддерживает Министерство культуры России. Говорят, в Омске много фестивалей. Действительно, много, и не только театральных. Но была бы без них культурная жизнь такой же интересной, насыщенной? Лев Закс Профессор-культуролог (Екатеринбург): Спектакль Малого театра Вильнюса – потрясающее начало «Академии». Спасибо за угощение. Это было кушанье духа. Мы услышали в спектакле Mistras и голос Литвы, и голос Польши, и голос Франции. Спектакль удивительный, текст потрясающий, театр – носитель высокой европейской культуры. Снимаю шляпу перед одухотворенностью бытия актеров. ©
|