Александр Малькевич: Омская журналистика переживает бурный расцвет

Александр Малькевич: Омская журналистика переживает бурный расцвет

Дата публикации 22 августа 2014 06:30 Фото Сергей Мельников

В начале августа генеральным директором 12 канала был назначен известный журналист и медиа-менеджер Александр Малькевич, за короткое время реанимировавший региональный телеканал в Новгороде и с нуля создавший телеканал в Санкт-Петербурге и успешный медиа-холдинг на Северном Кавказе. В интервью «ОМСКРЕГИОНу» он рассказывает о своем трудовом пути, учит позитивному мышлению и объясняет, как СМИ могут спасать от болезней.
Александр Александрович, ваша деятельность очень многогранна: журналист, политтехнолог, ученый и преподаватель, медиаменеджер…

Сначала я был газетчиком. Период с 1991 до 2002 года, то есть первые одиннадцать лет профессии у меня связаны с печатной прессой. Сначала я был «просто пишущим» журналистом, работал в молодежных изданиях, в городских газетах. Потом — корреспондентом, спецкором, обозревателем, вел различные рубрики и авторские колонки. Затем случился 1998 год, дефолт, и старейшая детская молодежная газета России «Ленинские искры» (основана летом 1924 года, московская «Пионерская правда» появилась на полгода позже уже в 1925 году. – Прим. редакции) оказалась на грани гибели. Никто не хотел финансировать это издание. Для меня газета была дорога, потому что свою первую заметку я, будучи еще школьником, опубликовал в ней. А также вторую, третью и четвертую. Так сошлось, что учредители предложили мне ее возглавить и дать газете шанс. Получилось неплохо, и газета уцелела.
Затем я вел передачи на радио, вел программы и ток-шоу на телевидении. А с 2007 года у меня жизнь уже неразрывно связана с телевидением.

 Остается непонятным: когда вы при таком насыщенном рабочем графике успели защитить кандидатскую диссертацию по политическим наукам?

Это было не так сложно. Я защитил диссертацию в относительно спокойный период своей жизни. Работа была посвящена взаимодействию средств массовой коммуникации в избирательном процессе. Сразу после окончания вуза я начал преподавать и при этом работал над диссертацией. Одновременно занимался избирательными кампаниями, политическими технологиями и из своей практики брал материалы.

Очень много материала почерпнул из собственных избирательных кампаний, когда несколько раз избирался депутатом муниципальных советов в Питере и баллотировался в местное Законодательное собрание. Причем фактически это было в качестве эксперимента: мой избирательный штаб состоял из моих же студентов. А для них это была хорошая практика.

Сам опыт подобного преподавательского эксперимента мне так понравился, что позднее я уже в рамках учебных занятий по пиар-кампаниям и политическим технологиям предлагал желающим студентам участвовать в выборах. В совсем маленьких и локальных.

Представьте, вот вы — студент 4—5 курса. Нет задачи побеждать, но есть возможность получить гигантскую практику. Ведь участие в выборах, особенно в мажоритарных, это необходимость в том числе подготовить миллиард бумажек. Нужно учиться заполнять правильно анкеты, открывать счет, писать листовки и в целом организовывать какое-то подобие избирательной кампании. В общем, учиться «продавать» себя. Причем делать все это в рамках нашего постоянно меняющегося правового поля.

Несколько раз мы такое делали, и ребятам очень нравилось. Особенно запоминался день голосования. Это ни с чем не сравнимое ощущение, когда ты присутствуешь при подсчете бюллетеней, потом вдруг вынимают какой-то и называют твою фамилию. И ты понимаешь, что тебе удалось кого-то сагитировать.

И у меня был еще период, когда я занимался в своей альма-матер, Северо-Западной академии государственной службы, созданием медиацентра и работой в нем. В центре мы как раз вводили новые образовательные технологии для студентов и реализовывали ряд научных и научно-образовательных проектов.

Поэтому был такой короткий отрезок времени, когда удалось собрать все свои научные разработки и воплотить в защищенную кандидатскую диссертацию. Вот с докторской пока проблема – она у меня написана и оформлена, но в связи с ритмом работы и перемещениями между регионами и большой загрузкой выйти на финальную стадию пока не очень получается.



Если омские университеты пригласят вас провести пару лекций, найдется время поделиться своим опытом?

С удовольствием проведу даже не две, а двадцать две. Я 15 лет работаю преподавателем в разных вузах, в том числе приглашенным профессором. Кроме того, всегда стараюсь черпать кадры в вузах. Всегда так получалось, что каждый год можно найти 2—3 ребят и девчонок, у которых горят глаза, которым чего-то хочется. И здесь важно этот их порыв подхватить и куда-то их направить. Я к этому готов, мне это близко и интересно самому.

Сегодня есть такая проблема в вузах, что часто преподаватели, особенно возрастные, далеки от студентов и не могут увлечь их. От этого молодые люди тоже теряют желание учиться, когда их не понимают, тем самым отталкивая.

