Скромный рыцарь музыки

Скромный рыцарь музыки

Дата публикации 24 сентября 2014 09:43 Автор Светлана Васильева Фото Сергей Мельников

Так назвал нашего земляка Виссариона Яковлевича Шебалина композитор Борис Асафьев. А еще известные музыканты говорят о нем, как о человеке эпохи Возрождения, отмечая разнообразие талантов и широту знаний.
Букет с сюрпризом

Виссарион Шебалин с детства жил в мире музыки. Он родился в 1902 году в Омске в семье преподавателя математики Первой мужской гимназии. Отец будущего композитора, в прошлом семинарист, кроме того, руководил гимназическим церковным хором и репетиции часто проводил у себя дома.

У Шебалиных постоянно музицировали. Виссарион с десяти лет аккомпанировал приходившим в гости певцам и скрипачам. Благодаря этому мальчик научился быстро читать ноты с листа. А на музыкальных вечерах известного в Омске присяжного поверенного Арсения Хлебникова на улице Учебной Виссарион Шебалин представлял свои первые сочинения.

Но музыка не была единственным увлечением юноши. Он и поэтом мечтал быть. На рубеже 20-х годов, увлечение поэзией означало не только сочинение в кабинетной тиши, но и участие в литературных кружках, ожесточенные споры в доме литератора-скандалиста Антона Сорокина. Шебалин сблизился с братьями Мартыновыми – Николай учился на два класса старше в гимназии, Леонид – на два класса младше. По свидетельству Леонида Мартынова, его старший брат и Виссарион были авторами литературной игры в Эраста Чайникова (омский вариант Козьмы Пруткова). От имени Эраста Чайникова собравшимися поэтами выдавались пародийные стихи.

Но «омским озорником» Виссарион Шебалин не был. Его не тянуло ни к футуризму, ни к публичным эпатажным акциям, которыми прославились революционеры в искусстве того времени. А вот его инициатива: отправить от молодых сибирских писателей поздравление с 50-летием Валерию Брюсову. Поэт в ответ послал свой портрет.

 Как ни странно, окончив в 1919 году гимназию, Виссарион Шебалин поступил на агрономический факультет Сельскохозяйственной академии. Проучился только полтора года, потом заболел тяжелой формой дизентерии и к сельхознаукам уже не вернулся.

Когда открылся музыкальный техникум, Виссарион в него поступил. Композицию преподавал Михаил Невитов, ученик Рейнгольда Глиэра. Часто после занятий педагог оставлял своего лучшего ученика, чтобы поиграть в четыре руки.

Педагог дал Виссариону рекомендательные письма к Николаю Мясковскому и Рейнгольду Глиэру. О посещении Глиэра сопровождающий Шебалина пианист Борис Померанцев так сообщил в письме Невитову: «Вчера были с Виссой у Глиэра. Висса, видимо, оставил отличное впечатление своими первыми композиторскими опытами… Прием в консерваторию Глиэр считает для него обеспеченным».

Но Шебалин на экзамены опоздал – из-за внезапной болезни. Сестра Виссариона отвезла Николаю Яковлевичу Мясковскому новые сочинения брата, и его приняли заочно.

А в учительской семье были материальные трудности. И педагог Михаил Невитов предложил организовать концерт в пользу Виссариона. Концерт состоялся 25 августа 1923 года. Шебалина слушатели долго не отпускали со сцены. А когда ему вручили большой букет астр и молодой композитор поклонился вместе с ним публике, на сцену выпал из букета конверт с деньгами. Михаил Иванович Невитов хотел вручить материальную помощь от себя с присущим ему тактом.

Мысль бурлила ключом

В письмах 1924 года мучительные сомнения: «Я еще не чувствую себя москвичом, чтобы пренебрегать хорошей музыкой»; «Страшно меня угнетает то, что не могу заниматься ничем, кроме музыки (одной ее слишком мало), так как нет ни времени, ни места, ни средств. Вот так и будешь со временем профессиональным тупицей, годным только для всякой «производственной работы».

Он ставил перед собой высокую планку и в музыке, и в постижении культуры в широком смысле. Постоянно работал над собой и стал одним из самых образованных людей в столице. Дипломной работой стала сочиненная им Первая симфония. Потом Шебалин с иронией называл ее «Мясковской», то есть написанной под влиянием учителя, и выработал свой педагогический метод: как отучить будущих композиторов от подражания. Но симфония была с успехом исполнена в Ленинграде, это было оркестровое «крещение» Шебалина.

В 1928 году Виссарион стал одним из первых аспирантов Московской консерватории. По свидетельству Тихона Хренникова, в тридцать лет его педагогический авторитет был уже непререкаемым. Одним из волновавших молодого педагога вопросов был такой: почему в системе музыкального воспитания не уделяется внимание артистизму? Он всю жизнь желал преодолеть узость мышления и свою, и учеников.

Три преподавательские должности – в консерватории и двух музыкальных техникумах. Сочинение симфоний и романсов, музыки для театра, в том числе к спектак-лям, вошедшим в учебники, как, например, «Дама с камелиями», «Баня» Мейерхольда, «Каменный гость» Завадского. Когда замыкали Турсиб, поехал на это событие в поезде, описанном Ильфом и Петровым в «Золотом теленке». Встретил поэта, друга юности. Записал: «С Леонидом Мартыновым идем в степь. Уже темно. Пахнет пылью. Хорошо».

