Нина Поднебеснова: «Я несколько раз обежала Землю по экватору»

Нина Поднебеснова: «Я несколько раз обежала Землю  по экватору»

Дата публикации 6 августа 2014 09:58 Автор Фото Сергей Мельников

Именитая омская бегунья об экзотических зарубежных стартах и предстоящем SIM.
Глядя на Нину, очень хрупкую и женственную девушку, трудно поверить, что эта улыбчивая красавица – человек поистине несгибаемой воли, обладающиий стальным характером. А иначе наша землячка, мастер спорта международного класса Нина Поднебеснова, вряд ли регулярно поднималась бы на пьедесталы почета самых престижных и представительных международных марафонов. С одной из лучших легкоатлеток в истории омского спорта встретился и побеседовал корреспондент «ОП».

Самый красивый забег в мире

– Нина, весной этого года ты стала победительницей 56-километрового ультрамарафона Two Oceans в южноафриканском Кейптауне. Расскажи, пожалуйста, об этом забеге. Почему такое название – «Два океана»?

В каких местах он проходит?

– Этот марафон называют, и, на мой взгляд, по праву, самым красивым забегом в мире. Он проходит на изумительном Капском полуострове, между Атлантическим и Индийским океанами. Именно это и обуславливает его необычное для классических марафонов расстояние – 56 километров.

Трасса петляет между высоких и очень живописных гор, по ходу дистанции приходится преодолевать несколько достаточно крутых подъемов. Участие в этом забеге приняли около одиннадцати тысяч бегунов.

– В состязаниях женщин уже к середине дистанции две эфиопские бегуньи лидировали с отрывом почти в три минуты. Как тебе удалось догнать и перегнать эфиопок, признанных суперстайеров?

– Стартовали мы рано, в половине шестого утра, когда вокруг было еще темно. И я, честно сказать, просто просмотрела момент, когда эфиопки убежали вперед. Мы, те, кто на предыдущих двух Two Oceans занимал места в первой пятерке, держались вместе. А большой недостаток этого забега состоит в том, что на трассе спортсмены лишены какой бы то ни было информации, никто тебе ничего не подскажет. И когда одна из эфиопок стала километра после сорокового терять темп, я после очередного поворота увидела ее впереди себя и очень удивилась. Я-то полагала, она где-то сзади! (Смеется.) И тогда я подумала: «А ведь вполне возможно, что и вторая африканка тоже впереди». Так и получилось. Но ближе к концу дистанции я сумела сначала догнать ее, а потом и обойти.

– Годом ранее ты финишировала в Кейптауне шестой. За счет чего такой прогресс за год?

– Чтобы удачно пробежать Two Oceans, нужно иметь опыт преодоления именно этой дистанции. Лично мне она покорилась только с третьей попытки. Первый раз я была пятой, второй раз – шестой.

А вот эфиопки, о которых мы говорили, бежали по этой трассе впервые. Видимо, поэтому и не смогли оптимально разложить силы.

Большой плюс моей подготовки еще и в том, что перед этим стартом я провела тренировочный сбор в Турции, в почти абсолютно идентичных южноафриканским климатических условиях. К предыдущим Two Oceans я готовилась в Киргизии, а там высокогорье, другая погода, влажность, давление. И поэтому в предыдущие два года мне бежалось в ЮАР менее комфортно.

– Дистанция 56 километров – самая протяженная из тех, на которые ты бегала, или бывали и длиннее?


– Однажды я отважилась попробовать свои силы на марафоне The Comrades Marathon, который проходит по дорогам южноафриканской провинции Квазулу-Натал. Длина трассы составляет 89 километров! Это был вызов самой себе – преодолею или нет? В итоге преодолела, но решила впредь на такие дистанции больше не стартовать. (Смеется.) После шестидесятого километра мне было очень тяжело. Все-таки моя любимая дистанция – это «классика»:
42 километра 195 метров.

– В апреле 2013 года в Мадриде прошел 36-й Rock’n’Roll Madrid Marathon, имеющий статус  «серебряного лейбла» Международной федерации легкоатлетических федераций.
К финишу на основной дистанции пришло свыше 26 000 человек. Ты заняла третье место, показав время 2.38.29. Расскажи немного об этом марафоне, среди омских болельщиков он не так известен, как Нью-Йоркский или, скажем, Берлинский марафоны.

– На дистанции мадридского забега очень много поворотов, отсюда и такое название – «рок-н-ролл», то есть «крутись и поворачивайся». Трасса сложная, первую половину бежишь под горку, а потом, наоборот, все время вверх. В таких условиях «быстрое» время показать просто нереально.
А я еще, когда ехала в столицу Испании, имела, как потом выяснилось, не совсем верные представления об этом забеге. Так что разбираться пришлось уже по ходу дела. (Улыбается.) И то, что я в итоге завоевала там бронзовую медаль, на мой взгляд, очень хороший результат.

«Дома побеждать приятнее»

– Нина, ты – победительница Сибирского международного марафона 2011 года. Побеждать в своем городе приятнее, чем на чужбине?

