Разговор со следователем

В самом начале разговору попыталось помешать радио. А оказалось, что одной своей новостью очень здорово помогло: иногда первая фраза рождается легко и непринужденно, но чаще – с творческими, а все-таки муками.
В самом начале разговору попыталось помешать радио. А оказалось, что одной своей новостью очень здорово помогло: иногда первая фраза рождается легко и непринужденно, но чаще – с творческими, а все-таки муками.

Рекорд Месси

«Форвард сборной Аргентины по футболу, - сказало радио, - и лидер атак испанской «Барселоны» Лионель Месси сотворил рекорд: стал лучшим бомбардиром в истории каталонского клуба, забив сопернику 234 мяча».

Что ж, Месси хорошо. Хорошо и олимпийскому чемпиону, да и мира, мягко говоря, неплохо: затраченные усилия дали результат, увековечивший их имена в истории человечества.
Но есть, к большому сожалению, иные виды деятельности, когда человек дает свое имя не спортивным или другим замечательным рекордам, а в некотором смысле совсем наоборот. Не выше, быстрее, сильнее стремится быть, а подлее, хитрее, циничнее… Эти «успехи» оценивают уже не спортивные рефери.

Но до того, как зло во плоти окажется на скамье подсудимых, идет другой процесс - расследование уголовного дела.
Разговаривать со следователем непросто: дает, видимо, себя знать профессиональная привычка не давать ответы, а задавать вопросы. Вот и с Александром Федоровичем Пацуковым тоже непросто. Он сразу и предупредил: «О себе рассказывать не люблю». Что, впрочем, естественно: его сегодняшняя должность предполагает повествование коллективное. Поэтому рассказывал сам, рассказывали приглашаемые им следователи.

Существенные для разговора факты биографии таковы. В милицию пришел в 1971 году, начинал с патрульно-постовой службы. Со школы мечтая о профессии следователя, в 76-м окончил следственное отделение Саратовской средней специальной школы милиции. Окончив, стал следователем Советского РОВД. Высшее юридическое образование получил в Омской высшей школе милиции.

- В первый же день работы следователем тогдашний мой руководитель положил на стол 15 уголовных дел. Приступай, говорит. Приступил, и с тех пор вот уже 36 лет я в следствии. Тогда на несколько следователей была одна печатная машинка. Что работы будет много, знал и был к этому готов. Они все были трудными, мои первые уголовные дела. Приходилось учиться практике возбуждения уголовного дела, проведения следственных действий, составления обвинительного заключения… Было трудно, но интересно, а интерес для меня - хороший побудительный мотив. Рабочий день следователя длится по 10-12 часов - да домой идешь, с коллегой о деле говоришь - да придешь, а работа все не отпускает. Ночь уже, голова на подушке, а все еще рисуешь мысленно все те же схемы, особенно по групповым хулиганствам с причинением серьезных телесных повреждений. Расставляешь всех участников по местам, надо же найти именно того, кто должен понести наказание в соответствии с содеянным. Поровну ведь вину на всех не разделишь…

Сейчас заслуженный юрист Российской Федерации полковник юстиции Александр Федорович Пацуков - заместитель начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности при УМВД России по Омской области. Здесь расследуются уголовные дела, возбужденные по самым сложным, самым изощренным, самым удручающим, да, даже и так, преступлениям.

Доля дольщиков или арифметический этюд
Многое должно сойтись в человеке, чтобы он стал хорошим следователем. Когда в 92-м году Александр Федорович возглавил отдел по расследованию бандитизма и деятельности организованных преступных сообществ, каждого из десяти своих следователей искал и находил самолично: требовались сотрудники определенного склада и характера, и ума. Напористые, способные вычленить главный, делообразующий стержень, чтобы дело «не распухало от всего обо всем».

Прошло немного времени, и отдел стал составным элементом следственной части, куда вошли также отделы по расследованию организованной преступной деятельности в сфере экономики, тяжких преступлений против собственности, организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, оружия и против личности.

Как ветвилась преступность, изощряясь и специализируясь на определенных направлениях, так и следовательское ремесло - развиваясь, специфицировалось. Едва ли не каждое уголовное дело следственной части - дело резонансное. Обвиняемого одного из таких поминают недобрым словом никак не меньше тысячи человек. Каждый из этой тысячи признан по уголовному делу потерпевшим. К этой тысяче, чтобы иметь полное представление о масштабах дела, следует добавить еще две, допрошенных в качестве свидетелей. Расследуется дело 33 месяца, состоит оно из 570 томов, каждое пятисантиметровой толщины. По делу проведено 15 судебно-бухгалтерских экспертиз, одна из которых длилась более года, потому что надо было изучить, проанализировать документы строительной фирмы с 2004 по 2009 годы - именно в этот период времени люди вносили деньги в кассу или на расчетный счет, становясь тем самым так называемыми дольщиками. До вынесения приговора нельзя публиковать фамилию человека, обещавшего, но так и не построившего 10 многоквартирных домов по улицам Малиновского и 11-й Ремесленной на уже полученные деньги. Но вряд ли имя недобросовестного, очень мягко говоря, застройщика, чьей строительной фирмой причинен ущерб более чем на 500 миллионов рублей, омичам неизвестно. Мошенничество совершено разве не сложное, разве не изощренное? Не циничное разве? Но это эмоциональная оценка. Уголовный же кодекс классифицирует его как «в особо крупном размере». А через неделю-другую будет предъявлено обвинение и по другим, не менее серьезным статьям УК РФ.

