Название выставки «Времена года» предложила дочь художника Ирина. Алексей Сапожников в памяти друзей и почитателей творчества навсегда остался пейзажистом. Он был очарован природой Омской области, в любое время года она заслуживала его особого внимания.
- Есть художники, которые любят переходные состояния: весну, осень. Алексея Борисовича же одинаково волновали как заснеженные зимние пейзажи, так и ранняя весна, жаркое лето и, безусловно, золотая осень, - рассказывает куратор выставки Людмила Богомолова.
- Очень теплые работы, я всегда на них останавливался, и они очень трогали меня, - признается Андрей Машанов, председатель Омского отделения Союза художников России. - Сейчас, конечно, другие тенденции в искусстве, и, когда смотришь на работы старшего поколения, гениев своего дела, просто удивляешься и радуешься, что были такие замечательные люди, такие замечательные художники.
При жизни Алексей Сапожников не отличался завидным здоровьем, с детства был болен и имел инвалидность. Но природа одарила его поистине великолепным даром: у него был удивительный талант видеть красоту природы в любое время года тогда, когда другие люди этой прелести не замечали.
- Я считаю, что творчество для папы было подарком судьбы. Он был влюблен в природу всей душой. Всегда говорил: «Я поеду, попишу, я еще раз поеду, попишу…» Он писал, и ему становилось легче, - рассказывает дочь художника Ирина.
По словам близких, до последних дней Алексея Борисовича как магнитом притягивало в мастерскую, он не мог не писать. Говорил, что работы стоят, столько планов и нет времени лениться.
При жизни у художника не состоялось ни одной персональной выставки, несмотря на то что на протяжении 40-летнего творческого пути он участвовал во многих областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставках. Первая - посмертная - персональная выставка состоялась в 1989 году в Доме художника, где находилась его мастерская.
- Когда папа ушел из жизни, - вспоминает Ирина, - приехала закупочная комиссия из Москвы. Зашли в мастерскую и сказали, что забирают его работы. Он был счастливым человеком. Хотя много страдал, было у него и творческое, и человеческое счастье. Работа для него была счастьем, не радостью, а именно счастьем. Он писал душой и сердцем.
Творчество Алексея Сапожникова высоко ценили корифеи омского искусства Кондратий Белов и Алексей Либеров. Первый из них по уровню мастерства сравнивал Сапожникова с Саврасовым, второй называл его одним из лучших своих учеников.
«Работы сами за себя должны говорить» - в этих словах талантливого пейзажиста звучит искренняя любовь к природе Омского Прииртышья, очарование которой он сумел понять, почувствовать и так проникновенно отразить в своем творчестве. Наш знаменитый земляк Михаил Ульянов, как-то посетив выставку омских художников в Москве, сказал, что для него именно пейзажи Алексея Сапожникова зримо восстанавливают в памяти родные сибирские места.
К слову, юбилейная выставка А. Б. Сапожникова - уже третья в залах музея имени М. А. Врубеля. На ней экспонируются произведения 1950-1980-х годов из музейной коллекции и портреты из собрания семьи художника.
Александра Новошинская,
Елена Чиркова