Два экватора машиниста Тереховича

3 августа в России отмечают День железнодорожника
С братом иногда «хулиганили»

Это было первого февраля 2003 года. Электропоезд со станции Иртышское прибыл в Омск по расписанию. Когда электричка еще вкатывалась на первый путь, по громкой связи на весь вокзал объявили: «Из последней рабочей поездки прибывает электропоезд, ведомый машинистом Тереховичем».

На перроне Анатолия Ивановича встречали. Здесь были такие же, как он, машинисты, помощники машинистов, руководители депо и, конечно, жена с сыном. Над морем цветов возвышался транспарант: «Благодарим за долголетний добросовестный труд». Были короткие поздравления и, конечно, женские слезы. А потом все поехали к Анатолию Ивановичу домой, где их уже ждал накрытый стол. Так Анатолий Иванович Терехович ушел на пенсию.

А за тридцать три года до этого 22-летний Анатолий Терехович впервые пришел на железную дорогу. Но пришел совсем не случайно: все мужчины в его роду были связаны с «железкой».

Парня сразу определили на курсы помощников машинистов при локомотивном депо Московка. Три месяца ему пришлось лопатить сотни инструкций. Учил устройство электровозов ВЛ-23 и ВЛ-8, которые предстояло водить, учил управление локомотивом. И через три месяца отлично сдал экзамены и получил свое первое удостоверение – помощника машиниста.

Между прочим, в локомотивном депо Московка в то время уже работал его брат Александр. Вдвоем они иногда и стали «хулиганить». Поскольку оба Тереховича имели одинаковые инициалы – А.И., они частенько в силу житейских обстоятельств без ведома начальства подменяли друг друга в поездках. Оба работали без сбоев, потому их так и не рассекретили.

Столько лет прошло, а Анатолий Иванович и сегодня хорошо помнит своих первых наставников-машинистов, которые учили его не только электровоз водить, но и уму-разуму. Иван Лымарь и Иван Резниченко за три года сделали из парня и умелого помощника, и почти готового машиниста. Они водили грузовые поезда до станции Татарской, Исилькуля и Называевска. Это была его школа. И он до сих пор благодарен двум Иванам за то, как учили, и за то, чему научили.

Урок для молодого машиниста

А потом пути Анатолия Тереховича и железной дороги разошлись на шесть лет. Он ушел в авиацию: после ОЛТУГи работал на ремонте вертолетов Ми-8 и самолетов Ил-28. Пошел «за квартирой». В СССР, если кто не знает, именно получение квартиры являлось высшим человеческим счастьем.

Но он вернулся. «Железка» его по-прежнему манила и звала. И он знал, что здесь его место. В локомотивном депо Омск пришлось снова учиться – на этот раз управлению тепловозом. И вновь легко сдал экзамены на помощника машиниста. Работал с Николаем Лариным на Т-3 – огромном тяжелом тепловозе, управлять которым значительно труднее, чем электровозом. На этом Т-3 они участвовали в строительстве станции Иртышское. А потом был тепловоз ТМ-2 и работа на сортировочной горке.

Вот тогда от машиниста Владимира Пономарева Анатолий получил урок, который запомнил на всю жизнь. Когда их тепловоз тащил поезд на станцию, Терехович увидел между рельсов рассыпанную гору семечек. Выяснив у машиниста, что обратно они поедут тем же путем, Анатолий приготовил мешок. И тогда Пономарев протянул парню рубль и сказал: « Купишь себе семечек. А это не тебе брать. И запомни: лежит – не тобой положено, не трогай». На обратном пути Терехович на семечки даже не взглянул.

 Осенью 1979 года Анатолию Тереховичу снова пришлось засесть за учебу, теперь он постигал премудрости управления электропоездом. И первого января (именно первого) он впервые забрался в локомотив, чтобы вести электричку. С тех пор Анатолий Иванович 25 лет кряду водил электропоезда, накатал около трех миллионов километров. Это, по сути, два раза по экватору.

Воспоминаний у Тереховича – хоть книгу пиши. Много чего за эти годы было. Например, вспоминает, что в 1971 году, когда у него родился сын, диспетчер по рации на все поезда объявил: «Терехович, у вас родился сын, поздравляем!» Десятки машинистов слышали.
– Сейчас такое невозможно, – улыбается Юрий Муспак, хранитель деповского музея. – Сейчас только скажи по связи лишнее слово – сразу погоны полетят.
Или вот вспоминает, как вел электропоезд на станцию Иртышское.

Там есть остановка Тайтык, – рассказывает Анатолий Иванович. – Из-за поворота выезжаем, а там отара коз по шпалам бредет. На гудки не реагируют. Что делать? Давить же не будешь. Вот с полкилометра наш электропоезд за ними и плелся. А потом я к козам приблизился и слегка подталкивать начал. Только тогда они со шпал и свернули. А пассажиры в вагонах, наверное, удивлялись: чего это так медленно едем? А это козы заставили.

