Марина Чернова: «Я не могла сдержать слез счастья»

Марина Чернова: «Я не могла сдержать слез счастья»

Дата публикации 13 августа 2014 14:00 Автор

Юная чемпионка мира о режиме и тренировках, отдыхе и любви.
В июле во Франции состоялся чемпионат мира по спортивной акробатике, в котором принимала участие омская спортсменка Марина Чернова. В заключительный день соревнований среди смешанных пар восемнадцатилетняя гимнастка завоевала золотую медаль! Но даже после столь блестящей «виктории» времени на отдых нет совсем.

В Омск из Москвы, где тренируется Марина, – лишь на несколько дней. И – обратно в столицу, где омичка и ее партнер уже начали подготовку к своей главной цели – первым европейским Олимпийским играм, которые состоятся в 2015 году в Баку. За короткое время пребывания в родном городе новоиспеченая чемпионка мира успела дать интервью корреспонденту «ОП».

«О победе не знали до последней минуты»

– Марина, на прошедшем во французском городе Леваллуа-Перре чемпионате мира по спортивной акробатике ты и твой партнер по смешанной паре, москвич Реваз Гургенидзе, с блеском выиграли золотые медали. Сколь острой была конкуренция и с кем в первую очередь вам пришлось соперничать за победу?

– Имена победителей не были ясны до самой последней минуты. Нашими главными конкурентами были пары из Великобритании, США и Бельгии. Мы с Ревазом свое дело сделали, как могли и умели, а там уже все зависело от судей. Наш вид спорта в плане судейства весьма субъективен.

Соперников на пьедестале порой отделяют даже не сотые, а тысячные балла! Арбитры могут любую пару как «поднять», так и «опустить», по своему усмотрению. И когда в итоге судьи объявили победителями именно нас, мы, хотя и знали, что выступили очень достойно, все же были приятно удивлены.

– Ожидала, что встретить тебя ранним утром в омском аэропорту, когда ты прилетела с чемпионата мира, соберется так много людей?

– Нет конечно! Знала, что придут мои родители, близкие друзья, тренер. Но чтобы столько людей! Десятки журналистов, телекамеры, министр спорта Омской области! А я искала глазами маму и не находила. Думаю: «Как же так, почему нет мамочки?!» А потом увидела ее. Мама просто не стала мешать прессе и остальным встречающим и скромно стояла в сторонке. Я так расчувствовалась, что даже не смогла от волнения сдержать слез. Но это были слезы счастья. (Улыбается.)

– Чуть раньше триумфально завершившегося для тебя чемпионата мира там же, в предместье Парижа, прошло первенство планеты. И победителями на нем стала великолепная четверка омских акробатов – Анатолий Вольф, Никита Жестковский, Ерлан Ибраев и Игорь Торопат. Совпадение?


– Да какое же это совпадение?! Нет, таких случайностей не бывает, тут все закономерно. Это бесспорное свидетельство того, что Россия правит бал в мировой спортивной акробатике, а омская школа – одна из ведущих в нашей стране. В такой ситуации остается лишь сожалеть, что наш вид спорта по-прежнему остается неолимпийским. В противном случае у России на летних Играх было бы больше «золота», а среди омичей – чемпионов Олимпийских игр.

– Ты следила за выступлением своих земляков во Франции?

– Следила по Интернету, но при этом мы не общались ни по Скайпу, ни по телефону. В спорте есть золотое правило: во время турнира спортсмена никто и ничто не должно отвлекать. Никаких посторонних разговоров! Он должен быть полностью сосредоточен на выполнении поставленной цели. Я это хорошо знаю по собственному опыту. Во время соревнований я даже с родителями смс-ками не обмениваюсь. А вот когда ребята уже спустились с пьедестала, вот тут да, начались звонки, поздравления, вопросы...

В акробатику пришла из гимнастики

– Ты начинала свой путь в спорте в четырехлетнем возрасте с художественной гимнастики, которой занималась целых шесть лет. А вот когда тебе исполнилось десять, перешла в акробатику. Это родители так решили?

– Нет, они на меня в этом плане никогда не давили. Могли что-то подсказать, высказать свое мнение, но окончательное решение всегда оставалось за мной. Вот и вид спорта я, несмотря на юный возраст, поменяла сама.

Чувствовала, что самых больших высот в художественной гимнастике добиться не смогу. С предметами-то у меня все получалось отлично, но вот со шпагатами, увы, нет. Там ведь надо легко и непринужденно закидывать ноги за голову, а мне это давалось с огромным трудом. Видимо, мои связки от природы не предназначены для подобного.

Вот и решила любопытства ради сходить на тренировку по акробатике, попробовать себя там, а уже потом решать, что мне более по душе. И в новой секции мне сразу же очень понравилось, так что окончательное решение быстро пришло само собой. И за последующие восемь лет я ни разу не пожалела, что сделала именно такой выбор. Хотя, конечно, художественная гимнастика, в отличие от спортивной акробатики, вид олимпийский. Да и внимания со стороны общественности к нему побольше.

– В спортивной акробатике атлетам очень важно контролировать вес. Кому-то от рождения дан такой метаболизм, что с этим нет никаких проблем. А кто-то сражается с килограммами с максимальным напряжением всех сил. Какой из этих случаев твой?


