Опаленные войной

Опаленные войной

Дата публикации 2 июля 2014 07:12 Фото Сергей Мельников

В Прииртышье прибывают первые беженцы с юго-востока Украины.
«Нам просто повезло»

 Оставив в родном Краснодоне дом, работу и друзей, Вера Клубко с маленькой дочкой месяц назад переехала в Омскую область.

 Рядом с нашим домом сейчас стоит пушка. Все дни перемирия на улицах стреляли – и ополченцы, и украинцы. Люди в панике, они ждут, что будет только хуже, – вздыхает Вера. Все новости о том, что происходит в родном городе, она теперь узнает от друзей, которые пока остаются там.

Она родилась в Воркуте, но вместе с родителями еще ребенком переехала на Украину, в город Краснодон Луганской области. Здесь же на свет появилась ее дочь Анечка, которая свой четвертый день рождения будет отмечать в Омске. Несмотря на возраст, малышка понимает: происходит что-то нехорошее.

Было сложно объяснить ей, что за дяди с автоматами, почему нельзя на улицу, зачем мы уезжаем… 2 июня, во время авианалета на здание Луганской городской администрации, пострадали в первую очередь мирные жители. Луганск от нас в 30 минутах езды. Мы уже давно сидели на чемоданах, и это для меня стало знаком. Сели в поезд и поехали сюда, – вспоминает Вера. – Было страшно. Буквально сразу за нами границу закрыли – нам просто повезло. Кто добирался на машинах – попадали под обстрел. На Должанском пункте расстреляли машину, в которой были мать с отцом и десятилетний ребенок. Родители погибли.

«Было страшно»

Вера вспоминает: в апреле в городке с населением в сто тысяч человек, где практически все знают друг друга если не по имени, то хотя бы в лицо, появились чужие. Неопрятный внешний вид, грязная одежда, украинский говор. Местные сразу же окрестили их «людьми с Майдана». Потом они исчезли, а вместе с ними испарились милиция, ГАИ и прочие службы экстренного реагирования. Жители, чтобы хоть как-то защитить себя, стали создавать дружины. Одну из них возглавили краснодонские казаки – к движению под названием «Пересвет» мог присоединиться каждый.

11 мая мы проголосовали за республику. Нас пугали, что всех, кто пойдет на голосование, будут расстреливать, что на крышах сидят снайперы, – вспоминает Вера. – Но мы шли, чтобы сделать свой выбор, собирались кучками – по одному было страшно. По дороге встречали людей с оружием…

Напомним, явка избирателей на референдуме в Луганской области составила 81 процент. Голосование проходило на фоне масштабной силовой операции, проводимой киевскими властями. В ходе нее применялась бронетехника и авиация, гибли мирные жители. А уже на следующий день с экранов украинских телеканалов прозвучало, что все эти провокации устроили русские боевики, а сам референдум прошел с нарушениями.

 Украинское телевидение, честно говоря, смотреть было просто неприятно. Мы не могли понять, почему нам навязывают то, чего нет: что Россия агрессор, что она напала… Ересь полная. Краснодон – приграничный город, здесь хорошо принимают русские каналы, и мы выживали только благодаря вашим новостям, – продолжает Вера. – Мы всегда были наполовину русские, наполовину украинцы. Но когда стало известно, что происходит в Славянске, Мариуполе, Краматорске, Одессе, у людей пошло отрицание всего украинского…

«Мы здесь выспались»

Наш город встретил Веру с Аней прохладной погодой. Гостьи в своих босоножках и легких платьях сразу замерзли. К счастью, акклиматизация длилась недолго, да и в Прииртышье в середине июня наконец-то пришло тепло. Впрочем, спустя почти месяц молодая женщина о холодной погоде не вспоминает. Главное – что здесь мирное небо. И для нее это не просто слова.

 Мы в Омске выспались наконец-то, потому что там каждую ночь вздрагивали при любом звуке, – улыбается Вера. – Возвращаться некуда. Думаю, на Украине в ближайшие три-пять лет будет страшно. Оттуда многие хотят уехать. Но у кого-то нет средств, кто-то просто боится бросить все – поверьте, это очень сложно. Вот когда влетает снаряд в дом – тогда терять нечего, люди бегут в чем были. Мы решили этого не дожидаться…

Ждем соотечественников

По данным управления Федеральной миграционной службы по Омской области, приток граждан из Украины на территорию региона по сравнению с прошлым годом несколько увеличился. В ведомство обратились 150 человек, все они поставлены на миграционный учет. Но это пока. Понятно, что основная нагрузка сейчас приходится на приграничные с Украиной российские регионы. Но нужно быть готовыми к тому, что немало из беженцев с юго-востока решат выбрать для себя нашу область.

Отметим, что с 2009 года в регионе реализуется госпрограмма «Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом». В рамках этой программы переселенцам положены социальные выплаты, помощь с жильем и гарантированное трудоустройство.  Кроме того, участники имеют право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке.

 В Омской области участники программы дополнительно к федеральным мерам социальной поддержки получают единовременное «подъемное пособие» в размере прожиточного минимума, сейчас это 6772 руб., – говорит руководитель департамента по труду министерства труда и социального развития Омской области Марина Хамова. – Те, кто переезжает в районы области, получает двойной размер «подъемных». В качестве дополнительных мер поддержки переселенцам предоставляются услуги по проведению медицинского освидетельствования при оформлении миграционных документов.

Стоит отметить, что с каждой семьей ведется индивидуальная работа, ведь потребности у всех разные.
– Здесь у меня родственники, в Омске я получала образование. Думаю здесь остаться и найти работу, – говорит Вера.

Очень хочется верить, что Прииртышье станет для нее и ее маленькой дочки новым надежным домом.


СПРАВКА

Телефоны УФМС по Омской области по работе с соотечественниками, беженцами и вынужденными переселенцами: 36-73-07, 32-79-80. Адрес: ул. Лермонтова, 179а, каб. 103, в понедельник с 10.00 до 17.00, обед с 13.00 до 14.00. По вопросам обустройства можно обратиться по «горячей линии» министерства труда и социального развития Омской области, тел. 25-53-82. Адрес: ул. Яковлева, 6.
©
Распечатать страницу