Владимир Соботка: «Я шесть лет занимался тайским боксом»

Новобранец «омских ястребов» о своих впечатлениях от Омска и новой команды, заокеанском опыте и силовой борьбе в хоккее.
Переход чешского нападающего Владимира Соботки из клуба НХЛ «Сент-Луис Блюз» в омский «Авангард» все специалисты в один голос признали самым громким в КХЛ трансфером нынешнего межсезонья. В составе «блюзменов» Соботка проявил себя как мастер последнего паса: в первом же сезоне за «Сент-Луис» чех отдал партнерам 22 результативные передачи!

В Омске Владимир тоже начал, что называется, с места в карьер.

В первых же четырех матчах чемпионата он дважды забил сам и еще один раз отдал голевую передачу. Со звездным новичком «ястребов» побеседовал корреспондент «ОП».

«Приехал в Омск не из-за денег»


 Владимир, общепризнано, что НХЛ – сильнейшая лига мира, и играть в ней мечтает любой хоккеист. Ты же в нынешнее межсезонье совершил обратный вояж из НХЛ в КХЛ. Подобные переезды случаются, когда у игрока не заладились дела в Северной Америке. Но это не твой случай, ведь ты был одним из лидеров «Сент-Луис Блюз». Так в чем же дело?

– Я сейчас нахожусь в оптимальном для хоккеиста возрасте – мне 27 лет, и я хочу как можно больше играть. А руководство «блюзменов», пригласив новых высокооплачиваемых хоккеистов на мою позицию, намеревалось резко сократить мое пребывание на льду.

В «Авангарде» же мне пообещали больше игрового времени. Именно это стало решающим фактором моего переезда в Россию. Что же касается финансового аспекта, то да, я несколько выиграл в деньгах, перебравшись в Омск из Сент-Луиса. Но эта разница не слишком существенна, и не она предопределила мое решение.

 Твой контракт с омским клубом рассчитан на три года, но в нем есть пункт, согласно которому ты можешь расторг-нуть это соглашение досрочно и вернуться в Америку. Можешь ли ты сделать это лишь по окончании сезона или в любой момент?

– В течение одного месяца после окончания сезона в КХЛ я имею право перебраться за океан. Если я не сделал это за 30 дней, значит, автоматически мой договор с «Авангардом» продлевается еще на год. В любом случае уехать в разгар сезона я не могу. Да и вообще, мне хочется думать, что я проведу в этой команде три отличных сезона.

Во всяком случае, мои первые впечатления от новой команды самые лучшие. Здесь подобрался отличный коллектив, все ребята – хоккеисты высокого класса и к тому же очень доброжелательные. А тренеры дают мне много игрового времени, выпускают на реализацию большинства, и у меня есть возможность показать все, что я умею. Именно об этом я и мечтал.

– Советовался с кем-нибудь, когда принимал решение перебраться из США в Сибирь?

– Нет. Жены или подруги у меня пока что нет, а родители считают, что я уже достаточно взрослый мальчик, чтобы самостоятельно принимать решения, связанные с моей карьерой. (Улыбается.)

Я знаю, что мой знаменитый соотечественник Яромир Ягр очень тепло отзывался о годах, проведенных им в «Авангарде». Правда, сам я с ним по этому поводу не общался, но читал его интервью об Омске. И, приехав в ваш город, я не разочаровался.

Здесь очень красиво, а от «Арены Омск» я просто в восторге! Более того, у меня уже есть целых два любимых ресторана! (Смеется.) В одном из них прекрасно готовят чешские национальные блюда, а в другом – мои любимые суши. Мои друзья из Чехии, наслушавшись моих рассказов, уже загорелись желанием приехать на несколько дней в Омск. Так что, как только в чемпионате наступит пауза, буду принимать гостей. (Улыбается.)
А еще мне очень понравились омские болельщики. Чувствуется, что люди здесь действительно любят и понимают хоккей.

«Авангард» смог бы сыграть в НХЛ»

– В нынешнем межсезонье «Авангард» выиграл оба турнира, в которых участвовал, не потерпев при этом ни одного поражения и забив много голов на любой вкус. И вот первый матч чемпионата, и «ястребы» всухую проигрывают на своем льду не самому именитому сопернику. Почему так получилось?

– Это хоккей. Невозможно всегда только побеждать. Ну а выиграть три матча подряд у одной и той же команды – вообще очень сложно. Мы ведь до этого дважды обыграли новокузнецкую команду в течение нескольких дней.

Тут все сыграло свою роль: и наше волнение, шедшее от огромного желания в первом матче сезона порадовать своих болельщиков, и тот кураж, который так некстати для нас поймал вратарь «Металлурга». Но главное, что даже в этой неудачной для «Авангарда» игре мы создали массу хороших моментов. Да, забить не смогли. Но уже последующие три игры, в которых мы наколотили соперникам в общей сложности 16 шайб показали, что с атакой у нас все в порядке.
– Как ты думаешь, если бы нынешний «Авангард» заявился на один сезон в НХЛ, добрался бы он до плей-офф?

