Две недели аншлаговВ театре драмы состоялось закрытие IV Международного театрального фестиваля «Академия».
Расстояние рукопожатия
В течение двух недель каждый вечер омские зрители могли увидеть спектакли, получившие признание на фестивалях Европы. Это был праздник для любителей театра, позволяющий, не выезжая из своего города, знакомиться с тенденциями в режиссерском творчестве и выдающимися актерскими работами. Если сравнить программы всех четырех фестивалей, то очевидно, что каждый предлагал публике не только сценические произведения в привычной, классической форме, но и эксперименты, расширяющие, а то и переворачивающие представления о театре. Расчет – на искушенность зрителей «театральной столицы Сибири». На нынешней «Академии» роль «возмутителей спокойствия» сыграли спектакли «Онегин» Новосибирского театра «Красный факел», удостоенный в 2014 году двух премий «Золотая маска», и «Путешествия Гулливера» Национального театра Раду Станка из Румынии. Впрочем, большинство зрителей шли на эти показы с предвкушением неординарных впечатлений: от героя Пушкина, каким бы он был в XXI веке, и от жесткой сатиры на человечество на основе творчества Свифта, которого все с детства воспринимают как сказочника. Участие в фестивале двух омских премьерных спектаклей – «Враги» и «Время женщин» – это возможность «сверить часы», увидеть, как наш академический театр драмы выглядит в контексте спектаклей-событий европейской сцены. На первом фестивале «Академия» родилось и было в ходу выражение «расстояние рукопожатия». Речь шла о дальних и глубоких связях представителей разных стран, непохожих театральных школ, которые получили возможность встретиться в Омске и пожать друг другу руки. «Академия» в четвертый раз демонстрирует, что для театрального творчества сегодня нет недосягаемых расстояний. Национальный акцент В 2008 году народный артист СССР Богдан Ступка назвал омский фестиваль уникальным и подчеркнул, что культура не имеет границ, она принадлежит всему человечеству. Тогда национальный вопрос остро ощущался из-за войны Грузии с Южной Осетией, сегодня его всколыхнули события на Украине. Два спектакля на нынешнем фестивале «Академия» были посвящены истории и духовному самочувствию народов в наше противоречивое время, оба – выдающиеся сценические произведения. Интеллектуальный спектакль Государственного Вильнюсского Малого театра Mistras возвращает зрителя на полтора века назад, в Париж, где выдающиеся представители польско-литовской эмиграции задаются и мучаются вопросом о том, кто они, каково их место между Востоком и Западом. Режиссер Римас Туминас активно использует гротеск, иронизируя над способом и смыслом поисков. Но тема актуальна и сегодня, когда Литва является членом Евросоюза, и Mistras смотрится на едином дыхании. А спектакль театра «Гешер» из Тель-Авива «Деревушка» погружает публику в историю еврейской общины в Палестине во время Второй мировой войны и накануне создания государства Израиль. История жизни глазами главного героя – вечного ребенка Йоси – квинтэссенция мудрости, которую народ сохранил в трудных жизненных обстоятельствах со времен Ветхого Завета. Спектакль поставил Евгений Арье, ученик Георгия Товстоногова и успешный советский режиссер. Это театр, который нам близок, с задушевными и трогательными героями, с юмором и сильной гуманистической нотой. Поражает в сегодняшних реалиях тема нежных, добрососедских отношений еврея Хаима и араба Саида. Впрочем, к финалу рождается тревожная нота: Саид не по своей воле уходит в иракскую армию. Шедевры для зрителей Спектакль Льва Додина «Коварство и любовь» Малого драматического театра для многих был самым ожидаемым событием фестиваля. Второе название – Театр Европы – было присвоено ему Генеральной ассамблеей Союза европейских театров как признание высокого уровня режиссуры и труппы. Такой статус есть сегодня только у парижского театра «Одеон» и миланского «Пикколо». Третий визит петербургских актеров в Омск был таким же триумфальным, как предыдущие. Спектакль «Коварство и любовь» удостоен двух высших национальных премий «Золотая маска» в 2013 году. Он идет в европейском формате – 2 часа 20 минут без перерыва. На сцене не столько романтическая история, сколько вечное противостояние чистоты чувств и цинизма власти, искренности и давящего все живое расчета. Сильные мира сего плетут интригу, в результате которой гибнут влюбленные. Сюжет на все времена. В театре Додина это подчеркивается скупой сценографией, свободной от примет эпохи, великолепной партитурой света. Каждую роль великолепные артисты МДТ наполняют дополнительным и неожиданным смыслом. Труппа вновь покорила зрителей мощной ансамблевой игрой. Трагедия с историей театральных постановок в двести с лишним лет звучит свежо и современно, постоянно предлагая нам аллюзии на сегодняшний день. А закрылся фестиваль «Академия» спектаклем Национального театра Раду Станка из Румынии «Путешествия Гулливера». Жанр спектакля режиссером Сильвиу Пуркарете обозначен как актерские игры, вдохновленные работами Джонатана Свифта. Спектакль только для взрослых, ничего общего не имеющий с тем, что мы читаем детям, как сказку. В четвертой части «Приключений Гулливера» смех над человеческими пороками, характерный для всего произведения, переходит в язвительное неприятие похожих на людей существ йеху. Памфлет о деградации человечества, отступившего от каких-либо норм морали, поставлен очень жестко, даже шокирующе, и при этом предельно выразительно. Спектакль – диагноз сумасшествия: как современников Свифта, так и наших. Не случайно автор завещал свое состояние больнице для умалишенных. И если бы не «Академия», такой европейский спектакль, ставший сенсацией знаменитого Эдинбургского фестиваля, мы бы не увидели. ©
|