И еще запись об атмосфере жизни: «Все мы тогда были молоды, романтически настроены и с огромным рвением занимались решением «кардинальных» художественных проблем. Мысль бурлила ключом, и спорам не было конца». Роскошь человеческого общения была самой большой ценностью. У Шебалина, который из Виссы в Омске превратился в столице в Роню, была «восьмиручная компания» – на домашних вечерах четверо музыкантов играли на двух роялях, в эту компанию входили, между прочим, Николай Мясковский и Александр Гедике. Шебалин и с женой познакомился на таком вечере – ее родители устраивали «музыкальные пятницы».

Самый большой друг семьи Шебалиных – Шостакович. «Митя» всегда останавливается у них, когда приезжает в Москву. Он просит совета в сложной семейной ситуации. Композиторы посвящают друг другу произведения. Шостакович считал Виссариона Яковлевича лучшим педагогом по композиции в стране.
Всех подкупала и его скромность. Перед войной Шебалина избрали председателем Московского Союза композиторов. А Сергей Прокофьев, перед которым он благоговел, оказался в замах. И эта ситуация деликатного Шебалина очень смущала.

Во главе консерватории


22 июня 1941 года Шебалин принимал госэкзамены в Минской консерватории, куда был приглашен возглавить ГЭК. День начался с поздравлений: накануне по радио сообщили о присуждении ему докторской степени. Уходил из города пешком вместе с приехавшими на гастроли мхатовцами. Но стер ногу, отстал. Актеры, вернувшиеся в Москву, сказали, что потеряли композитора в дороге. Родные считали его погибшим. Но он добрался домой – с пересадками, на шести товарняках. Через неделю записался в ополчение, служил в роте связи, писарем в медпункте.

Но у композиторов свое предназначение на войне. Виссариона Яковлевича направили в Свердловск, где он преподавал в консерватории и написал два марша, Славянский квартет, за который был удостоен Сталинской премии, Увертюру на русские темы.

Назначение осенью 1942 года на пост руководителя Московской консерватории было для Шебалина неожиданностью: «Я взвыл и наотрез отказался… Я всегда мучительно стеснялся всякого проявления «власти». Но уговорили. Он пригласил преподавать Дмитрия Шостаковича (что потом поставили ему в вину) и наладил работу оперной студии. При этом основное время занимали хозяйственные хлопоты – об отоплении, деньгах, продуктах для столовой.
Шебалин в буквальном смысле жил в консерватории, ночуя на диване. Вечерами в его «квартирку» стучались студенты, играли свои сочинения, слушали замечания профессора.

Формалистический тупик

С поста директора Виссариона Яковлевича сняли в 1948 году, после выхода печально знаменитого сталинско-ждановского постановления «Об опере Мурадели «Великая дружба». К формалистам были причислены Шостакович, Прокофьев, Мясковский, Шебалин, Хачатурян, Попов. На Николиной горе, где находились дачи многих известных музыкантов, переулок, в котором стояли дома Прокофьева и Шебалина, коллеги в шутку стали называть «Формалистический тупик» (сегодня это аллея Шебалина).

Но последствия были нешуточными. И больше всех досталось Шебалину, потому что он, один из коллег, занимал высокий пост. На январском совещании в ЦК на него хамски обрушился главный идеолог Андрей Жданов. Потом было открытое партсобрание в консерватории. Виссарион Яковлевич держался мужественно. И в итоге секретарь Московского горкома Николай Фирюбин произнес приговор: «Партия не простит Шебалину его сегодняшнее выступ-
ление». И последовало изгнание из консерваатории.

Вскоре у Шебалина случился инсульт, после чего он владел только левой рукой. Именно так была написана партитура самой известной его оперы – «Укрощение строптивой».

В зените славы

На премьере «Укрощение строптивой» в 1957 году в Большом театре произошла нештатная ситуация. Исполнительница партии Катарины Галина Вишневская была беременна, и ей стало плохо. Хотели вызвать дублершу, но великая певица настояла на продолжении спектакля и пела так, что Виссарион Яковлевич расплакался. Партия Катарины стала одной из блистательных в карьере певицы. И весь спектакль был фееричен. «Публика в зале неистовствовала, – свидетельствует Дмитрий Шебалин. – Папа был после инсульта, очень трудно было выйти на сцену. Но он вышел! Этот момент был чем-то вроде зенита славы».

Имена его учеников — это созвездие талантов: Хренников, Хачатурян, Пахмутова, Эшпай, Фельцман, Колмановский, Денисов, Губайдуллина, Бабаджанян… Виссарион Яковлевич был очень доволен успехами Александры Пахмутовой, говорил: «Вот я и песенницу хорошую воспитал!»

Последнее свое произведение – Пятую симфонию – Виссарион Шебалин писал, когда врачи разрешали ему работать не больше 45 минут в день. Он умер в 1963 году. Тогда же Омскому музыкальному училищу было присвоено его имя. А к 110-летию композитора – в 2012-м открыта мемориальная доска на здании «Шебалинки».
©
Распечатать страницу
Добавить комментарий

Блоги

Кипервар Андрей

Кипервар АндрейДепутат ЗС Омской области Праймериз как точная наука

Между настоящими выборами и предварительным голосованием ...
Ромахин Алексей

Ромахин Алексейпрезидент общественной организации Фонд развития Омской области "Город будущего"9 мая — особенный для омской промышленности день

О том, что в годы Великой Отечественной войны Омск стал одним ...
Хомутских Артем

Хомутских Артемспортивный журналистКак сборная Франции по фехтованию Сибирь постигала

Теперь мастера клинка из Франции представляют, какой ценой ...

Все авторы блогов

Loading...