Печали и радости покупателя коттеджа

Дата публикации 18 июня 2014 07:40

АЛЕКСЕЙ ТЫЦКИХ
Практически перед каждым не коренным северянином рано или поздно встает вопрос: куда податься? Где поселиться, оттрубив свое в Заполярье? Призадумалась и моя семья, поскольку путь на малую родину, в Усть-Каменогорск, был не приемлем – в ином теперь этот город государстве.
Квартира в Новосибирске, нажитая на севере, не привлекала. Жену,  живущую с рождения в Норильске, как в каменных джунглях, где нет ни одного частного домишки, влекло к земле, траве и солнцу, и чтоб куст сирени под окном. Но при этом и мысли не допускалось жить вне  города. Так что один из проспектов о приобретении крыши над головой в Омске  оказался в моих руках кстати.
«Зеленая долина». Коттедж. С балкончика можно увидеть березовую рощу. Это – с одной стороны. А с другой – в 5 минутах езды «Лента». И в 30 – центр миллионного города.
Сад-огород под окном – это уж, как водится, выращу. Качели для внучки сооружу. А лично для меня, намаявшегося когда-то в поездках на автобусе к загородному гаражу и пешком с молотком  за пазухой обратно, главное – машина будет в двух шагах, считай, в доме. Пока был актуален  новосибирский вариант, со страхом гадал, где же буду хотя бы на ночь ставить «не роскошь, а средство передвижения», ведь во дворах их – как сельдей в бочке.
Остальные плюсы «Зеленой долины» осознавались уже потом: канадская технология, газовое отопление, скоростной Интернет, сдача под ключ. Предусмотрена и инфраструктура: спортплощадка, остановка, магазин, медпункт, что-то там еще на предмет культуры и досуга…
Будут ли они и когда,  сказать не берусь. Но обещанный асфальт на первой и второй очереди проложен, это факт. Остановки уже есть, киоск кто-то соорудил, торгуют, будка и шлагбаум у охранников имеются. Но вернемся в мой уже не призрачный, но еще не возведенный до «ключа» коттедж.
У каждого процесса есть как минимум 2 стороны. И у нашего семейного решения были риски. Какие? А вы не знаете, сколько в России обманутых дольщиков? Десятки тысяч, сотни? Кто их считал. А таких, что продали жилье, вложили деньги в новострой и остались «голыми» у заброшенного котлована, слыхали? То-то и оно. Не приведи вам господь их участи.
Потому-то для меня валерьянка и пустырник  в одном флаконе – тот факт, что почти половина инвесторов «Зеленой долины» уже живут здесь (и многие зимовали), а еще почти треть наблюдают свои дома в той или иной стадии отделки. К тому же знают, что большинство коммуникаций к ним либо подведены, либо в процессе завершения. Так что верим в хеппи-энд. И «Джаст фит лайф» веру эту пока не подрывает.
Но трудности у застройщика, безусловно, есть. О них расскажу в заключительной части заметок. А пока – о наблюдениях локальных, личных.
В течение прошлого лета и последовавшей за ним ранней осени (лучшее время для строительных работ) наблюдалась кутерьма с рабочими. То не до ехали, то прогуляли, то вообще разбежались, недовольные оплатой. На какой-то момент от «весеннего призыва» на стройплощадке их осталась лишь треть. Зато бригадиры, мастера и еще какие-то «менеджеры» всегда мельтешили перед глазами, кормя обещаниями: какой, мол, вопрос, все сделаем, вот только выбейте материалы у начальства, да присобачьте какую-нибудь штуковину к своему дому сверх проекта, купив ее на рынке, а за установку –  наличными.
Некачественный набор исполнителей работ – безусловный просчет застройщика. Сейчас он вроде исправляется. Из двадцати субподрядчиков осталось семь. И визуально на площадке наблюдается  меньше интернационала. Может, просто была зима? Грачи на юг улетели?
Хотя, справедливости ради, надо сказать, что пьянчуга, застуканный курящим в доме, полном дерева,  впоследствии выгнанный, был как раз из местных. Как и мастер-плиточник, смывшийся сам, но предварительно взявший плату за невыполненную работу. На эту тему, будущие соседи, мой вам совет: утром – стулья, вечером – деньги. А еще правильнее: переделки согласовывать с застройщиком.
Весь благодатный август и благословенный сентябрь наблюдалась картина: строители – «бар», материалы – «ёк», материалы – «бар», строители – «ёк».
И закончилось бы это безобразие само собой, естественным путем, потому  что у зимы перебоев нет, и холод всегда «бар», а при низких температурах большинство строительных работ вести нельзя.
Пришлось покупать кабель, платить электрику, соорудившему времянку для обогрева. Можно вздохнуть? Не тут-то было! Вроде люди не пьющие есть, и тепло по минимуму присутствует, а материалы как сквозь землю провалились. То ли прежнее руководство компании их в недостатке, но втридорога закупало, чтобы откаты получить, то ли часть, как говорится, налево ушла … Что толку гадать на цементной гуще? Одними поставлено, другими получено. А в наличии нет.
Надо снова закупать. Но это сказка про белого бычка, и деньги были в ее начале. Стало быть, денег первыми и нет.
И что толку покупателям жилья от увольнения первых руководителей «Джаст Фит Лайф»? Кем-то полученные условные сроки  не влияют на сдачу домов в срок. Точнее, уже повлияли, реально его отодвинув.
Одна накладка влечет за собой другую. В нашем случае сработал закон бумеранга: в свое время, распахнув рекламные объятия для заказчиков, «Джаст Фит Лайф» теперь имеет десятки построенных, но оплаченных по кредиту лишь на 20-50% домов. Как будто бы не знал в начале своей деятельности, что первый-то взнос приходит сразу и он большой, а последующие – медленно, и они куда меньше. В результате – 120 млн. рублей дебиторской задолженности.  А про бумеранг сказано потому, что в этой сумме не только срочные взносы по кредитам, но и  неплатежи новоселов первой очереди за коммунальные услуги и электроэнергию.
Тут необходимо пояснение: отопление в «Зеленой долине» по проекту газовое, но оно не сразу было запущено. В первую зиму компания грела котлы электричеством, сама платя энергетикам ежемесячно более миллиона. А затем стала присылать счета: щадящие, как она считала, но неподъемные, по мнению жильцов.
В конце прошлого года из 96 заселенных домов оплату за коммуналку произвели лишь 15 из их владельцев.
Грустноватый, кажется, получается сказ. И все же… Стою я на асфальтовом тротуаре «Зеленой долины», смотрю вдаль улиц. «Пихтовая», «Липовая», там, кажется, «Березовая», «Черемуховая» и еще, и еще…
  Дальних коттеджей и рассмотреть нельзя – теряются в вечерней дымке. Да  неужели же  два года  назад здесь было пустынное, голое место?! Как мне сказали, заброшенный танковый полигон?
А теперь  сотни людей здесь вторую зиму прожили, и еще десятки коттеджей готовятся принять новоселов.
 Свободных участков осталось совсем немного, да и на некоторых из них кое-где уже готовы фундаменты.
По сути, в рекордно короткий срок в Омске почти возведен современный жилой массив европейских стандартов среднего (или эконом?) класса.
Я представляю, как будут выглядеть эти добротные комфортные, симпатичные дома, обрамленные молодыми яблонями и кустами роз. Город – это, конечно, хорошо, а город с садом, на мой взгляд, все же лучше.
Вот только бы застройщик и нерадивые жильцы не подводили, не портили песню…

©
Распечатать страницу