Они все время находятся за кулисами. Без них у актера не будет костюма, прически, обуви, соответствующей той или иной эпохе, на сцене не появятся декорации, в нужный момент не зажжется на рампе свет.
Накануне Международного дня театра мы побывали за кулисами Омского музыкального театра и посмотрели, как идет подготовка к премьере: на следующий день там давали мюзикл «Без вины виноватые». Скажу сразу, мы почувствовали себя лишними в коридорах театра: каждый был занят своим делом и на разговоры не отвлекался. В мужской гримерке заслуженные артисты примеряли на себя усы и бакенбарды, помогала им в этом гример с почти сорокалетним стажем Марина Копытова.
- Грим бывает очень сложным, - призналась Марина, - раньше нас учил гримерному делу Павел Васильевич Ремезов. Я многое у него переняла. Люблю свою работу.
Только это и успела сказать нам Марина. До генеральной репетиции оставались считаные минуты, и она вернулась в гримерку. Не менее напряженный процесс шел в парикмахерском цехе. Там мастера колдовали над прической молодой солистки.
- Мы пробуем, какая прическа в новом спектакле будет более уместной, - Нина Николаевна Попова взяла в руки парик, - мы не только парикмахеры, но и постижеры. К новому спектаклю только хору надо было сделать более двадцати париков, о солистах я и не говорю.
Парики мастера делают по эскизам художника, но и сами парикмахеры участвуют в творческом процессе: многолетний опыт работы это позволяет. На премьеры они не ходят, только на прогоны, посмотреть, как парик выглядит из зала. Зритель должен поверить в героя, в эпоху. Прическа и парик в этом - дело не последнее. Так же, как и костюм. Пошивочные цеха в музыкальном - это несколько десятков профессиональных портних, многие из которых когда-то работали в обычных городских ателье. Но, по признанию начальника цеха по пошиву балетной одежды Ирины Бурлаковой, в ателье портнихи «гонят» план, а в театре занимаются творчеством. Хотя тоже должны шить быстро и красиво: к каждой примерке за месяц-полтора в пошивочных цехах изготавливают до 60-70 сложных костюмов - на хор, балет и солистов. Из ткани, кружев, лент, тесьмы и пайеток со стразами получаются настоящие произведения искусства, такие, например, как балетная пачка.
- Это самый сложный театральный костюм, - признается опытная мастерица Ирина Бурлакова, - за 180 лет, что он существует, почти не изменился. Пятнадцать метров ткани плюс искусство швеи. Но сегодня для придания формы пачке в нее вставляют нарезанную легированную сталь...
...А в это время в зале началась последняя репетиция мюзикла «Без вины виноватые». Кстати, премьеру зрители оценили продолжительными овациями в конце спектакля и возгласами «браво». А это успех всего творческого коллектива, в том числе и постановочной части.
Татьяна Шипилова
Фото Евгения Кармаева