Андрей Лопатин: «Ни дня без скрипки»

Ученик известного омского музыканта и педагога Александра Муралева о своем опыте работы за рубежом и возвращении на родину.
Андрей Лопатин начинает второй сезон работы концерт-мейстером в Омском академическом симфоническом и Камерном оркестрах. Год назад  «первая скрипка» вместе с женой, альтисткой Марией Богодист, приехал в Омск из США.

Время собирать камни

– Андрей, а как вы оказались в Америке?

– Я окончил Омское музучилище имени Шебалина, потом  – Санкт-Петербургскую консерваторию. Год, пока доучивалась в консерватории Мария, работал в Санкт-Петербургской капелле. А потом захотелось попробовать что-то новое, и мы поехали учиться в университет города Сидар-Фолс штата Айова. Я получил два диплома – артиста и мастера музыки, это что-то вроде магистра у нас. Через три года переехали в город Лаббок штата Техас, год учился в докторантуре.

– Русская скрипичная школа высоко ценится в мире. Чему же вы поехали учиться в Америку?

– Да, наша школа со знаком качества, так ее воспринимают в мире. Но у нас немного авторитарный подход к обучению. Как педагог говорит – так и должно быть. Там большая свобода, и студенты могут развивать и другие качества.

– Может быть, вы просто любите учиться?

– Пожалуй. Я ведь школу закончил с золотой медалью, а училище и консерваторию – с красными дипломами. Но в Америке я не только учился. Все четыре года мы с женой работали: в Айове – в Waterloo-Cedar-Folls Simphony и Waverly Simphony, а в Техасе – в Lubbock Simphony. В Айове я был концертмейстером первых скрипок, в Техасе – вторых. Техасский оркестр – очень сильный, приезжали знаменитые солисты.

– Но вас потянуло на родину. Почему?

– Мы узнали о конкурсе на замещение вакансий концертмейстеров оркестра и группы альтов и решили попробовать. Отличие оркестров, в которых я работал в Америке, в том, что там гораздо меньше концертов, нет ежедневных репетиций. Музыканты собираются, готовят программу, дважды выступают с ней, а потом могут две недели не встречаться, до начала репетиций следующей. Все еще где-то работают: преподают, имеют студии.

– А чувство ностальгии вам знакомо?

– Я человек не сентиментальный. Для меня главное – работа, заниматься тем, что я люблю.

А у жены – да, была ностальгия, скучала по русским людям, нашей еде. Тут все совпало: профессиональный оркестр, перспектива для обоих, родной город, – дома-то всегда хорошо. Прошли три этапа прослушиваний, и были приняты. Правда, пришлось оставить докторскую программу в Америке. Мария говорит о себе: жена солдата. Потому что инициатива переездов была моя – и в Америку, и в Омск.

Учитель воспитал ученика 

– Андрей, я нашла в Интернете заметку 2001 года о 50-летнем юбилее вашего омского педагога Александра Степановича Муралева. Вы выступали вместе с другими учениками, очень волновались.

А спустя 12 лет заменили своего учителя в оркестре, заняв место «первой скрипки», которое принадлежало ему в течение
21 года. Это вас не смущает?

– Конкурс был объявлен, потому что Александр Степанович сам попросил его заменить, у него большая педагогическая нагрузка. Он пересел на второй пульт. Как учитель что-то мне подсказывает, поддерживает.

 – Он не ожидал, что вы придете ему на смену?

 – Никто не ожидал, что я приеду. Александр Степанович Муралев – выдающийся педагог, его имя знают и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Он очень много мне дал.

 – А как вы стали его учеником?

 – Я окончил ДШИ №14 на Левобережье, потом два года занимался у Александра Степановича, и в  «Шебалинку» поступил в его же класс.

– Вы из музыкальной семьи?

– Нет. У родителей инженерно-техническое образование, брат – математик. Вот у жены музыкальные гены, ее мама долгое время была концертмейстером Курского симфонического оркестра.

– Вам 32. Вы уже год руководите скрипачами, большинство из которых вас старше. Нет проблемы во взаимоотношениях?

– Может быть, у меня не такой солидный возраст, но имеется опыт ведения группы во время исполнения и всего, что называется работой с коллективом. Лидерская позиция меня давно привлекает.

А скрипичная группа у нас профессиональная и сплоченная. В оркестре работают и мои старые друзья, с которыми 10 лет не общался, а сейчас они опять вошли в мою жизнь.

Любите ли вы Брамса?

– А вы никогда не мечтали о карьере скрипача-солиста?

– Еще в консерватории меня привлекала оркестровая игра. Вообще-то, отличительная черта нашей русской скрипичной школы – подготовка солистов. Оркестровой подготовке уделяется, на мой взгляд, недостаточное внимание. А меня именно игра в оркестре притягивала.

– А какие произведения вам особенно нравится исполнять? 

– Мой любимый композитор – Иоганнес Брамс. Нравится академическая музыка романтического периода, она больше другой трогает меня своими чувствами. Но интересно работать, когда оркестр исполняет разную музыку.

– Чем, на ваш взгляд, силен Омский симфонический?

– Насыщенной жизнью. Приезжают дирижеры, солисты мирового класса. В прошлом сезоне мы побывали на гастролях в Италии. В оркестре сильный  состав, разнообразные программы. Ну и Концертный зал после реконструкции выше всяких похвал. Прекрасная акустика, поистине международный уровень. Я помню, каким он был раньше – сейчас другое дело.

– С каким настроением начинаете новый сезон?

– С подъемом. Намечаются очень интересные программы. И в Камерном оркестре тоже.

– В Омске чуткие слушатели?

– Да, и посещаемость концертов хорошая. Наша публика, конечно, не так зажигательна, как, скажем, в Италии. Порой не сразу чувствуешь отдачу зала, но ко второму отделению нарастают эмоции. Люблю детскую аудиторию. Сам когда-то посещал абонементные концерты и понимаю, что мы растим себе слушателей и ценителей симфонической музыки. Наверное, и исполнителей.

– Андрей, а есть у вас немузыкальные увлечения?

– За два года до поездки в Америку серьезно начал заниматься английским. И это стало моим хобби. Много слушаю, смотрю передачи на английском языке.
 
– Жизнь музыканта регламентирована. Каждый день нужно заниматься скрипкой или в отпуске можно расслабиться?

– Во время учебы – обязательно каждый день. Когда стал профессионалом – тоже каждый день, хотя не всегда получается. Впрочем, я никуда еще не ездил туристом. Все заграничные поездки – в Германию, Швецию, Арабские Эмираты, Израиль – были со скрипкой.

А нынче весь отпуск занимался, потому что мы никуда не уезжали. У нас 7 августа сын родился.

– Примите поздравления!
– Спасибо.
©
URL: http://omskregion.info/news/25793-andrey_lopatin_ni_dnya_bez_skripki/
Дата публикации:27/08/2014 09:50
Автор:Светлана Васильева
Фото:Сергей Мельников