Рассказывала об этом уголовном деле Олеся Геннадьевна Малицкая, руководитель специально созданной следственной группы. Вот теперь дошла очередь до арифметического этюда, который поможет наглядно представить этот титанический труд пяти следователей. Две этих величины, 570 и 5, дают высоту, равную примерно восьмиэтажному дому…

Следователь - одна из немногих профессий, чья суть - в самом названии. Собирать доказательства по уголовному делу - это и значит идти по следу, следовать за мыслью преступника, его эмоциями. Так следовал за Раскольниковым Порфирий Петрович, убежденный, что тот от него «психологически не убежит». Да вот только психология у нынешних преступлений все-таки иная, чем в середине 19-го века. (Роман Достоевского упомянут никак не всуе. Будет, будет ниже пример уголовного дела, ассоциативно отсылающий к «Преступлению и наказанию»).

Рембрандт и другие
Поскольку преступления совершаются в разных сферах, следователь обязан разбираться во всем: банковском деле, финансово-экономических отношениях, авторском праве… Но кругозор - далеко не то единственное и даже не первое в списке требований, предъявляемых Александром Федоровичем к представителям своей профессии.

- Я бы во главу угла поставил чувство собственного достоинства. А там - будь ты хоть следователем, хоть хоккеистом, да кем угодно - оно и только оно не позволит тебе просто отбывать номер. Заставит, если есть это чувство, освоить тонкости профессии, потому что без усилий профессионалом не стать. Инициативность, настойчивость, умение организовать свое рабочее время, ответственность, конечно же, - все это обязательно присутствует в нашем деле. Психологическая важна устойчивость, когда глаза боятся, а руки делают. Я говорю своим следователям: почаще смотрите на себя глазами того человека, чье мнение вам дорого. Если же свести любую деятельность к какой-то емкой формуле, то вот она: меньше слов - больше дел. Но хороший словарный запас для следователя тоже обязателен.

Многомесячные расследования уголовных дел обусловлены объемом той громадной работы, которую нужно провести следователям для передачи дела в суд. Около двух лет длилось расследование уголовного дела в отношении пяти граждан, ущерб от действий которых составил 224 миллиона рублей. Чтобы довести дело до суда, то есть собрать все необходимые доказательства, следователи допросили 900 человек из числа заемщиков, созаемщиков, поручителей. В общей сложности обвиняемые (дело сейчас находится на рассмотрении в Первомайском районном суде) оформили более 300 кредитов. Помимо мошенничества в особо крупном размере, им также предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 174-1 УК РФ - «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения преступления». Одно только обвинительное заключение 194-томного дела составило 30 томов.

«Рембрандт заменил самодовольное мещанство так называемых малых голландцев трагическим портретом, Сезанн отвернулся от сладкого уюта буржуазных пейзажей - и занялся строительством мира, собирая разбросанные впечатлительными буржуа пятнышки в новую конструкцию», - снова дало о себе знать радио.

Мысль такова, что не отмахнешься. Тем более что прекрасно вписывается если не в сам текст, то в контекст разговора. Упоминалось уже, если помните, здесь слово «рисуешь», прямее некуда отсылающее к художникам. Им так же хорошо, как великим спортсменам. Тут тоже есть свои рекорды. Леонардо да Винчи, говорят, выписывал губы Моны Лизы восемь лет, и не об этой ли неспешности говорит ее загадочная полуулыбка-полуусмешка? Загадок в работе следователя (не путать с секретами мастерства) не может быть в принципе - как раз их и должны снять опросы-допросы, очные ставки, экспертизы, показания на месте, опознания, другие разнообразные следственные действия. Следователь, он ведь своего рода Сезанн и есть: собирает, строит конструкцию уголовного дела по кусочкам, по «пятнышкам».

Но, может быть, пора процитировать и какое-нибудь обвинительное заключение - для стилистического хотя бы разнообразия. Вот оно-то и будет примером, отсылающим к Достоевскому, к вечной, пока мир стоит, жертве Сонечки Мармеладовой. «В августе 2006 г. организатор преступной группы Соловьев С. В. совершил действия, направленные на расширение преступной деятельности организованной группы, на совершенствование ее форм и методов, превращение преступной группы в структурированную организованную группу и вовлечение в ее состав новых членов».

Речь идет вот о чем. Этот самый Соловьев С. В. обвинялся в нарушении таких статей УК РФ, как «Вовлечение занятий проституцией», «Организации занятия проституцией», создав для этой незаконной деятельности организованную группу. Неминуемое случилось 27 декабря 2010 года, когда Омский областной суд вынес приговор: «Назначить Соловьеву С. В. наказание 6 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима».

Получили свои сроки, кто реальные, а кто условные, и другие 19 фигурантов этого уголовного дела. В приговоре лишь чуть меньше страниц, чем в «Преступлении и наказании».
Есть бесчисленное количество других уголовных дел, достойных упоминания. Но, памятуя о принципе «меньше слов - больше дел», приходится ставить точку: слов уже затрачено под полторы тысячи. Интересно, хватит этого словарного запаса, чтобы стать хорошим следователем?

Александр ЛИЗУНОВ
Фото Евгения Кармаева
©
URL: http://omskregion.info/news/2661-razgovor_so_sledovatelem/
Дата публикации:04/04/2012 11:13