– Полгода назад, когда я приехала в расположение национальной сборной, мне тренеры сразу дали понять: «Мариночка, нужно худеть. Сорок килограммов – это много». И сейчас, по прошествии шести месяцев, я вешу тридцать пять. Каким образом я это сделала? Ну, прежде всего – ежедневные, по два, по три раза, интенсивные тренировки. И, конечно же, питание. Завтрак, обед и ужин – по режиму, в четко назначенное время. Никакие отклонения здесь недопустимы. Ограничения в еде тоже имеются: ничего сладкого, ничего мучного. То есть, допустим, хлеба нельзя совсем, а вот молочные продукты, мясо, рыбу, икру мы едим много. От них вся сила, белок – конструктор мышц.

Сейчас мой организм вошел в четкий ритм, и поэтому поддерживать форму мне нетрудно. Хотя, конечно, когда у меня пора отдыха, я приезжаю из Москвы домой, в Омск, и могу в течение пары-тройки недель не думать о весе и есть все, что захочу, – это настоящий праздник! Я ведь сластена. (Смеется.)

– В чем еще, кроме еды, приходится себя ограничивать?

– То, что из-за жесткого спортивного режима я не могу ночи напролет танцевать в каких-нибудь клубах, меня абсолютно не напрягает. Я по природе не «тусовочный» человек. А вот что дается действительно тяжело, так это необходимость большую часть времени жить вдали от родных людей. Да и в целом на общение с близкими, с друзьми остается очень мало времени. Вот это, конечно, тяжело. Мне не хватает их поддержки. И общение по телефону – слабая этому замена.

– Что такое для тебя идеальный отдых?

– Ни в какие спа-салоны я не хожу, не мое это. Лежать в выходной день на диване, уставившись в телевизор – тоже плохая идея. А вот если бы поехать с мамой и папой на рыбалку! Вот это да! Ну или просто сходить на пляж. Главное, чтобы рядом были родители. Ведь я так редко их вижу!

Партнеру нужно доверять

– Понятно, сколь важно в вашем виде спорта взаимопонимание и доверие между партнерами во время выступления. А сколь важны хорошие отношения между ними в повседневной жизни?

– Если два человека неприятны друг другу, вызывают не симпатию, а раздражение, ничего путного у этой спортивной пары не получится. И это уже задача тренера, признак его мастерства – подобрать пару, в которой партнеры психологически совместимы. Вот, например, мой партнер Реваз старше меня, умнее, опытнее.

Мне очень помогают его уверенность и спокойствие. А еще у него прекрасное чувство юмора! Бывает, перед выступлением места себе не находишь. А Реваз пошутит, рассмешит, и сразу легче, волнение уходит. Он большущий молодчина!

– И сколько же нужно времени, чтобы доселе незнакомые люди стали единомышленниками, единым спортивным коллективом?

– Зависит от их опыта и мастерства. Если это атлеты высокого класса, то им будет достаточно и двух, трех месяцев. Скажем, мы, объединившись в паре с Ревазом, на тот момент уже чемпионом мира, начали подготовку к Всемирным играм по неолимпийским видам спорта, которые проходили 2013 году в Кали. В нашем распоряжении было лишь три месяца.

В итоге мы заняли четвертое место в соревнованиях смешанных пар. По-моему, неплохой результат за столь короткий срок. Ну а если партнеры еще совсем молодые и неопытные, то у них на «притирку» друг к другу уйдет около полугода.

– Спорт дает тебе возможность путешествовать по миру. Где тебе особенно понравилось?


– Очень понравилось в Израиле. Правда, там я была не на соревнованиях, а на отдыхе. Там потрясающе красивая природа и очень радушные, щедрые люди. Те, кто рассказывает истории о якобы скупости этого народа, наверняка сами в Израиле не бывали.

А вот мы, будучи в Тель-Авиве, заходили в магазин, скажем, купить хот-дог, и случайные люди не давали нам расплатиться: «Нет, мы заплатим сами, это угощение». И такое бывало не раз, представляете?! А еще там очень многие говорят по-русски, так что никаких проблем с общением.

– Что привозишь из дальних странствий родным и друзьям в качестве сувениров?

– Сейчас почему-то повальная мода на коллекционирование магнитиков для холодильника. Вот их-то мне чаще всего и заказывают. (Улыбается.) А еще разные брелоки, статуэточки, футболки. Бывает, что духи или часы.

– У тебя по две, а то и по три тренировки в день, ты очень часто носишь спортивную одежду. А помнишь, когда ты в последний раз надевала вечернее платье?


– Помню. Это было ровно год назад, на свадьбе Реваза. Вообще-то я не очень люблю платья, юбки. Моя любимая одежда – это шорты и футболка. И еще обувь на удобной, плоской подошве типа мокасин, кроссовок, балеток. Но так как я роста невеликого, увы, вставать на каблуки мне в жизни приходится частенько. Иначе нужно очень уж сильно поднимать голову, глядя на всех снизу вверх. (Смеется.)

– У тебя успешная спортивная карьера, которая занимает почти все твое время. А успела ли ты научиться вести домашнее хозяйство, как это полагается любой девушке?


– Конечно. Это у меня от мамы. Она чистюля, и я в нее. Умею и порядок в доме поддерживать, и у кухонной плиты не растеряюсь. Очень нравиться готовить мясные блюда. Мое коронное блюдо – мясо по-французски. Кто пробовал его в моем приготовлении, пальчики облизывали! (Смеется.)

– Какими качествами должен обладать молодой человек, чтобы покорить твое сердце?


– Прежде всего он должен быть искренним. Не терплю фальши. Не надо пытаться понравиться девушке, казаться тем, кем ты не являешся на самом деле. Будь собой, не пускай пыль в глаза, не обманывай. Я должна доверять парню. Если он будет искренне меня любить, я готова ответить ему тем же чувством.
©
Распечатать страницу