Из-за этого рождается проблема, которая близка всем регионам и даже большим мегаполисам – ну разве что кроме Москвы. Люди бегут от своей Малой родины и из Омска сегодня тоже активно молодежь уезжает. Хотя Омск – 8-й по величине город в России, довольно развитый.

Молодые люди считают, что они не могут найти себя в родном городе. А на самом деле, здесь очень много интересных проектов может быть реализовано. В самых разных сферах, в том числе и в медийной.

Омская журналистика сегодня переживает бурный расцвет. Огромное количество СМИ, самые разные информационные ресурсы: интернет-сайты, газеты, журналы, много телеканалов. И на мой взгляд, ничего глупее для молодого журналиста нет, чем при этом разнообразии собрать чемодан и уехать куда-то, где, как он думает, будет лучше. А на самом деле, во многих регионах уже сплошь и рядом «закручивают гайки». Вы уж мне поверьте: я работал во многих регионах – пусть это было и не только ТВ, а отдельные медиапроекты, но ситуацией я владею без малого по двадцати субъектам нашей Федерации…

Вы затронули одну из наших омских «болячек». В местном медийном пространстве даже появился иронический мем «Не пытайтесь покинуть Омск».

Я знаю об этом меме, причем наслышан о нем был давно. Дело в том, что на моем предыдущем месте работы, на Кавказе, пресс-секретарем у нас работала выпускница Омского университета. И возвращаться домой не собирается. К сожалению.



Есть ли у вас какая-то главная идея, которую вы в том числе воплощаете и через СМИ?

Прежде всего, я хочу найти что-то хорошее в каждом регионе, где нахожусь. В первую очередь для себя — и я это нахожу. Понятно, что местный житель много лет погружен в этот свой мир. Он наверняка знает много плохого о нем. Но у местного жителя и глаз замыливается. А я могу чистым взглядом смотреть по сторонам, видеть лучшее в окружающем мире и в людях. Потом мне хочется это показать коренным жителям, живущим рядом со мной.

Хотя кто-то, наверное, посчитает, что я приукрашиваю реальность, но именно так я вижу мир. В наш век информационного мусора и огромного количества негатива, который на нас льется, мы сами должны этот позитив находить. Потому что это позволяет сберечь нашу нервную систему.

И я уже сейчас рассказываю своим знакомым, как мне нравится Омск. А коренные жители, живущие тут 20—30 лет, указывают на проблемы – тут, тут и тут. Да проблемы везде есть. И в наших силах какое-то их количество решить.

Моя идеология проста – гордиться тем местом, где ты живешь, в широком смысле – Россией и в узком – своей малой родиной. Есть много в Омске того, чем можно гордиться и чему радоваться. Например, кто-то ругает морозы, а вот я прочитал, что в Омске 300 солнечных дней в году. А в Питере, например, всего 20! Все дело в вашем отношении, как воспринимаете мир. И если ты видишь нечто хорошее, у тебя у самого настроение улучшается.

Например, сейчас я разбираюсь с хозяйством 12-го канала, но самое главное его богатство – это люди. Они везде есть, и хорошие, а иногда в них раскрываешь такое, о чем они и не ведали. Например, в Карачаево-Черкесии были некоторые ребята, которые вообще раньше не работали на телевидении. Они поверили, загорелись, прошли экспресс-обучение в полевых условиях и стали производить. И у них уже получается лучше, чем месяц назад, три месяца назад и так далее. То есть нашлось то творческое зернышко, которое начало расти.

Работники 12-го канала – хорошие, креативные, талантливые люди. Творческие планерки, которые у нас проходят каждый день, бурлят и искрят. Бывает, что трудно даже закончить и разойтись. И это самый простой рецепт – нужно работать с людьми, разговаривать, фонтанировать. Творить всем вместе.

То есть вы их заражаете своим креативом?

 Я и сам заражаюсь, заряжаюсь — и подпитываюсь от своих соратников. Иначе больше неоткуда взять силы на круглосуточную работу, разные дела и проекты. Те проблемы, которые есть у 12-го канала, я думаю, что мы решить в состоянии. Сложившееся положение дел людей, которые работают здесь, тоже не устраивает. Это главное: если человеку не нравится, он предпринимает действия, чтобы все поменять.



Как вы оцениваете в целом аудиторию 12-го канала?

Мы сейчас проводим серьезные исследования нашего зрителя совместно с Омским госуниверситетом. Это большой проект по изучению аудитории, ее предпочтений, чтобы понять истинное положение дел и место 12-го канала в этой медиасистеме координат региона. Мы планируем проводить ряд таких акций и в дальнейшем…

Есть такое распространенное мнение, что государственные СМИ являются инструментом пропаганды, вы с этим согласны?

Это только в неумелых руках. Я считаю, что государственные СМИ должны выполнять важную функцию – работать над улучшением социального самочувствия людей. В мире так много всего объективно плохого, что если СМИ будут педалировать эти болячки и не исцелять людей, то мы все будем сходить с ума и умирать от дикого количества болезней. Как известно, все болезни — от нервов. И СМИ должны находить формы, чтобы врачевать душевные раны людей, которые объективно вызваны тем темпом, ритмом жизни, в котором мы все находимся.
©
Распечатать страницу