– Интересный вопрос! (Улыбается.) Думаю, да. Нашей команде это вполне по силам. Но утверждать это наверняка я не возьмусь. Все-таки в Америке другой размер площадок, у хоккеистов из-за этого меньше времени на обработку шайбы, а стало быть, и совсем другая игра. Как быстро омские хоккеисты, не выступавшие до этого за океаном, приспособились бы к ней? Этого никто не знает.

– Тебе было всего 20 лет, когда ты перебрался из родной маленькой Чехии в далекие и чужие Соединенные Штаты. Насколько тяжело тебе дался этот переезд?

– Было непросто, ведь я совершенно не знал английский язык и не мог ни с кем общаться. Все вокруг чужое, незнакомое, а я, как глухонемой, – ни спросить, ни ответить! Впервые в жизни я остался совсем один, без семьи, друзей. На мое счастье, в команде были еще два европейца: чех Давид Крейчи и словак Здено Хара. Они очень помогли мне адаптироваться в США.

– Ты провел три года в системе «Бостон Брюинз», но так и не смог закрепиться в основе «мишек», постоянно курсируя между Бостоном и их фарм-клубом из Провиденса. Почему?

– Очень сложно, будучи таким молодым игроком, каким я был тогда, громко заявить о себе в НХЛ. Для этого надо быть просто суперодаренным хоккеистом, настоящим гением! К тому же мои габариты не слишком подходят для североамериканского хоккея.

Но опыт, приобретенный за эти годы, мне очень помог. Впоследствии я стал игроком «Сент-Луис Блюз», и в этом клубе мои дела сложились гораздо успешнее. В первую очередь именно из-за того, что я просто стал старше, опытнее, умнее.

«Я – человек спокойный»


– Президент «Авангарда» Владимир Шалаев сказал, что он никому из хоккейных задир и хулиганов не советует связываться с Соботкой, этот парень умеет постоять за себя. Речь идет о твоем заокеанском опыте?

– Не только. Я вообще очень уважаю единоборства и шесть лет серьезно занимался тайским боксом. Когда я, будучи совсем юным парнем, учился хоккею в Чехии, в наш тренировочный процесс включались занятия по боевым искусствам. Это, как ничто другое, на мой взгляд, помогает набрать хорошую физическую форму, держать баланс на льду.

Вот оттуда и пошли мои бойцовские навыки. Мне нравится силовая борьба на площадке, игра на вбрасываниях, которая у меня, судя по статистике, неплохо получается. Сам я никогда никого не буду провоцировать на драку ни на хоккейной площадке, ни в повседневной жизни. Я – человек спокойный. Но если возникнет необходимость, смогу защитить себя.

– Ты очень активно привлекался и в юниорскую, и в молодежную сборные Чехии. А вот отношения со взрослой национальной командой долго не складывались. Последний раз за «молодежку» ты сыграл в 2007 году, а впервые за главную команду страны лишь в 2014-м. Почему такой большой перерыв?

– Это просто какое-то невероятное стечение несчастливых обстоятельств! Как только мне приходит вызов и пора ехать в сборную, я получаю травму! Просто злой рок какой-то!

Как я хотел сыграть на Олимпийских играх в Сочи! Старательно готовился к этому турниру, тренеры национальной команды говорили, что твердо рассчитывают на меня. И надо же такому случиться, незадолго до начала Олимпиады я во время игры столкнулся с защитником «Каролины» Джастином Фолком и получил травму колена. На восстановление потребовалось четыре недели, и это поставило крест на моих мечтах о Сочи. Так что за сборную я дебютировал лишь на чемпионате мира 2014 года. Но лучше уж поздно, чем никогда. (Улыбается.)

– На этом, прошедшем в Минске чемпионате мира ты был назван одним из трех лучших игроков своей команды. Известно также, что Яромир Ягр хотел играть на турнире в Белоруссии в одном звене именно с тобой. Ягра до сих пор боготворят омские болельщики и называют не иначе как «великий». В чем, на твой взгляд, состоит его величие?

– Ну, на этот вопрос ответить очень легко! Ягр – лучший чешский хоккеист всех времен. Он был таким, остается сейчас и, думаю, будет таким всегда. Играть с ним на чемпионате мира было очень почетно, и я накануне нашего первого совместного выхода на лед волновался, как мальчишка! (Улыбается.) Чтобы понять это, надо быть чехом. Для любого паренька в нашей стране, только-только взявшего в руки клюшку, Яромир – легенда!
– Как твои успехи в русском языке?

– К сожалению, когда я учился в школе, нам уже преподавали только английский язык. А вот предыдущее поколение чехов, к примеру, тот же Мирослав Блатяк, еще учили русский, и ему в этом плане сейчас, конечно, проще. Но я стараюсь учить его прямо сейчас, каждый день узнаю какие-то новые слова.

– Не являешься ли ты родственником премьер-министра Чехии Богуслава Соботки?

– О, это было бы здорово! (Смеется.) Но, увы, мы просто однофамильцы.
©
URL: http://omskregion.info/news/26494-vladimir_sobotka_ya_shest_let_zanimalsya_tayskim_b/
Дата публикации:24/09/2014 09:32
Автор:Алексей Одариев