Александр Кузюков: «Не бывает безвыходных положений»

Обладатель уникального титула – о тренировках, бойцовском духе и языковых барьерах.
Травма позвоночника, которую он получил, только успев окончить колледж и поступив в вуз, изменила его жизнь навсегда. Но Александр Кузюков не из тех, кто склоняется под ударами судьбы. Инвалидность для него – лишь новый вызов судьбы, препятствие, которое можно и нужно преодолеть. Сегодня он – девятикратный чемпион России, серебряный призер чемпионата Европы 2011 года, бронзовый призер чемпионата мира 2011 года, участник Паралимпиады-2012 в Лондоне, чемпион и бронзовый призер чемпионата Европы-2014, первый в истории России чемпион мира по фехтованию на колясках. Заслуженный мастер спорта Александр Кузюков дал интервью корреспонденту «ОП».

«Фехтование выбрал без колебаний»


– Саша, то, что ты принял решение стать профессиональным спортсменом, лишь получив серьезную травму, – некий парадокс. Ты никогда до этого не думал о профессиональной спортивной карьере?


– Я всегда очень любил спорт, с детства занимался и бегом, и плаванием, и баскетболом. Став взрослее, всерьез увлекся рукопашным боем. Но никогда не думал, что именно спорт станет главным делом моей жизни. Все-таки, как и подавляющее большинство мальчишек, занимался, что называется, для себя, это ведь такое естественное для мужчины стремление – быть сильным.

Все изменилось, когда я получил травму, круто перевернувшую мою судьбу. Мне было восемнадцать лет, когда, занимаясь строительством собственного дома, упал и сломал позвоночник.

В результате остался прикованным к инвалидному креслу. Нужно было находить себя в новых условиях. Твердо решил не бросать спорт, ну а вариантов, чем заняться паралимпийцу, в Омске достаточно много.

Но я не колеблясь выбрал фехтование, так как только оно из всех видов спорта, доступных для человека с ограниченными физическими возможностями, является единоборством. И сразу же влюбился в это старинное боевое искусство. Меня не надо лишний раз звать на тренировки – я сам лечу сюда как на крыльях. Благодаря занятию фехтованием я сейчас по настоящему счастлив в жизни!

– Увы, твоя история не совсем типична. Многие, получив столь тяжелую травму, предпочитают сидеть дома, жалеть себя, проклинать «злодейку-судьбу». Ты выбрал активную жизнь. Это лишь твое устремление, или был рядом кто-то, кто помог, подтолкнул, поддержал?

– Поддержали меня все близкие люди, за что им огромное спасибо. Маме, папе, любимой девушке, друзьям. Однако поддержка поддержкой, а окончательное решение человек может принять только сам. Вот и меня за руку в спортзал никто не приводил.

Если ты сам не захочешь вести активный образ жизни, никто не сможет тебя заставить. Человек должен понять, что не бывает безвыходных ситуаций. В какую бы сложнейшую жизненную ситуацию он ни попал, скажем, из-за травмы или болезни, всегда можно найти дело, которое будет дарить тебе радость, и наполнять жизнь смыслом. В конце концов, для чего, как ни для этого, существует паралимпийское движение?!

Победа – лучшая мотивация

– Пять лет после начала тренировок, и уже «золото» чемпионата мира! В чем секрет столь быстрого прогресса?


– Этот вопрос лучше задать нашему тренеру, Валерию Петровичу Пуртову. Именно он начинал в Омске фехтование на колясках, или как его официально называют, – фехтование сидя. Сам разрабатывал методики, выстраивал тренировочный процесс. Набрал первую группу занимающихся, в которую вошел и я, и сразу же взял нас в жесткий оборот! (Смеется.)

Мы ведь не были профессиональными атлетами. А по какому графику тренируются любители? Правильно: понедельник – среда  – пятница.  А Валерий Петрович сразу же «посадил» нас на тренировочный ритм, предусматривающий девять тренировок в неделю! А во время учебно-тренировочных сборов – даже больше! Поначалу, конечно, было с непривычки тяжеловато. Но потом ничего, втянулись. К тому же быстро пришли результаты, медали и кубки самых престижных международных турниров. А это придает сил и мотивации, лучше, чем чтобы то ни было другое.

– Чего не хватило для медали на Паралимпийских играх в Лондоне-2012?


– Опыта. Мы и занимались-то на тот момент лишь три года. Поэтому большим успехом стало уже то, что мы вообще прошли сквозь отборочное сито и выступили в Лондоне на крупнейших стартах четырехлетия. Это тогда вообще стало сенсацией! Ведь перед началом отборочного цикла все делали удивленный вид: «Кто эти ребята? Из какого еще Омска?!» Нас даже не на все этапы Кубка мира посылали. Но у нас было свое мнение насчет наших возможностей и потенциала. (Улыбается.)

А участие в лондонской Паралимпиаде стало бесценным опытом. Именно после этого турнира омские фехтовальщики на колясках стали раз за разом выигрывать медали чемпионатов Европы и мира. Так что Лондон стал для нас своеобразным толчком, трамплином к дальнейшему прогрессу.

– В 2013 году, на чемпионате мира в Будапеште, ты стал первым в истории россиянином, выигравшим мировой турнир. Насколько для тебя самого это стало неожиданным? Или ты знал, чувствовал, что готов на такой результат?

– Конечно, как и всякий спорт-смен, мечтал о первом месте, грезил золотой медалью. А иначе, если ты не максималист, что тебе вообще делать в спорте высших достижений?! Но все-таки, реально оценивая свой спортивный стаж и опыт, гораздо меньшие, чем у многих участников того чемпионата мира, всерьез о первой ступени пьедестала почета не задумывался. Аппетит, как это зачастую и бывает, пришел во время еды. (Улыбается.)