Как старушку в вагон не пустил

Любой машинист электропоезда расскажет вам уйму случаев про потери и находки в электричках. Вот и Анатолий Иванович рассказывает:

– Я как-то нашел в пустом уже вагоне оставленный дипломат. Открыть его не смог – два кодовых замка. Принес дежурному по депо. А тут как раз звонят из милиции: мол, дипломат не находили? Тут же приехали, открыли, пересчитали – все 127 тысяч на месте. Поблагодарили.

Конечно, столь дорогие находки встречаются в электричках нечасто. Зато по мелочи – каждый день. Анатолий Иванович и сосчитать не берется, сколько сдал забытых зонтов, сумок, коробок, книг. Еще находил ружье, надувную лодку, документов – не счесть. Все это, естественно, сдавалось в бюро находок.
Бывали случаи и посложнее. Однажды Терехович на станции уже двери в вагонах закрыл и решил взглянуть еще раз в зеркало заднего вида. Взглянул и ахнул: кто-то нырнул под вагон, чтобы перелезть на перрон. И Анатолий Иванович успел одернуть руки, чтоб не тронуться. Через минуту из-под вагона вылезла старушка, забралась на перрон и давай в дверь вагона тарабанить, чтоб открыли. Своей выдержкой Терехович ее спас. Но двери старушке не открыл – так был зол на нее.

 – Знаете, как раньше было? – говорит бывший машинист электропоезда Владимир Васильевич Гремитских. – Машинистом ставили только члена партии. К партии можно по-разному относиться, но это о чем говорит? О том, что в нашей профессии главное – чувство ответственности. Нештатные ситуации у каждого бывают. И тут главное – не растеряться и быстро принять решение. Например, на обдумывание, что за неисправность случилась во время движения, давалось всего десять минут, а на устранение ее – двадцать минут. Сейчас требования еще жестче. Но сразу скажу, что Толя Терехович умел и ездить безаварийно, и неисправности определял моментально.

Анатолий Терехович и сейчас не расстается с родным депо. Бывает здесь часто, потому что настоящий машинист и на пенсии остается машинистом. Это его жизнь, его судьба, а куда человек от судьбы? Его тянет в депо, его тянет к таким же, как он сам, ветеранам. Железная дорога стала частью их жизни. Частью значительной. Незабываемой. И даже мужественной.

Большая династия


Многие из родственников Анатолия Ивановича Тереховича работали и продолжают работать на железной дороге.

Его дед Иван Сергеевич Сотников, родившийся в 1906 году, был сначала кочегаром на паровозе, а потом помощником машиниста. В 1942 году его вместе с паровозом и всей локомотивной бригадой призвали на фронт. Отправили под Сталинград, где шли тяжелые бои. Под Сталинградом их поезд разбомбили. Под бомбежкой погибли все трое: и машинист, и кочегар, и помощник машиниста Иван Сотников, которому не было еще 36 лет.

Другой дед Анатолия Ивановича – Борис Алексеевич Бескровный, 1917 года рождения, – с 1931 по 1939 год работал помощником машиниста паровоза, а с 1942 года и до конца войны водил бронепоезда.

– Бронепоезд «Омский железнодорожник» построили в Омском депо, – рассказывает машинист тепловоза, а по совместительству еще и хранитель деповского музея Юрий Муспак. – Этот бронепоезд под Москвой охранял мосты, кружил по фронтам, помогал отражать атаки и сам наносил удары по немецким частям. У Бориса Алексеевича за те бои два ордена Красной Звезды. Он водил паровозы до 1956 года, а потом преподавал в железнодорожном техникуме.

Дядя Анатолия Ивановича, Владимир Иванович Сотников, работал 17 лет кочегаром и помощником машиниста на паровозе. Другой его дядя, Александр Борисович Бескровный, окончив железнодорожное училище, восемь лет водил электровозы в качестве помощника машиниста. Служил в железнодорожных войсках, а потом работал машинистом, строил БАМ.

Еще один дядя, Анатолий Михайлович Миненков, работал на паровозе, 30 лет водил электропоезда. Это он однажды при обходе уже пустого поезда в Исилькуле нашел в одном из вагонов забытый кем-то инкассаторский мешок, набитый бриллиантами, кольцами, золотыми перстнями, цепочками и прочими драгоценностями. О находке сообщил диспетчеру. В Исилькуль немедленно вылетел вертолет. Оказалось, это ювелирный цех переезжал из Омска в Москаленки, и все добро отправили электричкой. И отправили, похоже, с растяпой. Иначе как можно забыть такое в вагоне? Миненков, кстати, за находку и сдачу ее куда следует получил два «спасибо»: от ювелирного цеха и от своего начальства.

Родной брат Анатолия Ивановича, Александр, после окончания училища шесть лет водил электровозы помощником машиниста. Сын, Геннадий Анатольевич, окончил Омский железнодорожный техникум и уже пятнадцать лет работает машинистом электровоза в Омском депо.
©
URL: http://omskregion.info/news/25066-dva_ekvatora_mashinista_terexovicha/
Дата публикации:30/07/2014 09:44