ПОБЕДИТЕЛИ

ПОБЕДИТЕЛИ

Дата публикации 24 сентября 2014 09:03

Юлия Балантаева, учащаяся Крутинской гимназии, серьезно занимается изучением истории времен Великой Отечественной войны, прислала нам рассказ о своих односельчанах – двух девушках, прошедших Великую войну. Приводим его с небольшими сокращениями.
Сталинградское сражение было одним из самых ожесточенных и драматических в истории Великой Отечественной войны. Особенно тяжело было на фронте девушкам. Им приходилось наравне с мужчинами делить все тяготы военной жизни.

Вот как об этом вспоминает Таисия Георгиевна Крыцина:

«Когда всех дееспособных мужчин забрали на фронт, вышел указ забирать и женщин. Я попала на фронт летом 1942 года, мне только-только исполнилось 18. Повестку принесли на работу в 2 часа дня, в 5 – уже отправили. В Крутинке был ДОСААФ, где нас в спешном порядке учили: винтовка, карабин, противогаз, граната. Уводили в лес – копать окопы. После обучения на повозках повезли в Называевку. Мы плачем, родственники ревут, сопровождающий Николай Туманов – фронтовик, комиссованный по инвалидности, говорит: «Девчата, не плачьте, благое дело делать будете, да и Москву поглядите – туда вас везут». Но нет, Москву так и не увидели. В Называевск свозили призванных со всей области и отправляли на Запад. Везли в простых вагонах почти месяц. По дороге фашист бомбил не прекращая – много люда погубил, так и не успели многие повоевать. А мы вот остались в живых. Прибыли на станцию Микоян – пора выгружаться, а встать некуда, кругом трупы: наши и немцы – военные действия были недавно. Высадили – и сразу в бой. Страшно было – не передать. Кто уже воевал – мужчины – жалели нас: «Девчонки, вы и пороху не нюхали, уж берегитесь как-нибудь!» Да как там убережешься – страх один, да и не затем мы ехали, что-бы в окопах отсиживаться. гнать надо было врага с земли нашей. Помню страх, холод, и есть хотелось сильно. Потом был Сталинград».
Таисии Георгиевне довелось служить в зенитно-прожекторном батальоне – передний край фронта.

– Через месяц я уже по звуку различала немецкие самолеты, – рассказывает ветеран, – «фоккеры», «мессеры», «юнкерсы», у каждого из них свой «голос». Особенно были противны груженые бомбардировщики, у них вой низкий, утробный.

Прожекторами девчонки ловили самолеты и сообщали зенитчикам. При этом сами оставались на линии огня. Бомбы падали, кажется, совсем рядом.
Таисию Георгиевну судьба берегла – с боями, целой и невредимой, дошла она почти до Берлина.
©
Распечатать страницу