Мне ведь противостояли тридцать пять лучших фехтовальщиков планеты. Все – первые либо вторые номера в своих национальных сборных. Все – профессиональные спортсмены. Но я, уже будучи в Будапеште, ощутил прямо-таки невероятный кураж! И на этом сумасшедшем настрое в решающий день турнира бил и колол всех подряд! (Смеется.) Даже сам не знаю, что это на меня нашло! Видимо, так хорошо меня тренеры подготовили к самому важному выступлению года.

– Буквально несколько дней назад ты вернулся из французского Страсбурга, где проходил чемпионат Европы по фехтованию на колясках. Там ты занял первое место по фехтованию на рапире и третье – на шпаге, сказав, что выступить лучше тебе помешали организационные моменты. Что ты имел в виду?

– Организаторы турнира сообщили неточное время начала соревнований, и я мог опоздать на старт. Пришлось в спешке собираться и выезжать на площадку. Успели, что называется, «на флажке», в самую последнюю минуту. Это, конечно же, не лучшим образом сказалось на боевом настрое. Но то, что я не выступил лучше, не надо сваливать на организаторов чемпионата Европы и их какие-то ошибки. Виноват сам. Где-то недонастроился, пропустил уколы, которые и сказались на итоговом результате. В спарринге со шпагой я встречался с белорусским спортсменом Николаем Безъязычным. Так выходит, что на многих состязаниях мы соревнуемся между собой, поэтому данный поединок был принципиальным. Бой проходил на равных, но при счете 13:13 я допустил небольшую ошибку и уступил сопернику, заняв лишь третье место. Ну что ж, надо теперь сделать правильные выводы из этого урока, чтобы впоследствии не наступать на те же грабли.

– Обычные фехтовальщики очень активно работают ногами, постоянно разрывают дистанцию. У фехтовальщиков-паралимпийцев коляски жестко закреплены. То есть здесь главное – быстрые, ловкие руки?

– Самое главное – это концентрация. То, как ты мыслишь, как ты видишь, как ты реагируешь. Противник очень близко, буквально на расстоянии вытянутой руки. Хоть на долю секунды «уснешь», и все, ты уже получил укол, а твой соперник – очки. Вышел на поединок – будь максимально собран от первого мгновения до последнего. Только когда бой закончен, можно «выдохнуть», «отпустить» себя.

«Шпага – оружие честное»

– Твое любимое оружие — шпага. Почему не рапира, не сабля?

– Среди фехтовальщиков распространена присказка, гласящая, что «шпага – дура». (Улыбается.) Это потому что при поединках на шпагах разрешено наносить удары по всему телу, у паралимпийцев – по всему телу выше корпуса, а рапирой можно колоть только в корпус, что требует очень точного изящного фехтования, какое бывает лишь в спорте.

А фехтование на шпагах наиболее приближено к реальному бою, тому, который в былые века можно было увидеть на поле брани или на дуэли. Ну и к тому же фехтование на рапире – более субъективно, здесь многое зависит от судьи. Со шпагой все «честнее».

– Отбор на предстоящую Паралимпиаду-2016 будет особенно непростым, так как квота сокращена до 12 человек. Как вы с тренером планируете выстраивать подготовку к Рио-де-Жанейро?

– У нас запланированы сборы непосредственно в Бразилии.

А уже с осени этого года начнем вновь выступать на крупных международных турнирах. Всего их будет одиннадцать. Первый из них пройдет в Варшаве, он называется «Сабля Килинского». Очень представительные соревнования, туда всегда приезжают лучшие саблисты со всех стран, а за первое место вручают… Правильно, саблю!

Выиграть ее сложно и очень престижно. Так вот, именно этот турнир и является началом отбора на Паралимпиаду. Ну а в завершение всех этих отборочных турниров, уже непосредственно перед стартами в Рио-де-Жанейро, будет чемпионат мира. Вот там-то и будут расставлены последние точки над i.

– Ты много ездишь по всему миру, знакомишься с людьми из других стран. А как у тебя обстоит дело с международным языком общения, с английским?

– На мой взгляд, я отлично разговариваю по английски. Но вот беда: сами англичане меня абсолютно не понимают! (Смеется.) Учу язык Шекспира, когда выдается свободная минутка. Но, увы, этот орешек оказался потверже, чем я ожидал. Прогресс есть, что-то из того, что мне говорят, я понимаю, а порой, о чудо, понимают и кое-что из того, что говорю я! Но мне еще явно есть над чем работать. (Улыбается.)

– Насколько Омск сейчас удобен для человека с ограниченными физическими возможностями?


– Я был в очень многих мировых столицах, и скажу так: идеальных в этом плане городов нет. Везде есть свои минусы и трудности. На мировом фоне тут мы вовсе не смотримся аутсайдерами. Омск за последние годы шагнул далеко вперед по части создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями.

Практически во всех новостройках предусмотрены пандусы. Но главное отличие – это наши люди. Только остановлюсь перед лестницей в каком-нибудь присутственном месте, тут как тут омичи с предложением помощи. Мне даже просить никого не приходится, люди сами сразу же предлагают подсобить.
И это очень приятно! Нигде в других странах я не встречал столько сочувствия и доброты, как у россиян.
©
URL: http://omskregion.info/news/24323-aleksandr_kuzyukov_ne_bvaet_bezvxodnx_polojeniy/
Дата публикации:02/07/2014 09:04
Автор:Алексей Одариев
Фото:Евгений Кармаев