– Гораздо приятнее! Для меня в тот момент как будто исполнилась мечта всей жизни! Я ведь еще школьницей, только-только начав заниматься бегом, загадала: «Хочу выиграть Сибирский международный марафон». И вот загаданное сбылось!

Говорят, что самое трудное в марафоне начинается после тридцать пятого километра. Пожалуй, это так и есть. Но по родному Омску мне последние километры бежалось так, словно у меня выросли крылья! Настолько мне было легко и радостно. Это потому, что на каждом метре трассы поддерживали земляки, очень эмоционально и по-доброму. Скандировали мое имя, кричали теплые слова, подбадривали. Ну как я могла обмануть их надежды и не победить?!

– Время проведения Сибирского международного марафона не раз менялось: то в августе, то в сентябре. Старт то в 9 утра, то в 5 вечера, то в полдень. Какое время проведения SIM ты считаешь оптимальным?

– Решение стартовать вечером, конечно же, было ошибкой, и это уже все признали. В остальном же… Я вообще бережно отношусь к традициям. Все поклонники бега за много лет привыкли, что SIM проходит в первую субботу августа, и то, что марафон перенесли на конец сентября, большинству из них не понравилось. Что же касается времени старта, то считаю оптимальным восемь часов утра.

А сейчас старт назначили на двенадцать часов дня, и в итоге последний час марафонцы бегут по самому солнцепеку.

– В этом году в очередной раз изменена трасса. Теперь из нее исключен метромост. Как ты считаешь, это пойдет на пользу?


– Уверена, что это хорошее нововведение. Ведь любая трасса тем сложнее, а стало быть, и «медленнее», чем больше на ней спусков и подъемов. И в этом плане метромост, конечно же, являлся серьезным препятствием. Да там к тому же еще и разворот был очень неудобный – на 180 градусов.

– Ты побеждала и занимала призовые места на представительных международных марафонах. И вместе с тем ты ежегодно участвуешь в районном празднике – Шербакульском полумарафоне. Или, скажем, в чемпионате Омской области по часовому бегу. Но ведь это не уровень мастера спорта международного класса! Зачем ты участвуешь в этих забегах?

– Как всегда говорил мой тренер: «Самая лучшая тренировка – это соревнования». Все эти забеги, о которых ты говоришь, для меня – часть подготовки к более масштабным и представительным стартам. Бежать, борясь с соперниками, чувствуя поддержку зрителей – ну какая тренировка тебе подарит такую обстановку?!

Если же говорить конкретно о Шербакульском полумарафоне, то он мне просто по-человечески очень нравится. Я не могу объяснить это чувство словами, оно иррационально. Просто мне там приятно бежать. И еще мне там везет, а для спортсмена это немаловажно. (Улыбается.)

«Бегаю с удовольствием»


– Ты побеждаешь и на летних забегах, и уже пять раз приходила первой на Омском Рождественском полумарафоне. Когда тебе бежать комфортнее: в мороз или в жару?

– Мне гораздо труднее бежать в морозную погоду. Однажды, когда я в очередной раз выиграла Рождественский полумарафон, стрелка термометра опустилась ниже 32 градусов по Цельсию! Вот это был экстрим! Да и бежать зимой, чувствуя себя «капустой» из-за полудюжины одежек, мало приятного. (Улыбается.)

– Никогда не пробовала подсчитать, сколько примерно километров ты пробежала за годы своей карьеры – на тренировках и соревнованиях?


– Было дело, как-то давно считала. Сколько пробегаю за месяц, сколько за год. А потом сбилась со счета. Но в любом случае, то, что я уже несколько раз обогнула Землю по экватору – непреложный факт!

– Какой из забегов, бывших в твоей карьере тебе особенно приятно вспоминать?


– Несколько лет назад я бежала марафон в Риме, и передо мной не стояло совершенно никаких спортивных задач. Я только-только начинала подготовку к очередному беговому сезону и даже теоретически не собиралась показывать в Вечном городе какой-либо определенный результат. Тренер мне сказал: «Нина, твоя единственная задача – получить удовольствие от бега по этим улицам. Все-таки это Рим!»

Я бежала, любовалась на великолепные дворцы и соборы, а в итоге, как ни странно, показала чуть ли не лучшее в своей карьере время! (Смеется.) Странная штука – психология, да?

– Каждый день на улицах города мы видим людей, которые бегают исключительно ради своего здоровья. И практически у них у всех в ушах наушники – люди бегают и слушают любимую музыку. А почему профессиональные стайеры на дистанции не позволяют себе такой роскоши?


– Вот это вопрос! (Смеется.) Может быть, боятся не услышать догоняющих их преследователей или пропустить подсказки тренеров? Не знаю. Могу сказать за себя: я настолько люблю бегать, чувствую себя во время прохождения дистанции такой счастливой, что в дополнительном удовольствии типа музыки просто не нуждаюсь.
©
Распечатать страницу